Диктант победы 2022

Успех и трагедия Кошкина

«Ридус»: И как к этим идее и концепции подключился Михаил Кошкин?

Юрий Апухтин: Он приезжает на завод в декабре 1936 года. Фирсова не забирают сразу после обвинения. Он вводит Кошкина в курс дела как главного конструктора. Фирсова арестовывают в начале 1937-го. Он сидел в тюрьме вместе с Туполевым. В середине 1937 года Афанасия Фирсова расстреляли. Я узнал о нем по воспоминаниям Туполева, еще когда в КБ работал.

Кошкин — это партийный работник, толковый, грамотный организатор. Лично был знаком с Орджоникидзе, с Кировым. В 1934 году он только закончил Политехнический институт в Ленинграде. Два года проработал в Кировском КБ по танкам. И после этого его направляют в Харьков.

Михаил Кошкин.

Еще раз напомню, что в конце 1936-го — начале 1937-го тут начинается большой террор. Арестовывают практически всех главных специалистов по дизельным двигателям. Расстреляли Фирсова, Челпана, директора завода Бондаренко. Остался только Трошутин, который в будущем, в эвакуации, стал главным конструктором Челябинского завода.

Ситуация с танками БТ-7М более-менее выправляется. Морозов разрабатывает новую коробку передач, технологию улучшили на заводе. БТ-7М пошел в серию. Все более-менее наладилось. Но всё это происходит в тревожных условиях: доносы на конструкторов КБ, страх, аресты людей. В такой ситуации Кошкин начинает модернизацию КБ и продолжает разработку Фирсова по «тридцатьчетверке».

Техзадания на танк Т-34 никто не давал. Была установка на разработку Т-9. Это дальнейшее совершенствование БТ-7М, так называемый А-20. Это колесно-гусеничный танк, но уже с 76-миллиметровой пушкой. А Фирсов предлагал делать чисто гусеничную машину, потому что конструкция была намного проще, и танк по весу выигрывал. Поэтому Кошкин продолжает разработку двух вариантов танка: А-20 — колесно-гусеничный и А-32 — гусеничный. Разрабатываются чертежи, Главное бронетанковое управление утверждает их. И поручают в 1939 году сделать по одному образцу этих танков. Проводится испытание в Харькове на полигоне, оба танка нормально себя показали. Но А-32 превосходил по характеристикам: по надежности был лучше, по конструкции проще и имел преимущество по весу. В 1939 году принимается решение прекратить разработку колесно-гусеничного танка А-20 и делать только танк А-32. Так осенью 1939 года появилась «тридцатьчетверка».

После этого дается команда изготовить два образца танка Т-34 и показать их Сталину.

«Ридус»: Это как раз знаменитый танкопробег Харьков — Москва?

Юрий Апухтин: Да. Кошкин, талантливый организатор, знал, как показывать машины. Он дал команду, чтоб танки очень хорошо подготовили. Все элементы снаружи танка аккуратно зачищали. Два этих танка очень красиво выглядели. Кошкин знал, как хорошо представить технику.

Их начали испытывать на полигоне, положено было пройти две тысячи километров, а они прошли меньше тысячи. Тогда Кошкин принимает решение гнать своим ходом танки в Москву, чтоб набрать недостающий километраж. Показывают танки в Кремле, и машина принимается на вооружение. Своим ходом едут обратно. Один танк проваливается при переходе через реку — Кошкин заболевает воспалением легких, возвращается тяжелобольной. Это и привело к его скоропостижной смерти.

Как сложилась судьба танкистов Колобанова?

Полноценных данных о судьбах советских танкистов, участвовавших в бою под Войсковицами, не существует. Фамилии большинства героев оказались просто  забыты — информация о них затерялась в бумажном круговороте военной поры. Еженедельник «Звезда» постарался по крупицам собрать хоть какие-то сведения.

Экипаж Колобанова

  • Командир. Вскоре после боя под Войсковицами, 15 сентября 1941 года,  Зиновий Колобанов был тяжело ранен. Но после долгого лечения сумел  вернуться в строй, снова воевал и продолжил военную карьеру после войны. В звании подполковника 5 июля 1958 года был уволен в запас. Жил в Белоруссии, работал на Минском автозаводе. 
  • Наводчик. Отыскать биографию старшего сержанта Андрея Михайловича Усова оказалось не так-то просто. Но сохранились его воспоминания, в которых есть такие слова: «Вражеские снаряды хоть и не пробивали броню нашего «КВ», но производили такой грохот, что казалось, будто по голове бьют кувалдой». Особо тяжкие ранения миновали  Андрея Михайловича, он прошёл всю войну. В 1946 году демобилизовался из армии и вернулся в родной Толочин, вступил в партию, стал вторым секретарём Толочинского райкома КПСС, а после 1954 года — директором Толочинской нефтебазы. 
  • Механик-водитель. О старшине Николае Ивановиче Никифорове известно ещё меньше. Однако сохранились сведения о том, что он тоже прошёл всю войну. Кстати, ещё раз отличился уже на следующий день после боя у Войсковиц. Экипаж подбил немецкий мотоцикл, и старшину отправили взять языка. Под огнём Николай Иванович подобрался к мотоциклу, но немец был уже мёртв, зато старшине достались важные документы. После окончания войны Никифоров продолжил службу в армии, занимался обучением молодых танкистов, передавал боевой опыт
  • Радист. Старший сержант Павел Иванович Кисельков погиб на «Невском пяточке» практически сразу после ранения командира. 
  • Заряжающий. Последняя строчка в биографии механика-водителя Николая Феоктистовича Родникова (Роденкова ) — «погиб под Ленинградом». Но сохранилось воспоминание Зиновия Колобанова: «Коля Роденков выделялся в экипаже живым, весёлым характером и беспредельной храбростью. Помню, когда 19 августа был сбит командирский перископ, он без приказа под огнём противника выбрался из танка, нашёл в траве головку прибора и восстановил перископ». 

Экипаж Евдокименко

  • Командир. Командир танкового взвода лейтенант Максим Евдокименко погиб уже на следующий день — 21 августа 1941 года. За бой под Войсковицами он был награждён посмертно.
  • Механик-водитель. Немного осталось сведений и о старшине Николае Захаровиче Сидикове. Только описание его действий в том памятном бою, оставшееся в архивных документах: «Отказали в работе тормоза. Сидиков с поля боя вывел танк регулируя движение его газом». 
  • Ещё о трёх членах экипажа информации найти не удалось.

Экипаж Дегтяря

Об экипаже младшего лейтенанта Дегтяря Ивана Андреевича известно лишь то, что им удалось в бою 20 августа 1941 года подбить четыре танка противника. 

Экипаж Ласточкина

  • Командир. Младший лейтенант Василий Иосифович Ласточкин прошёл практически всю войну. Погиб в бою уже 10 января 1945 года.
  • Механик-водитель. Старшина Иван Дмитриевич Иовлев. Судьба неизвестна
  • Радист. Владимир Фёдорович Мельников уже после боя под Войсковицами получил тяжёлое ранение. Из госпиталя вернулся на фронт. Прошёл всю войну. В отставку ушёл в звании полковника. Был председателем совета ветеранов 1-й Краснознаменной Ленинградской танковой бригады. Ушёл из жизни 7 января 1981 года.
  • Имена заряжающего и наводчика установить не удалось.

Экипаж Сергеева

Сведения об экипаже Фёдора Сергеева отсутствуют. Лишь известно, что в  знаменитом бою трое танкистов погибли. 

Экипаж Сергиенко

Все члены экипажа погибли в бою под Войсковицами.

Кто из героев остался в памяти народа

В память о подвиге старшего лейтенанта Колобанова и его танкистов в Гатчинском районе (на месте боя) 8 сентября 1983 года был установлен танк ИС-2. Только по той причине, что ни одного сохранившегося экземпляра  КВ-1 тогда не нашлось, а ИС-2 всё-таки является прямым потомком «Клима Ворошилова»…

info-grad.com
Памятник старшему лейтенанту Зиновию Колобанову.

Кроме того, в честь Зиновия Григорьевича Колобанова установлены:

— мемориальный памятник на Чижовском кладбище;

— бюст-памятник в Новом Учхозе;

— мемориальная доска в Минске на доме, в котором он жил;

— его именем названы улицы в Санкт-Петербурге и деревне Войсковицы. 

Памяти Андрея Михайловича Усова посвящены мемориальная доска на административном здании Толочинской нефтебазы и памятная доска на здании школы в деревне Зарубы Витебской области. 

Стоит упомянуть, что в 2020 году планируется открыть  музей «Битва за Ленинград» им. З.Г. Колобанова во Всеволожске.  

Имена остальных участников легендарного боя под Войсковицами разве что упоминаются в прессе или, что там говорить, вообще забыты. И это, на наш взгляд, несправедливо. Никто не должен быть забыт. Добрую и долгую память они заслужили все.

Сколько танков было под командованием Колобанова?

Вот что происходило в тот исторический день согласно отчёту командира 1-го танкового полка 1-й Краснознамённой танковой дивизии полковника Д.Д. Погодина. Накануне 19 августа Зиновию  Колобанову был отдан приказ: перекрыть три дороги на подступах к Ленинграду пятью танками. Учитывая боевой опыт старшего лейтенанта в финской войне, командование было уверено, что выполнение подобной задачи ему по силам.

Командирский танк Зиновия Колобанова разместился в засаде, организованной у перекрёстка дороги, которая соединяла Таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург — северной окраиной Гатчины, на расстоянии около 150 м от развилки. Ориентирами для этой позиции служили две берёзы, отмеченные как «Ориентир №1», а так же сам перекрёсток, находящийся в 300 м от места засады и получивший обозначение «Ориентир №2». Две другие машины (экипажи лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Дегтяря) были отправлены на Лужскую дорогу, оставшиеся две (экипажи младшего лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Сергеева) — к дороге на Волосово (кингисеппской). 

Первой действовать в тот день начала немецкая воздушная разведка, которая не выявила позиции роты Колобанова. После авиаразведки около 14:00 20 августа по направлению к совхозу Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты. Приказом командира роты было решено пропустить их вперёд без помех, что позволило сохранить в тайне  расположение танков. Беспрепятственно добрался до «Ориентира №1»  и головной  танк немецкой колонны, благодаря чему все вражеские машины вскоре оказались  на открытом участке дороги — в зоне видимости экипажа Колобанова.

Первый этап боя длился всего 30 минут, но этого оказалось достаточно, чтобы  остановить противника. Когда были подбиты два головных танка и продвижение колонны застопорилось, командир экипажа приказал перевести огонь на хвост колонны. Загорелись два замыкающих танка — теперь уже и путь к отступлению был закрыт. Как уже отмечалось, немцы не сумели сразу обнаружить позицию танка Зиновия Колобанова и впопыхах открыли огонь по  стогам сена, чем «подарили» время вести скрытый огонь.

Фото из архива.
Схема боевых действий под Войсковицами.

После уничтожения основных сил противника (экипаж Колобанова уничтожил 22 танка, Евдокименко — 5, Дегтяря — 4, Ласточкина — 4 и Сергеева — 8) на танке КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова было насчитано 135 отметин от попаданий вражеских снарядов, но ни один из них не смог пробить броню.  

Как рассказывал телеканалу «Звезда» внук Зиновия Григорьевича Андрей Колобанов, в бою под Войсковицами принимали участие пять танковых экипажей на боевых машинах КВ-1. Однако исследователь Денис Базуев, особо занимающийся изучением подвига Зиновия Колобанова и его подчинённых, предоставил в распоряжение редакции копии нескольких листов из дневника Иосифа Борисовича Шпиллера (командира батальона, в который входила рота Колобанова), полученные им от Владимира Фёдоровича Мельникова (радиста танка из экипажа Ласточкина), из которых следует, что вместе с ротой Колобанова в том бою участвовал ещё один (шестой) танк, находившийся под командованием Сергиенко. Танк занимал позицию на том же направлении, что и танки Ласточкина и Сергеева. 

Фото из архива.
Внук Зиновия Колобанова Андрей Колобанов во время интервью телеканалу «Звезда».

Как зафиксировано на страницах дневника, и здесь шёл крайне ожесточённый бой. Когда у экипажей Сергеева и Сергиенко закончились снаряды, они, «выполняя основную заповедь танкиста подают механикам команду «вперёд» и идут на таран». В общей сложности двум этим экипажам удалось уничтожить восемь танков противника. Во время боя экипаж Сергиенко погиб в полном составе, а из экипажа Сергеева погибли трое танкистов. Но до сих пор неизвестно, входил ли танк Сергиенко в роту Зиновия Колобанова или же прибыл  на усиление. Также неизвестно, почему экипаж Сергиенко не упоминается в официальных отчётах о бое, а также почему все уничтоженные вражеские танки были приписаны только экипажу Сергеева. Возможно, обыкновенная халатность, а может об экипаже Сергиенко «забыли», чтобы «уменьшить» свои  потери.

Денис Базуев.
Страница из дневника комбата Иосифа Шпиллера.

Скорее всего, эта загадка боя под Войсковицами так и останется загадкой. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: