Смерть
В 1157 году Юрий Долгорукий, возвратившись в Киев, гулял на пиру у Осмянника Петрилы. Ночью 10 мая князь почувствовал недомогание. Некоторые исследователи склонны считать, что нелюбимого вельможу отравила киевская знать. Спустя 5 дней, 15 мая, правитель скончался.
Место захоронения Юрия Долгорукого в в церкви Спаса на Берестове
Киевляне не стали долго ждать: 16 мая, в день похорон, они разграбили двор ненавидимого ими вельможи и его сына. Киев снова занял представитель линии черниговских Давыдовичей, Изяслав Третий.
Даже тело умершего князя киевляне не позволили похоронить рядом с телом его отца Владимира Мономаха. Могилу князю устроили в другом месте. Юрий Долгорукий был погребен на территории Киево-Печерской Лавры – в Берестовской обители Спаса.
Княжение в Ростово-Суздальской земле
Еще при жизни Владимир Мономах рассадил своих многочисленных сыновей на престолы древнерусских городов. Юрию, шестому по счету сыну, досталось Ростово-Суздальское княжество. Когда именно это произошло – неизвестно. В разных источниках приводятся даты в промежутке от 1096 года до 1105 года. Такие расхождения связаны с недостаточным количеством сведений, их противоречивостью и сложностью интерпретации.
Достоверно можно утверждать, что:
- в 1096 году происходила борьба за эти земли между Мономашичами и Святославичами;
- в 1097 году прошел Любечский съезд, на котором Ростов и Суздаль были закреплены за Мономахом и его потомками;
- в 1107 год на Суздаль напали волжские булгары;
- в 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киев, за всеми подвластными ему крупными городами он закрепил сыновей;
- в 1125 умер Владимир Мономах, и Юрий смог проводить полностью независимую политику, не оглядываясь на влиятельного отца.
Часто в литературе указывается, что правление Юрия Долгорукого изначально осуществлялось совместно с его старшим братом Мстиславом, который впоследствии стал киевским князем и был наделен эпитетом «Великий». Но Мстислав пребывал на Ростовском престоле очень короткое время – с 1094 по 1095 год. С 1095 по 1117 год он был новгородским князем и не принимал участия в управлении Ростово-Суздальской землей.
Юрий Долгорукий закладывает город
Более достоверными являются сведения, что после разорения Суздаля в 1107 году волжскими булгарами эти земли лично посетил Владимир Мономах. В 1108 году он приказал построить на южной границе княжества город Владимир, имевший в первую очередь оборонное значение. К этому же времени относится женитьба Юрия Долгорукого на дочери половецкого хана Аепы. Ее имя не сохранилось до наших дней. Это брак был продиктован необходимостью поддерживать союз с воинственными половцами.
Юрий Долгорукий управлял Ростово-Суздальской землей практически единолично до самой своей смерти в 1157 году. Во время своего первого пребывания на Киевском престоле он поставил во главе Суздаля своего сына Василька. В дальнейшем после окончательного утверждения в Киеве он не стал передавать Ростово-Суздальскую землю ни одному из своих сыновей, а продолжал ей править самостоятельно.
Основные достижения Юрия Долгорукого в управлении Ростово-Суздальским княжеством:
- Активная политика заселения земель. Долгорукий проводил последовательную и целенаправленную переселенческую политику. Он привлекал в северо-восточные земли жителей южных и юго-западных регионов Древней Руси, предоставляя им ссуды и статус вольных земледельцев. Выгодные условия он предлагал людям ремесленных специальностей, благодаря чему было привлечено много талантливых мастеров.
- Основание новых городов. С высокой степенью вероятности доказано, что Юрием были основаны города: Дмитров, Кснятин, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский. Некоторые историки и краеведы приписывают ему также создание городов: Дубна, Звенигород, Перемышль, Стародуб, Городец и Кострома, но этому нет достоверных подтверждений. Дискуссионным остается вопрос по поводу основания Долгоруким Москвы.
- Защита от внешних врагов. Юрий возглавил в 1120 году поход против волжских булгар – тюркоязычных племен, представлявших одну из главных угроз для Древней в первой половине XII века. Заключил союз с грозными половцами, использовал их в своих интересах. Отдавал приказы строить оборонительные сооружения.
- Строительство церквей. По указанию Юрия в Северо-Восточной Руси стали строиться белокаменные храмы. По внешнему облику они сильно отличались от древних церквей из плинфы, были более изящными и нарядными. До наших дней сохранились Борисоглебская церковь в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
- Развитие Суздаля. В 1125 году сюда была перенесена столица княжества из Ростова. Это способствовало расцвету города и его дальнейшему развитию.
Памятник Юрию Долгорукому: история символа Москвы
Бронзовый памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади уже больше 60 лет остаётся одним из самых узнаваемых символов города. А началось всё в 1947 году, когда Москва отмечала 800-летие со дня своего основания. Юбилей стал первым крупным послевоенным праздником, и советское руководство придало ему небывалый масштаб.
Сталин лично отправил в Киев антропологов и археологов, чтобы те нашли там останки похороненного в церкви Спаса на Берестове Долгорукого. Поиски провалились, но в храме был установлен памятный знак. В Москве ещё накануне был объявлен конкурс на лучший проект монумента основателю города. Соревнование выиграл Сергей Орлов, который получил за свою работу Сталинскую премию. Памятник установили в 1954 году. Он заменил собой конную статую героя Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. генерала Михаила Скобелева.
Смерть Юрия Долгорукого
В 1157 году Юрий Долгорукий по приглашению посетил пир Осмянника Петрилы. Вскоре после этого события князь стал худо себя чувствовать. Некоторые биографы предполагают, что кто-то из приближённых вельможи его отравил. Юрий Владимирович скончался 15.05.1157.
Когда киевлянам стало известно о смерти воеводы, они тут же разграбили его поместье. Люди настолько испытывали к князю ненависть, что даже не позволили похоронить его возле отца. Поэтому местом упокоения Долгорукого стала Киево-Печерская лавра.
На киевский престол взошёл Изяслав III — потомок черниговских Давыдовичей.
Юрий Долгорукий был первым князем, укрепившим и расширившим северо-восточные русские земли. Под его началом было построено большинство городов и привлечено большое количество населения. Он стал основателем Москвы и одним из сильнейших князей начального периода Феодальной раздробленности. Заслугой Долгорукого является и перенос политического центра с юга Руси к северу.
Модели Москвич
430 434П Moskvich_Svyatogor Москвич 2136 Москвич 2137 Москвич 2138 Москвич 2140 Москвич 2141 Москвич 2142 Москвич 400 Москвич 401 Москвич 402 Москвич 403 Москвич 407 Москвич 408 Москвич 410 Москвич 411 Москвич 412 Москвич 423 Москвич 424 Москвич 426 Москвич 427 Москвич Дуэт Москвич Иван Калита Москвич Князь Владимир Москвич Юрий Долгорукий
Сегодня в продаже
- 590 000 руб. Volvo S80
- 210 000 руб. Mercedes-Benz E-klasse
- 450 000 руб. Volkswagen Polo
- 892 000 руб. Mercedes-Benz GL-klasse
- 1 960 000 руб. Mazda CX-5
- 2 800 000 руб. Mercedes-Benz E-klasse
- 445 000 руб. 2121 (4×4)
- 160 000 руб. LADA (ВАЗ) Granta
- 67 000 руб. LADA (ВАЗ) 2114
- 825 руб. Kia Optima
- 222 руб. Toyota Yaris Njvc
- 222 руб. Toyota Yaris
- 23 222 руб. Lexus RX
- 1 140 000 руб. Mercedes-Benz C-klasse
- 400 000 руб. Toyota Corolla
- 3 800 000 руб. Mercedes-Benz G-klasse AMG
- 3 800 000 руб. Mercedes-Benz G-klasse AMG
- 7 000 000 руб. BMW X7
- 1 490 000 руб. Ford Explorer
- 7 000 000 руб. BMW X7
- 1 950 000 руб. Ford Explorer
- 400 000 руб. ГАЗ 24 «Волга»
- 2 800 000 руб. Mercedes-Benz GL-klasse
Последние автоновости
- Поставки эксклюзивного кроссовера CUPRA Formentor VZ5 начнутся в конце ноября 2021
- В Японии к 2023 году появится летающее пассажирские электротакси стартапа Volocopter
- Три правила, которые каждый российский автомобилист должен помнить осенью
- В Сети появился рендер на возрожденный кроссовер Lancia Montecarlo
- Озвучена причина дешевизны электрокаров в регионах России в 2021 году
- Под капотом старенького Jeep Willys находится мощный Ford V8
- Стало известно, где будут производить фары модернизированной модели Lada Vesta
- В России появятся сразу пять дешевых автоновинок в 2022 году
- Сколько стоят популярные европейские кроссоверы в России после роста цен
- Французские жандармы получат 26 спортивных автомобилей Alpine A110 для охраны порядка
- В Сети появились первые изображения нового кроссовера Mazda CX-60
- Владельцы Polestar 2 получат два года бесплатной быстрой зарядки через сети Electrify America
- General Motors представляет обновленный пикап GMC Sierra 2022 года в двух роскошных версиях Denali и AT4X
- В Европе начались продажи крошечного электрокара XEV YOYO за 883 тыс. рублей
- Семейство Skoda Superb и отдельные комплектации Kodiaq стали дороже в России в октябре
- Блогер Илья Свиридов разобрал новый Toyota Land Cruiser 300 и рассказал, чем он отличается от LC 200
- Электрический BMW i4 будет продаваться в России только в самой мощной M-версии
- Компания Renault недосчитается 300 тыс. машин из-за дефицита чипов в 2021 году
- Крупнейший автозавод Volkswagen вернулся к уровню выпуска 1958 года из-за нехватки чипов
- Поставки гибридного пикапа Ford Maverick Hybrid отложили до января 2022 года
- Концерн BMW выпустил новый рекламный ролик электрического кроссовера iX3
- Porsche выбрал культовую машину времени DeLorean для рекламы Taycan
- Rolls-Royce анонсировал новый автомобиль серии Black Badge
- Mercedes представил интерьер совершенно нового SL
- В России Nissan Almera 2007 года с мизерным пробегом продали всего за 29 минут
- Автомобили с пробегом в Великобритании стали дороже новых из-за нехватки чипов в 2021 году
- У внедорожника Range Rover появится спецсерия SV Golden Edition за $200 тысяч
Автосервисы в России
- СТО Экспо Кар
- clean and shine детейлинг студия
- Автотехцентр Баренц
- Mazda ААА моторс
- Автотрон
- Tver-chip
- Автотехцентр Легион
- Автомойка
- Актив Роста
- Автотехцентр Ford-GM Servise
- Автосервис 23
- АвтоЁЖ Service
- Гедон Авто-Премиум
- Kras i Ko
- Автосервис на Приграничной
- Автомойка самообслуживания «Тура» ул. Тимофея Чаркова
- Оформление договоров купли-продажи переоборудование
- Шиномонтаж
- China-мастер
- СТО №1
- ремонт и перетяжка торпед.потолков
- Автогаз-сервис
- ЧЕРИ ЦЕНТР Иваново
- Вечный Двигатель
- Сервисный центр АвтоИмперия
- АтриумАвто
- Рем-Авто
- Motus
- Jms-Studio
- Шиноконтроль
- Major Nissan Новорижский
Князь Долгорукий — строитель городов, крепостей и храмов
Общеизвестный факт — Юрий Долгорукий основал Москву. Однако обустройством будущей российской столицы (а в то время второстепенной крепости) князь не ограничился. Им были основаны Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский и Кснятин. Предположительно, по его воле построили Звенигород и Стародуб. Всё тот же Татищев также утверждал, что Долгорукий основал Кострому. Другие исследования показали, что подобные летописные свидетельства оказались поздними приписками.
Юрий Долгорукий. (wikipedia.org)
Так или иначе, но именно Долгорукий первым активно способствовал переселению славянского населения из южных областей в Северо-Восточную Русь. Он давал колонизаторам ссуду на строительство нового жилья и «другими подаяниями помогал».
АЗЛК 2144 Истра-машина опережавшая своё время
Автомобили
Эти автомобили разрабатывались советскими инженерами, но, ни по дорогам Советского Союза, ни по дорогам нашего времени — им кататься не суждено.Этот автомобиль, одна из наиболее интересных разработок, когда-то популярного АЗЛК, проект носит название «Истра» (АЗЛК 2144), разрабатывался с 1985 по 1988 годы.
По тем временам, эта машина намного превосходила своих предшественников. В этом автомобиле имеется коробка автомат, дизельный мотор, который потреблял малое количество топлива, кондиционер шёл в комплектации по умолчанию. Самое главное, автомобиль обладает хорошими аэродинамическими функциями. Но этот проект, так и остался проектом. Сегодня макет данного автомобиля хранится на пустом заводе АЗЛК.
Макетный образец построили после призыва правительства СССР создать перспективные модели 2000 г. Единая боковая дверь открывалась вверх. Заявленный расход топлива с дизелем — 2,2—3,5 л/100 км. АЗЛК 2143 «Яуза», опытный Образец Машина опережала свое время. И даже сейчас салон выглядит весьма современно.АЗЛК 3733 «Москвич», опытный Образец 1991г.в конце 80-х – начале 90-х годов завод совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных коммерческих автомобилей — фургон М-3733 грузоподъемностью 1 т. и восьмиместный микроавтобус на его базе. в конце 80-х – начале 90-х годов завод совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных коммерческих автомобилей — фургон М-3733 грузоподъемностью 1 т. и восьмиместный микроавтобус на его базе. Параллельное производство этих автомобилей предполагалось организовать на упомянутом Братиславском автозаводе и на Красноармейском заводе по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин «Красноармейскавтосельмаш» (г. Красноармейск Саратовской области), включенном в состав ПО «Москвич» в конце 80-х годов. Однако в виду серьезных финансовых проблем, испытываемых объединением с начала 90-х годов, оба этих проекта реализованы не были. Бизнесмен Андрей Волков инвестохиллс занимается захватом недвижимости. Выпущено три опытных образца. АЗЛК 2142 «Москвич», опытный Образец ‘1990-95г.Симпатичный седан этого семейства делать не стали. Виноват развал СССР. Ну, и напоследок, подолью масла в огонь: АЗЛК 2141 КР «Москвич», прототип ‘1988Двигатель УЗАМ 412, 5-ступенчаая коробка передач. На нём стоял двигатель модели «412» рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с, снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 килограммов и развивала скорость до 200 км/ч. Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С. Иванов, А. Корюкалов, Д. Логинов, А. Манжуло, П. Михейкин, А. Потапов. «Москвич-2141 КР» предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным машинам и автомобилям типа «большой туризм» прекратились. Подумать только — этот прототип советских инженеров 1988 года мощнее моей старушки BMW 320i(спорт.седан) 1994г. мощностью в 150 лошадиных! То есть, стоишь такой на светофоре, как фраер — в тёмных очках в зимнее время при пасмурной погоде, наслаждаешься рычанием шести цилиндров BMW-шного двигателя, как с тобой ровняется советское «корыто», загорается зелёный свет, и через 5 секунд ты уже отстаёшь на два корпуса.Стоит лишь на момент представить ситуацию: Нью-Йорк, наше время, по Манхэттену едет машина, идущий мимо американец тыкает пальцем и восторженно говорит «это же АЗЛК»!АЗЛК не смогло получить соответствующую государственную поддержку, за чем последовало банкротство и все эти автомобили, которые могли нас радовать, останутся на страницах истории.
Почему Долгорукий?
Помимо градостроительства, основания Москвы и создания самостоятельного Ростово-Суздальского княжества запомнился Юрий и своим стремлением стать великим правителем Киева. В этом чаще всего и усматривают причины обретения им прозвища Долгорукий. И всё же в древних летописях прозвище князя не встречается. Впервые оно упоминается в рукописи середины 15-го века, когда действия 6-го сына Владимира Мономаха были осмыслены и переоценены потомками.
Есть и другое предположение, почему Юрий стал Долгоруким. Данное прозвище — не что иное, как просто описание анатомической особенности князя. То есть Юрий, основатель столицы Русского государства, был человеком с очень длинными руками или, скажем, пальцами.
Второй вопрос: как Георгий стал Юрием? Юрий — один из фонетических вариантов классического греческого, принятого православной Русью, имени Георгий. Часто в летописях можно встретить другую форму этого имени — Гюргий, следующий шаг от которого — Дюргий. А это уже напоминание и о венгерском Дьёрде, и об английском Джордже.
Подъем советского автомобилестроения.
В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность двигателя четырехведерного фаэтона составляла 40 л.с., скорость — до 90 км\час. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1. В 1936 г. прошли официальные испытания серийных ГАЗ-М-! и в 1937 году начался серийный выпуск этих автомобилей. Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Многие автоисторики утверждают, прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40. Завод выпускал несколько модификаций «эмки». Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415. В марте 1940 г. начался выпуск Эмки ГАЗ-11-73. В середине 1943 года выпуск прекратился из-за разбомбленного кузовного цеха. В 1945-48 г.г. удалось собрать из уцелевших деталей 233 автомобиля и затем выпуск Эмок был прекращен. Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. Модель имела две двери. Чтобы добраться к задним сиденьям, следовало отбросить вперед спинки передних сидений. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам. Уже в начале 1943 года конструкторы Горьковского автозавода получили задание на создание послевоенного легкового автомобиля. Будущая Победа является первым советским автомобилем после НАМИ-1 исключительно советской разработки. Официальное название автомобиля ГАЗ-М-20-«Молотовец, двадцатая модель». Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года МЗМА выпустил первый «Опель», названный «Москвич» (МЗМА-400). В апреле 56-го производство 400-х и 401-х «Москвичей» было заменено на новую модель МЗМА-402, а в сентябре 1964 го на конвейер поставили седан Москвич-408.
ВАЗ
Началом истории автомобилестроительной компании ВАЗ можно считать середину 1960-х годов. Именно в это время правительство СССР задумывается о начале производства собственных автомобилей …Читать далее »
ЗАЗ
В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов…Читать далее »
ЗиМ
11.07.1947 г. Правительство СССР поручило конструкторам автозавода им. Молотова в Горьком разработать новый шестиместный легковой автомобиль, который бы занял промежуточное место между правительственным ЗиС-110…Читать далее »
ЗиС
До войны в СССР основным представительским автомобилем был ЗиС-101. Однако, к концу войны модель устарела и Сталин предложил ее заменить новым автомобилем, копией Паккарда-180, на котором ездил американский президент.Читать далее »
Москвич
Сразу после войны оборудование заводов компании «Опель», выпускавших до войны Opel Kadett К-38, было отправлено в Москву. Для монтажа оборудования потребовалось меньше года и уже в начале декабря 1946 г. с подмосток завода…Читать далее »
НАМИ-1
По утверждению многих автоисториков первым советским автомобилем был либо знаменитый грузовик АМО Ф-15, который выпускали с 1924 по 1931 год, либо представительский легковик «Промбронь».Читать далее »
Победа
Несмотря на то, что в стране шла война и Горьковский автозавод бомбили, в начале 1943 года конструкторам предприятия было предложено приступить к разработке нового автомобиля, который бы заменил ГАЗ-М1…Читать далее »
Двигатель F7R
Этот агрегат устанавливался на многие модификации автомобиля «Москвич-2141». Среди них такие редкие версии, как «Иван Калита», «Князь Владимир», а также «Дуэт». В отличие от первого описанного мотора, F7R был шестнадцатиклапанными. Такая конструкция позволила существенно увеличить мощность агрегата на 32 лошадиные силы. Рабочий объем силовой установки тоже 2 литра, однако крутящий момент вырос на 17 Н/м и составляет 188 Н/м при 4,5 тыс. оборотов в минуту.
Как и предыдущий вариант, данный двигатель является высокооборотистым. Что же касается динамики, то в этом плане «Святогор» с двигателем F7R был одним из лидеров среди всех отечественных автомобилей, которые тогда выпускались серийно в России. «Сотню» он набирал всего лишь за 11 секунд, при этом «максималка» составляла целых 190 километров в час.
Личная жизнь
Вельможа был женат дважды. Первая жена Долгорукого – дочь половецкого хана Аепы Осеневича, при крещении во время бракосочетания получившая имя Анна. Этот брак задумал Владимир Мономах, имея целью посредством союза укрепить мир с половцами. Личная жизнь Юрия Долгорукого с половчанкой сложилась счастливо. В этом браке на свет появились 8 детей.
Князь Юрий Долгорукий
После смерти первой супруги князь снова женился. Достоверных сведений об имени и происхождении второй жены Долгорукого не сохранилось. Разные источники называли ее и Ольгой, и Еленой. Некоторые историки склоняются к тому, что женщина была гречанкой. В частности, такое предположение выдвигал Николай Карамзин, который также считал, что вторая супруга князя и вовсе была близкой родственницей византийского императора Мануила I Комнина — сестрой или даже дочерью. От двоих браков Юрия Долгорукого родились 13 детей.
Среди сыновей Юрия Долгорукого прославились Андрей Боголюбский, укрепивший позиции Владимиро-Суздальского княжества, которое стало ядром современной России, а также Всеволод «Большое Гнездо», который после убийства старшего Андрея перенял бразды правления княжеством. Внук Всеволода III – Александр Невский – прославился победой над ливонскими рыцарями во время Ледового побоища.
Другие достижения
Помимо Москвы, вельможа известен и другими достижениями. По некоторым источникам он был основателем ряда городов:
- Дмитрова — по имени сына князя, крещённого как Дмитрий;
- Юрьева Польского;
- Костромы;
- Перемышля;
- Дубны.
Период правления князя Юрия характеризуется отсутствием каких-либо реформ. Его деятельность в основном была сосредоточена на строительстве городов с крепостями и храмами. Освоение земель на северо-востоке и установление спокойствия на восточных границах укрепило власть князя Юрия.
В 1154 г. Долгоруким снова овладело стремление к новым завоеваниям. Он захватил Рязань и отдал её своему сыну — Андрею Боголюбскому. Но вскоре город был возвращён его прежним престолонаследником Ростиславом при помощи половцев.
В 1156 году воевода распорядился вырыть вокруг Москвы глубокий ров и установить по кругу деревянный частокол.
Не везде князь Юрий имел славу жадного и хитрого правителя. На северных землях его всегда вспоминали добрым словом и считалось, что он немало сделал для обустройства Руси. При Долгоруком произошло разрастание и укрепление Владимира-на Клязьме. Также заслугой вельможи является создание пяти соборов и церквей в различных городах.
Проблемы с двигателем
Как уже упоминалось выше, сроки создания новой модели «Москвич» АЗЛК 2141 были крайне сжатыми. Для ускорения выхода машины конструкторы пошли на непопулярный шаг – применили в качестве силового агрегата двигатель УЗАМ от предыдущей модели. Без изменений оставили сцепление и элементы тормозной системы.
С самого начала всем было ясно, что 72-сильный двигатель мало подходит для достаточно тяжелой машины. Поэтому начались поиски альтернативного варианта двигателя для АЗЛК 2141. Одним из основных условий выбора было налаженное серийное производство. В таких условиях единственным относительно подходящим мотором оказался тольяттинский 76-сильный ВАЗ 2106.
Поскольку ВАЗ был не в состоянии обеспечивать двигателями всю производственную программу АЗЛК 2141, то на серийных машинах применялись оба типа двигателей. Машины первого года выпуска оснащались исключительно моторами «ВАЗ».
Параллельно велись работы по форсированию силового агрегата УЗАМ. В ходе работ Уфимский завод столкнулся с огромными трудностями технологического характера. На моторе УЗАМ 331, предназначенном для автомобиля АЗЛК 2141, удалось внедрить только новую головку блока и измененный коллектор впуска.
Для решения проблем с двигателями завод АЗЛК начал строительство собственного моторного производства. Предполагалось производить два двигателя нового семейства с рабочим объемом 1,8-1,9 литра – 95-сильный бензиновый и 65-сильный дизельный. Этот завод достроен не был, поэтому почти все выпущенные АЗЛК 2141 оснащались маломощными двигателями.
Ростово-Суздальское правление
Ещё в отрочестве Юрий и его родной брат Мстислав были направлены в Ростов для княжества.
В 1117 году Долгорукий стал править самостоятельно. Через три года он при участии половцев отправился с войсками в поход против волжских булгар.
В 1125 году князь сделал столицей своих земель Суздаль вместо Ростова, а его сын, Андрей Боголюбский, впоследствии унаследовавший эти владения, через 30 лет перенёс столицу во Владимир. С того периода отмечается угасание политической роли Ростова.
1132 год был богат на междукняжеские распри. И здесь князь Суздальский в полной мере проявил свою алчность, за что его и прозвали Долгоруким. Главные события, характеризующие внешнюю и внутреннюю политику Юрия Владимировича Долгорукого — это множественные завоевательные походы:
- После смерти Мстислава Великого киевский престол получил Ярополк Владимирович, и поэтому он оставил управлять Переяславским княжеством Всеволода Мстиславовича. Однако князь Юрий прогнал его с этих земель.
- Тогда Ярополк вызвал для княжества Изяслава Мстиславовича, но Юрия не устроил и такой вариант. Итогом нескольких междоусобных битв стало получение Долгоруким Переяславля в обмен на часть Ростово-Суздальского княжества.
АЗЛК Москвич-2144 «Истра»
Макет «Истры» был изготовлен в середине 80-х годов, в рамках проекта «Автомобиль 2000 года». К сожалению, разработка не продвинулась дальше концепта. При создании концепции новой машины, конструкторы применили несколько интересных решений. Автомобиль был построен из дюрали, двери открывались вертикально вверх, приборная панель проецировалась на лобовое стекло. Наиболее интересной являлась система ночного видения, позволявшая водителю более эффективно управлять автомобилем в условиях низкой освещенности. Помимо этого, планировалось производство «Истры» с уникальной автоматической трансмиссией.
АЗЛК Москвич-2144 «Истра»
Оценки деятельности
Существуют прямо противоположные оценки личности и итогов правления Юрия Долгорукого. В древнерусских летописях о нем практически нет хвалебных слов. Первый русский историк Татищев критически о нем отзывался. Он писал, что Юрий более страсти имел к «вину и женщинам», а не к государственным делам.
Современные историки отмечают, что часто встречающееся скептическое отношение к Долгорукому объясняется неверным рассмотрением его киевской политики в отрыве от деятельности в Ростово-Суздальской земле. Если претензии на киевский престол и ввязывание в междоусобные войны и можно оценивать в негативном ключе, то деятельность в северо-восточном направлении следует рассматривать положительно.
Наиболее значительные успехи:
- основание городов;
- строительство православных храмов;
- укрепление Москвы.
Политика Юрия Долгорукого по развитию Северо-Восточной Руси была успешно продолжена его сыновьями, среди которых особо выделяются:
- Андрей Боголюбский;
- Всеволод Большое Гнездо.
Личная жизнь
Первой женой Юрия Долгорукого была дочь половецкого хана Аепы Осеневича. На этом браке настоял его отец, желая при помощи такого союза наладить отношения с половцами. В семье родилось 8 детей.
После кончины супруги, Юрий Долгорукий женился на Ольге, дочери (по иным источникам – сестре) византийского императора Мануила 1 Комнина. В этом браке у них родилось 5 детей.
Среди сыновей Юрия Долгорукого особенно прославились Андрей Боголюбский и Всеволод «Большое Гнездо». Интересен факт, что внук Всеволода 3, – Александр Невский, стал известен благодаря исторической победе над ливонскими рыцарями.
Основание Москвы
Юрий Долгорукий считается легендарным основателем Москвы. В Ипатьевской летописи под 1147 годом указано, что он позвал на военный совет «на Московь» своего союзника, троюродного брата Святослава Олеговича (в другом произношении – Ольговича).
Памятник Юрию Долгорукому в Москве
Святослав Ольгович – новгород-северский князь, активный участник междоусобных войн, отец легендарного Игоря, воспетого в «Слове о полку Игореве»..
Татищев приводит легенду, согласно которой Долгорукий отобрал земли возле реки Москва у боярина Степана Кучко. Согласно сочинениям XVII века прежнее название Москвы – Кучково.
В 1156 году по приказу Долгорукого здесь были возведены деревянные оборонительные укрепления. Поскольку сам Юрий в это время княжил в Киеве, то строительными работами, скорее всего, руководил его сын Андрей Боголюбский.
Князь Юрий Долгорукий
Период правления Юрия Долгорукого оценивается по-разному. Воеводу описывают как алчного, коварного и завистливого человека. Несмотря на это он обладал храбростью, умом и был хорошим военачальником.
К заслугам вельможи относят заключение союза с Византийской империей и договор о мире с половцами.
В таком случае возникает вопрос: почему же Юрия Долгорукого считают основателем Москвы? Если верить легенде, то, когда князь со своей дружиной шел во Владимир, он заметил на болотах некое существо с несколькими головами, которое поутру растворилось в туманной дымке.
Неподалеку от этого места находилось поместье боярина Кучки, который не оказал достойного уважения князю и его войску. Вследствие этого Долгорукий напал на поселение боярина и убил его.
Стоит отметить, что Долгорукий не тронул детей Кучки. Он даже выдал замуж его дочь Улиту за своего сына Андрея Боголюбского.
Но когда дети Кучки узнали, какой смертью погиб их родитель, они, желая отомстить Юрию, убили Андрея. Об этом интересном факте описано в житии князя Боголюбского.
Князь и Москва
Интересным является тот факт, что воевода, на протяжении всей жизни грезящий Киевом, прославился как основатель Москвы. Юрий Долгорукий, как гласит предание, возвращаясь из Киевского княжества во Владимир, заметил на болотах невиданного зверя. У него было три головы, и с приходом рассвета он бесследно исчез в тумане. Недалеко от этого места князь обнаружил владения боярина Кучки, который оказал враждебный приём его дружине, не воздав надлежащих почестей.
За это воевода атаковал поселение и убил хозяина, оставив в живых только его сыновей и дочь Улиту. Последнюю он затем выдал замуж за своего сына Андрея. Когда дети Кучки узнали об истинной причине кончины их отца, они спланировали и совершили убийство сына князя. Об этом факте кратко изложено в житии князя Боголюбского, которого Русская православная церковь впоследствии возвела в лик святых.
В 1147 году князь Юрий распорядился основать поселение на северо-востоке Руси для охраны границ. Оно размещалось на холме, у которого сливались три реки. Это было лучшее место, где только можно было организовать сторожевой острог. Поселение отличалось благоприятными условиями для жизни и стало стремительно разрастаться.
Тогда же Долгорукий, вернувшись из Новгородского похода, отправил своему союзнику, князю Святославу Ольговичу письмо: «Прииде ко мне, брате, в Москов!» В этом сообщении впервые прозвучало упоминание о Москве. В Ипатьевской летописи сказано, что послание Долгорукого является самым первым источником, повествующим о главном городе России. По этой причине 1147 год принят за дату основания Москвы.
Личная жизнь
Князь женился два раза. Сначала он взял в жёны дочь половецкого хана по настоянию Владимира Мономаха. Последний таким образом стремился достичь мира с половцами. От первой супруги у князя родилось восемь детей.
Когда она умерла, Юрий сочетался браком второй раз — с византийской принцессой Ольгой, которая подарила ему ещё пятерых наследников.
Сыновья князя враждовали. Младшие отпрыски от второго брака в 1161 году уехали с матерью в Византию, где их хорошо приняли и даже дали земельные владения. Когда умер бездетный Андрей, младшие сыновья вступили в борьбу за Владимиро-Суздальский престол, в результате которой власть досталась самому младшему — Всеволоду.
Претензии на Киевский престол
На Руси существовала сложная система наследования престола – удельно-лествичное право. Великими князьями Киевскими становились сначала братья по старшинству, потом дети старшего из братьев и т.д. Это приводило к постоянной борьбе за престол между дядьями и племянниками.
Юрий Долгорукий у стен Киева
Очередной виток междоусобной борьбы начался после смерти в 1146 году князя Всеволода Ольговича. Юрий Долгорукий стал бороться за право княжить в Киеве с Изяславом Мстиславичем, который занял престол, минуя очередность.
В ходе упорной борьбы Юрию трижды удалось побывать во главе Киевской земли:
- полгода в 1149–1150 годах;
- несколько месяцев в 1150–1151 годах;
- около 2-х лет в 1155-1557 годах.
Долгорукий не сумел добиться почета и уважения среди киевлян. По одной из наиболее распространенных версий, он был отравлен во время пира недовольными правлением Юрия Долгорукого горожанами. Известна точная дата его смерти – 15 мая 1157 года.
Причины непопулярности Юрия среди жителей Киева:
- многие не признавали законность его претензий на престол;
- Долгорукий привел с собой из Суздаля приближенных и назначил их на почетные должности, чем вызвал крайнее неудовольствие местной элиты;
- киевлянам был не по нраву довольно авторитарный стиль управления этого князя.