Если перепутать полярность
Индикатор заряда аккумулятора
Немало автолюбителей, снимая АКБ для подзарядки, подключают его потом неправильно, то есть путают плюс с минусом. Если провода в контактах ошибочно соединены, аккумулятор начинает сильно искрить, что может привести к перегоранию любых элементов электросхем авто. Машины, выпускаемые сейчас, как правило, имеют защиту от этого: если происходит короткое замыкание, автоматически выбиваются предохранители.
Устанавливать клеммы нужно внимательно
Если все же водитель установил обратную полярность, вместо прямой, или наоборот, может случиться следующее:
- На приборной панели исчезнут значения и подсветка;
- Перегорит диодный мост или реле напряжения;
- Выход из строя блока управления двигателем;
- Сгорит силовой предохранитель.
Как правило, серьезным повреждениям подвергаются азиатские автомобили – они не терпят, если неправильно была подключена батарея.
Стоит отметить, что перепутать контрастность не так просто, ведь:
- Плюсовой провод недостаточно длинный, и его придется сильно натягивать;
- Толстая плюсовая клемма не дает зафиксировать массовый провод.
Если перепутать полярность на аккумуляторе, происходит короткое замыкание. Это связано с тем, что водитель, как правило, не может в случае ошибки качественно зафиксировать провода на клеммах. В момент контакта получается сильное искрение, а сами клеммы имеют неподходящие размеры.
Какое оборудование использовать
Обратное направление востребовано в работе особыми установками. Специфика в том, что машина подает проволоку с некоторой скоростью на заготовку, поэтому возможен выбор нескольких типов сварки.
Например, в среде защитных газов (когда используется аргон или углекислый газ), либо с использованием проволоки, обработанной порошком. Обратная направленность тока применима при работе с газами, прямая — когда процесс выполняется порошковой проволокой (также известной как флюсовой).
Полуавтоматическая сварка предполагает ряд изменений процесса. Во-первых, подключение «держака» и «массы» меняется — на первом «плюс», на второй «минус» (обратная). Делается это для того, чтобы флюс выгорел полностью, а сварочный процесс произошел внутри образовавшегося газообразного облака. Металл будет меньше прогреваться, а разбрызгивание капель сведется к минимуму.
Прямая используется для сварки цветных металлов, когда рабочим расходным элементом выступает вольфрамовый электрод. Таким образом достигается увеличение температуры в зоне нагрева, что может быть критично для, например, алюминия.
В работе с переменным током задача пользователя — своевременно менять расходные элементы. Профессионалы же или продвинутые любители предпочитают постоянный ток как надежный залог качественной сварки. Работа с инвертором позволяет выбирать один из двух известных вариантов действий. Прямая и обратная полярность при сварке выступают способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Выбор направления диктуется рядом факторов, главные из которых — материал расходников и используемое оборудование.
Автомобильные аккумуляторы обладают такой характеристикой, как полярность
И при выборе нового аккумулятора, очень важно правильно определить нужную полярность. Иначе у вас могут возникнуть проблемы при его установке
В данной статье мы расскажем о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля.
Наиболее распространённые схемы расположения токовыводов — это прямая и обратная полярность. Также существуют и весьма экзотические варианты расположения токовыводящих элементов, но на российском рынке они не прижились. Ошибка в выборе полярности не позволит использовать батарею по назначению – токоприёмные полюсные провода, скорее всего, просто не дотянутся до соответствующих клемм. Поэтому перед покупкой нового аккумулятора лучше уточнить, какая полярность у вашего текущего аккумулятора. Так вы сможете быстро сориентироваться и избежать ошибки.
Поэтому проще всего лишь один раз определить и запомнить тип полярности аккумулятора в вашем автомобиле. Сделать это весьма несложно. На аккумуляторных батареях ёмкостью до 110 А·ч токовыводы располагаются по длинной стороне. Расположите аккумулятор этой стороной к себе
. На выводах, или рядом с ними, должны быть расположены значки «+» и «-», обозначающие соответствующие полюса. Если справа оказался плюсовой вывод (обычно он немного толще минусового), то это аккумулятор обратной полярности. А если «плюс» находится слева, то перед вами аккумулятор с прямой полярностью.
На отечественных легковых машинах (а также на большинстве автомобилей зарубежных марок, чья сборка осуществляется на территории России) установлены аккумуляторные батареи с прямой полярностью. На иномарках, собранных в других странах, установлены аккумуляторы с обратной полярностью.
Определение полярности аккумуляторов для грузовых автомобилей происходит схожим способом. Поворачиваем аккумулятор стороной с токовыводами от себя
(на грузовых аккумуляторах это короткая сторона) и смотрим где плюс и где минус. Если плюсовая клемма находится справа, то это так называемая обратная или европейская полярность. Если же плюсовая клемма слева, то это прямая или российская полярность.
Слева — европейская или обратная полярность, справа — российская или прямая полярность
Если вы осмотрели свой аккумулятор, но вам не удалось определить где у вас «Плюс» и «Минус», то вы можете обратить внимание на толщину токовыводящих клем. На большинстве используемых в Европе и России аккумуляторов толщина токовыводящих элементов задаётся единым стандартом — на плюсовой клемме она составляет 19,5 мм, а на минусовой — 17,9 мм
Разница между ними заметна не вооруженным взглядом, плюсовая клемма заметно толще. Но, также встречаются аккумуляторы с тонкими клеммами. У них толщина плюсовой клеммы — 12,7 мм, а минусовой — 11,1 мм.
Что означает прямая и обратная полярность аккумулятора
Расположение клемм на аккумуляторе происходит всегда в определенной последовательности, по стандарту стран производителей. Клеммы всего две, плюс и минус. Они могут иметь разное положение, но наиболее удобным для обслуживания оказалось вынести клеммы на крышку. При этом они бывают поднятыми или утопленными, отличая европейский и азиатский тип.
Клеммы удобно располагать на крышке с двух сторон. Прямая и обратная полярность отличают аккумуляторы только переменой места полюсов. Если прямым считают положение, когда ты читаешь надписи на лицевой стороне, а правая рука касается правой плюсовой кнопки. Обратное положение- та же рука касается отрицательной кнопки.
Это важно учитывать, покупая аккумулятор взамен старого. Подключать клеммы наоборот будет неудобно, придется наращивать один провод, укорачивать другой
Как определить – полярность аккумулятора прямая или обратная
У каждого аккумулятора есть лицевая сторона, снабженная маркетинговыми и информационными наклейками. Если поставить аккумулятор лицом к себе, клеммы располагаются по правую и левую руку.
«Прямая» полярность в маркировке иногда отмечается цифрой 1. Это российская компоновка аккумуляторов. Если аккумулятор стоит лицом, плюсовая кнопка под левой рукой, красная или с рифленым плюсом. Правая — отрицательная
«Обратная» полярность в классификациях отмечается цифрой «0». Чтобы определиться, нужно поставить аккумулятор лицом к себе. Левая рука ляжет на отрицательную клемму, а правая – на положительную.
Прямая и обратная полярность обозначают различие во внутренней схеме контактов банок на ту или другую сторону. Практически это значит, при замене аккумулятора владелец может перепутать полюса при подключении к шинам авто.
Разница между прямой и обратной полярностью аккумулятора
Ничем другим, кроме расположения полюсов, прямые и обратные схемы соединения банок в батарею не отличаются. Но при установке в гнездо не того аккумулятора могут возникнуть проблемы. Их будет еще больше, если не подойдут провода или перепутаете полярность.
Полярность грузовых аккумуляторов
Конечно, лучше поставить аккумулятор правильной полярности, но места под капотом больше, провода длиннее, поэтому правильно подсоединить можно любой аккумулятор
Важно не перепутать полюса при сборке схемы. В связи с тем что аккумуляторы для грузовиков габаритнее, вариантов подсоединения в них больше — полюса располагаются по вертикали, горизонтали и диагонали, меняясь местами
Как определить полярность аккумулятора
На грузовых авто установлены емкие и тяжелые аккумуляторы. У них точно также как определяется прямая и обратная полярность. Справа положительный полюс – прямая полярность, отрицательный – обратная.
Только смотреть нужно не с лица, а со стороны, где ближе выводы. И обратная полярность в грузовом авто маркируется цифрой «3», а прямая цифрой «4». Если контакты расположились по диагонали – они маркируются цифрой «2».
Есть еще виды расположения полюсов с маркировкой «9» и «6»
Что означает обратная полярность аккумулятора
Обратная полярность значит предусмотрена вариативность посадки – относительное расположение полюсов аккумуляторов даже у одного производителя может быть прямым и обратным.
Это позволяет эффективнее использовать подкапотное пространство, делая удобную компоновку. Тем важнее выбрать точно такой же аккумулятор.
Если полярность обратная, независимо, в грузовой или легковой машине, катод будет всегда находиться под правой рукой, при условии, что аккумулятор стоит правильно.
Смена полярности аккумулятора
Смена полярности аккумулятора может произойти случайно или преднамеренно. Если вы перепутали клеммы при прикуривании – материальные издержки как донору, так и акцептору обеспечены.
Если случайно произвели смену полярности в своем авто, то в лучшем случае сгорит главный предохранитель, в худшем – диодный мост. Чем быстрее заметили косяк – тем меньше потери.
Смена полярности, как переполюсовка применяется для возвращения работоспособности сульфатированному АКБ. Аккумулятор с аппетитом ест сульфат свинца, очищая пластины. Но переполюсовка – работа аккумулятора вопреки правилам. Вынужденная мера должна быть временной. Гораздо лучше использовать при десульфатации двойную смену полярности.
Как идентифицировать прямую и обратную полярность?
Определение полярности АКБ Определить полярность изделия — несложно. Нужно повернуть АКБ лицевой стороной к себе. Лицевая сторона — та:
- где наклеена этикетка с характеристиками;
- при которой расположение полюсных выводов будут ближе всего к смотрящему;
- где нанесены опознавательные знаки, маркировка.
В большинстве случаев полюсные выводы подписаны «+» и «-» прямо на корпусе. Если при повороте АКБ к себе лицевой стороной положительный вывод будет располагаться слева, значит, это аккумуляторная батарея прямой полярности. Если слева размещен «-», значит, обратная. Знаки являются общепринятыми обозначениями, но их на корпусе может и не быть. Часто производители оборудования используют свою маркировку. Например, различают полюсные выводы цветом. Положительный отмечают красным колпачком, отрицательный черными или синим.
Встречаются и другие обозначения:
- обратная полярность — «0» или «R»;
- прямая полярность — «1» или «L».
Разобравшись, в чем разница между прямой и обратной полярностью аккумулятора, будет не сложно запомнить общепринятые обозначения. Они справедливы для аккумуляторных батарей, которые выпускают для легковых автомобилей. При определении типа АКБ для автобусов, грузовых авто и любой другой тяжелой техники, где применяются батареи емкость от 110 Ач, обозначения будут другими:
- левый «+» указывает на оборудование для европейской спецтехники — обратная полярность;
- правый «+» указывает на оборудование для российской спецтехники — прямая полярность.
Также при покупке АКБ нужно учитывать и различия в производстве корпусов. Азиатские изготовители аккумулирующих батарей располагают полюсные выводы так, чтобы они сильно выступали над поверхностью верхней крышки. Большинство же европейских компаний делают корпус более эргономичным, то есть утапливают клеммы. У азиатских устройства диаметры клемм значительно меньше, чем у европейский. Для сравнения Азия/Европа — «+» вывод 12.7 мм/19.5мм и «-» вывод 11.1 мм/17.9 мм.
Что такое полярность аккумулятора
Полярность – термин, определяющий расположение токовыводящих элементов на корпусе АКБ. Если не рассматривать экзотические модели, которые не встречаются в России, батареи могут иметь следующую полярность:
Прямая
Аккумуляторы данного вида разработаны в Советском Союзе, устанавливались на все грузовые, легковые автомобили, произведённые в стране. Особенность модели – плюсовой вывод расположен слева, а отрицательный – справа.
Обратная
Отличия от прямой полярности – в обратном расположении токовыводов, то есть отрицательный установлен слева, а положительный – справа. Такой аккумулятор ещё называют евро, он подходит для установки в автомобили иностранного производства, новые модели, которые собираются на российских заводах. Данный вид доминирует в магазинах, его проще найти.
Что будет если:
Перед покупкой (а иногда после нее, если приобретена не та модель) у автовладельцев могут возникнуть вопросы. Особенно часто они появляются у начинающих автомобилистов.
Подключить АКБ другой полярности
В теории можно подключить к автомобильной бортсети аккумулятор любой полярности. Они не различаются по физическим и функциональным свойствам, разница лишь в положении выводов. Главное, соблюсти полюсность – плюсовой провод должен быть подключен к плюсовой клемме АКБ, минусовой («масса») – к минусу. Для этого батарею надо развернуть так, чтобы положительная клемма оказалась на стороне положительного провода, минусовая – со стороны провода к «массе».
На практике, скорее всего, придется столкнуться с тем, что длины присоединительных проводов не хватит, чтобы осуществить такое «перекрестное» подключение. Удлинять силовые кабели разъемным или даже болтовым соединением (не говоря уж о скрутке) – плохая идея. Добавочный контакт внесет дополнительную проблемную точку в высокотоковой цепи. Потенциально это еще одна возможность окисления места соединения, повышения переходного сопротивления, как следствие – перегрева и падения части напряжения (особенно при старте двигателя). Этот путь можно использовать только тогда, когда нет иного выхода. Минусовой провод в этом случае проще всего заменить, подключив его к корпусу в ближайшем удобном месте. Можно применить отрезок проводника, применяемого для «прикуривания» — он имеет достаточное сечение и изготовлен из меди. С плюсовым проводом так не получится, проблему придется решать другим способом.
Перепутать полярность и подключить к клеммам авто
Просчитать полные последствия неправильного подключения трудно. Схема бортсети имеет довольно сложную конфигурацию, и пути тока обратного направления неисповедимы. Есть потребители, не чувствительные к полюсности питания (лампы накаливания светосигнального оборудования), а есть весьма требовательные – в основном это бортовая электроника. Если цепи питания электронных устройств имеют защиту от переполюсовки (хотя бы диод на входе), то ничего не должно произойти. Если защиты нет, нарушение полярности приведет к сверхтоку (практически к режиму короткого замыкания), что в лучшем случае вызовет перегорание предохранителя. В худшем – перегрев проводов, оплавление изоляции, выход дорогостоящего прибора из строя.
Также изменение полюсности приведет к изменению направления вращения некоторых двигателей, но не стартера. Схема с последовательным возбуждением не изменяет направление от полярности питания, поэтому двигатель, возможно, запустится (если он карбюраторный в старом автомобиле, где роль электроники сведена к минимуму). Но лучше этого не делать – встречное включение аккумулятора и генератора приведет к выходу из строя одного или сразу обоих источников питания, к оплавлению силовых проводов, а в худшем варианте – к возгоранию.
Особенно важно не перепутать полярность при запуске двигателя методом «прикуривания». В противном случае есть шанс получить два проблемных автомобиля
Поэтому при покупке батареи надо обращать внимание не только на емкость и токоотдачу. Если купить АКБ с неправильной полярностью и попытаться ее все же подключить, денежные потери могут намного превысить стоимость собственно аккумулятора
Определение полярности аккумулятора
Автомобильные аккумуляторы, как уже было сказано, бывают двух видов полярности – прямой и обратной и разница заключается только в расположении выводов тока. Как же самостоятельно определить полярность аккумулятора?
Начать необходимо с извлечения АКБ из гнезда. Затем аккумулятор поворачивают к себе стороной, на которой наклеена этикетка (это будет лицевая сторона аккумулятора). При этом обе клеммы чаще всего будут располагаться сверху коробки.
Далее необходимо определить, где какая клемма находится. Чаще всего производители маркируют клеммы знаками плюс и минус или цветами – положительные красным, а отрицательные синим или черным цветом. Так что шансов неверно определить знаки выводов, почти нет. Но если вам попался аккумулятор без маркировки, то можно воспользоваться вольтметром, чтобы проверить знаки выводов
Или же стоит обратить внимание на диаметр клемм
У клемм, одеваемых на положительный вывод, диаметр чуть больше, а у одеваемых на отрицательный – чуть меньше. Для АКБ легковых автомобилей есть два варианта полярности:
- Если положительный вывод находится справа, а отрицательный соответственно слева, то полярность такого аккумулятора обратная. Такая полярность чаще встречается у аккумуляторов для иномарок и может обозначаться цифрой ноль.
- Если же положительный вывод находится слева, а отрицательный справа, то полярность аккумулятора прямая. Такие аккумуляторы ставятся на автомобили отечественного производства. Обозначается прямая полярность цифрой один.
Важно!
Необходимо помнить про то, что других разновидностей полярности у легковых автомобилей нет, существует только прямая и обратная. Но при этом существуют АКБ различных типов и размеров – аккумуляторы могут различаться по ширине и высоте в зависимости от страны производства, клеммы могут не подходить к креплениям по той же причине (например, они могут быть рассчитаны на крепление с помощью болтов)
Поэтому перед покупкой аккумулятора важно определить не только его полярность – прямая или обратная, но и страну производства, чтобы избежать проблем с подключением
Но при этом существуют АКБ различных типов и размеров – аккумуляторы могут различаться по ширине и высоте в зависимости от страны производства, клеммы могут не подходить к креплениям по той же причине (например, они могут быть рассчитаны на крепление с помощью болтов)
Поэтому перед покупкой аккумулятора важно определить не только его полярность – прямая или обратная, но и страну производства, чтобы избежать проблем с подключением
Кроме того, у аккумуляторов американского производства выводы тока могут располагаться как на боковой поверхности, так и на верхней
Важно заранее определиться с типом необходимого аккумулятора
Определить полярность аккумулятора самостоятельно не так уж и сложно. Но если этого сделать не получилось всегда можно обратиться за консультацией к продавцам в магазине, они подберут подходящий аккумулятор в кратчайшие сроки.
Но если вы приобрели аккумулятор не той полярности, не пытайтесь его подключить, нарастив или перекрестив провода, — это может привести к повреждению батареи и более серьезным поломкам в автомобиле.
Как установить полярность при отсутствии маркировки
Иногда (чаще всего на подержанных японских автомобилях) встречаются батареи, на которых информация о полярности либо отсутствует, либо ее невозможно понять (не все могут читать иероглифы). В такой ситуации рекомендуется использовать один из следующих способов:
- Измерение диаметра клемм. Как правило, у плюсовой – он больше. Измерение проще всего проводить штангенциркулем, при его отсутствии можно попытаться надеть поочередно на обе клеммы провод с отрицательным зарядом. Если он подключается легко, значит, на своем штатном месте. Если приходится прикладывать усилия, скорее всего, соединение перепутано. Однако данный метод нельзя отнести к категории надежных и стопроцентно верных, поскольку крепление может оказаться, например, сильно ослабленным.
- Проверить налет на клеммах. Это еще один ненадежный способ. Если батарея использовалась на протяжении длительного времени, на плюсовой клемме, как правило, образуется налет белого или зеленого цвета. Однако это не всегда так, кроме того, на новом или регулярно обслуживаемом аккумуляторе такого налета может и не существовать, значит, корректно установить знаки заряда таким способом достаточно сложно.
- Использовать специальный прибор – мультиметр. Это наиболее точный способ определить полярность. Необходимо щуп черного цвета подсоединить к отрицательной клемме, красного – к положительной. Если значение напряжения на приборе будет положительным, значит, щупы присоединены корректно, и знаки заряда определены верно. При отрицательном напряжении они перепутаны. Таким образом полярность будет установлена, и владелец автомобиля сможет корректно подключить АКБ.
Определение полярности с помощью мультиметра
В заключение несколько рекомендаций по эксплуатации АКБ и его правильной установке:
- Приобретать батарею лучше всего в хорошо известных торговых точках. Это избавит от проблем при покупке севшего АКБ или при определении полярности. Торговые компании, которые дорожат своей репутацией, предлагают только качественный товар со всеми необходимыми маркировками.
- Если определить, где плюс, а где минус сложно, то следует использовать специальные приборы, после чего рядом с клеммами приклеить соответствующие таблички, чтобы избежать сложностей при установке в будущем.
- Электропроводка и сама батарея всегда должны быть исправны. Для этого необходимо соблюдать рекомендации производителей и регулярно проходить ТО.
Выполнение таких простых рекомендаций позволит обеспечить долговечность батареи и исправность автомобиля.
Что будет, если перепутать полярность
При покупке АКБ неподходящего типа, у владельца автомобиля могут возникнуть проблемы. Машина не заводится – не самая страшная ситуация. Если перепутать полярность при зарядке, может произойти:
- перегрев, сгорание светодиодных ламп;
- поломка генератора;
- короткое замыкание сети;
- поломка реле;
- выгорание бортовой электроники, проводки, подключённой техники.
Большинство электронных устройств оборудованы системой защиты от переплюсовки. Но, например, в магнитоле, установлены конденсаторы, не переносящие нарушение полярности. При такой ситуации, конденсатор начнёт перегреваться, вздуется, затем последует взрыв. О поломке владелец узнает по характерному запаху и хлопку.
Почему акб не заряжается и что можно сделать
Средний срок службы акб около шести лет. Постепенно скорость разрядки увеличивается, а эффективность зарядки снижается. Причина этого – сульфатация пластин или скапливание на пластинах отложений сульфата. Он образуется в процессе химической реакции взаимодействия серной кислоты (электролита), свинца и диоксида свинца (материалы из которых изготовлены пластины). Теоретически при зарядке акб этот процесс должен быть полностью обратим, однако на практике сульфат не возвращается полностью в исходное состояние. Устранить эту проблему позволяет десульфатация аккумулятора сменой полярности или переполюсовка. Для этого акб полностью разряжают, а затем выполняют зарядку, подключив минус к плюсу, а плюс к минусу. В итоге расположение зарядов на контактах меняется, что значит обратная полярность аккумулятора станет прямой.
Советуем изучить Блуждающие токи
Однако, это может быть неудобно, поскольку при отсутствии владельца автомобиля, будет не понятно – как узнать полярность восстановленного аккумулятора. Для решения этой проблемы, если акб изначально хорошего качества (низкокачественный просто сгорит), можно сразу выполнить обратную переполюсовку, восстановив до 80% емкости.
Прямая полярность аккумулятора
Интересно, что прямая полярность являет собой сугубо российское решение. Во предотвращение перепутывания полярности, на этикетке должна присутствовать маркировка «1». Для проверки следует взять батарею и поставить ее так, чтобы передняя часть оказалась перед владельцем, а токовыводы – в нижней части. Соответственно, если на батарее клемма с плюсом расположится в левой части, минусовая – в правой, это говорит о том, что перед нами присутствует прямая полярность батареи.
АКБ такого типа устанавливаются преимущественно на российские машины – к примеру, ВАЗ, ГАЗ, Москвич и другие. Прямую полярность иногда можно встретить в автомобилях зарубежного производства, но только в исключительных ситуациях.
Что можно предпринять?
Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте
И это очень важно
Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.
Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным
Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д
д.
А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.
А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной