Броня победы: история танка т-34

Броня и пушки

Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.

Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось  лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.

С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.

Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.

Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.

Другая точка зрения

Некоторые ученые подвергают осмеянию версию о существовавшем танке-призраке. По их словам, белый танк действительно существовал у германских войск – и даже не один. Однако это был вовсе не мифический танк «Белый тигр», да еще и внезапно растиражированный – нет. Это были медицинские машины: на танках белого цвета, и это исторически доказанный факт, немцы вывозили раненых с поля боя. Подобные танки внешне выглядели настоящими танками, но тем не менее никогда не стреляли. Для того чтобы дать понять противнику, что это – санитарная машина, на броне сбоку красной краской был выведен крест. Такие же машины, кстати, имелись и у наших – и стороны соблюдали уважение к танкам медицинской службы, не открывая по ним огонь, до тех пор, пока в сорок четвертом году наши не пошли на хитрость и не замаскировали военные танки под медицинские – для того, чтобы обманом, хитростью одержать победу в сражении.

Еще одно мнение касательно белого танка немецких войск немного отличается от вышеприведенного. Определенные историки считают, что никакой мистикой возле белых танков и не пахло – это были настоящие танки (не один, несколько), попросту вымазанные белой краской, как будто бы закамуфлированные в зимнюю «одежду» (зимой танки было принято красить в белый для того, чтобы труднее было его обнаружить). Такое «обмундирование» прекрасно помогало появляться внезапно, особенно утром, выныривая из тумана. После атаки, по предположению историков, известку с танков смывали, они снова приобретали обычный цвет, а наши отчаянно искали ветра в поле. Да, искали – потому что, по утверждениям тех же историков, «сверху» знали о неведомом белом обидчике, давали распоряжения найти его, но все было без толку – очевидно, именно по вышеуказанной причине. Кроме того, более вероятно, что танк был не один – это позволяло бы появляться в разных местах, а вся схема маневрирования была заранее тщательно продумана, как и психологическая реакция наших солдат. И, разумеется, экипаж у этого танка (или этих танков) имелся – просто тщательно подготовленный и умелый.

Танк воюет не в одиночку

Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.

В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.

В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.

А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали,  столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.

Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.

Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Явление сверхтанка

В этих условиях Гитлер требовал от конструкторов спроектировать новый «сверхтяжелый и сверхмощный» танк, способный едва ли не в одиночку остановить «коммунистические орды». Вряд ли это было нужно в то время, так как «тигр», появившийся на свет в 1942 году, не устарел и в 1944-м и вполне справлялся со своими «обязанностями» тяжелого танка. Скорее немцам необходимо было всемерно увеличивать производство уже имеющихся конструкций танков, максимально упрощая и удешевляя производство, как это и предлагали Гудериан и рейхсминистр вооружения и боеприпасов А. Шпеер, но фюрер мечтал только о чудесном «сверхоружии» на суше, море и в воздухе.

В результате Э. Адерс из фирмы «Хеншель» придумал новый тяжелый танк Pz. VI В, или «тигр II»Б, или «королевский тигр». В свой первый бой «королевские тигры» пошли в 7 утра 12 августа 1944 года в районе польской деревни Оглендув, стремясь вместе с другими частями ликвидировать Сандомирский плацдарм, названный Гитлером «пистолетом, направленным в сердце Германии». Деревню прикрывала 53-я гвардейская танковая бригада полковника B.C. Архипова. На правом фланге тянулась глубокая и широкая лощина, по которой из деревни Оглендув к местечку Сташув в тыл советских войск проходила полевая дорога. Выход из лощины прикрывали несколько Т-34-85. Ближе всех к лощине стояла «тридцатьчетверка» младшего лейтенанта А.П. Оськина. Экипаж, прекрасно понимая, что их направление наиболее танкоопасно, замаскировал машину под стог сена, что сослужило им неоценимую службу, когда на их танк поползли никем еще не виданные «королевские тигры». Оськин не потерял самообладания и открыл огонь, только когда 3 немецких танка, подставив борта, оказались на расстоянии 200400 м от Т-З4. Советские танкисты стреляли подкалиберными снарядами и сумели подбить все 3. За этот бой младший лейтенант Оськин получил звание Героя Советского Союза, а весь экипаж ордена. Всего за 1213 августа артиллеристы и танкисты на Т-34-85 и ИС-2 подбили и уничтожили 13 «королевских тигров».

С октября 1944 по январь 1945 года 11 тяжелых танковых полков участвовали в освобождении Прибалтики. Особенно отличился при Инстербурге (ныне Черняховск) 75-й гвардейский тяжелый танковый полк, практически в одиночку взявший сильно укрепленный город без больших потерь для себя. Удачной операцией командовал начальник штаба полка Г.В. Захаров.

Капрал Альфред Джонсон из 7-го королевского драгунского (танкового) полка так описывал свои ощущения от боев в Нормандии: «Безусловно, лучшим танком из всех, принимавших участие в боевых действиях в Нормандии, были немецкие «пантеры». Они оказались гораздо быстрее и маневреннее неуклюжих «тигров». Своей длинноствольной 75-миллиметровой пушкой они пробивали американские «шерманы» с той же легкостью, с какой пехотинец вскрывает штыком банку консервированной фасоли… Неудивительно, что шансы моего подразделения подбить «пантеру» практически равнялись нулю. Начать с того, что для этого мы должны были открыть огонь первыми, а немцы не склонны были предоставлять нам такую возможность. Обычно когда мы двигались в сопровождении пехоты, то узнавали о присутствии неприятеля только после того, как первые ряды наших солдат начинали падать под огнем, а первые танки опутывались густыми клубами черного дыма».

Создание «Тигров»

Прежде чем говорить о «Тиграх» белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года — тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма «Хеншель» потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские «тридцатьчетверки», немцы поняли — противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых — «Хеншель», а другая — «Порше», и получили задание на разработку нового мощного орудия — танка весом в сорок пять тонн.

Именно детище «Хеншеля» в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев — оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников — он благоволил к основателю «Порше», но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете «Порше» тоже не остались в обиде — из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни — у «Хеншелей» они явно проигрывали.

Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий «Тигр», ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход «Тигра» получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.

ИС-1 и ИС-2

Еще один пример того, насколько важны для обороны углы наклона. У первой и второй модели толщина брони одинаковая, борт – 90 мм, лобовая – до 120 мм. Но во втором случае увеличили углы наклона, и это сделало танк более защищенным. ИС-2 – лучшая из всех советских бронемашин по классу брони.

Если Т-34 брали своей массовостью, то конкурентные особенности этих – броня и пушка.

Если говорить про вторую модификацию, то это одна из самых сильнейших моделей в мире. Именно это и позволило ей сыграть решающую роль в войне, они показали себя в штурме городов, именно они штурмовали Берлин. К плюсам относится и невысокая металлоемкость, при равной Пантере массе он защищен гораздо лучше. Недостаток в том, что ради достижения характеристик компоновка была очень плотной, место для топливных баков нашлось только в отеле управления. Это означало, что при повреждении брони у танкистов было очень мало шансов выжить. Сильнее других рисковал механик, так как у его места не было люка.

Экипаж и условия его работы

По этой части к Т-34 имеется четыре вполне справедливых претензии. Первая из них: неоптимальный состав экипажа, в котором насчитывалось 4 человека, в то время как для полноценной работы среднего танка все-таки требовалось пять. То, что командир экипажа должен в бою командовать, не отвлекаясь на наведение или заряжание пушки – факт, подтвержденный боевым опытом всех воюющих сторон. Германские Т-3 и Т-4, английский «Крусейдер» с 40-мм пушкой имели 5 человек экипажа, а американский М3 «Ли» с его двумя орудиями – 6 и даже 7 чел. Справедливости ради отметим, что Т-34 все же оказался здесь не на последнем, а на предпоследнем месте – экипаж французского «Сомуа» S35 и более нового S40, производство которого не успели развернуть до падения Франции, состоял всего лишь из трех человек.

Надо сказать, что проблема нехватки одного человека для Т-34 была нами осознана весьма быстро, но, по объективным причинам, столь же быстро решить этот вопрос было нельзя. Основная причина заключалась во втором недостатке танка – слишком маленькой башне с узким погоном, в котором тяжело было размещаться даже двоим членам экипажа. Впихнуть туда еще и третьего, не увеличивая погона, не было совершенно никакой возможности.

Впрочем, у остальных танков мира с этим было тоже не очень хорошо. Лучше всех решили вопрос немцы – просторная башня на троих и точка.

Схема германской башни: 1 — 50-мм пушка; 2 — пулемёт MG 34; 3 — телескопический прицел; 4 — маховик поворотного механизма башни; 5 — сиденье наводчика; 6 — сиденье заряжающего; 7 — сиденье командира; 8 — рукоятка стопора башни; 9 — маховик подъёмного механизма пушки; 10 — ограждение пушки.

Англичане со своим «Крусейдером» пошли по тому же пути, разместив в башне троих. Увы, башня по своим размерам была отнюдь не немецкой, так что, когда слабенькую 40-мм пушку заменили на 57-мм, место осталось лишь на двоих, и командиру пришлось исполнять также функции заряжающего. Но англичане понимали, что такая схема не будет удачной и в последующих проектах вернулись к трехместным башням. Американцы каким-то волшебным образом умудрились запихнуть в маленькую башенку с 37-мм орудием М3 «Ли» наводчика, командира и заряжающего, хотя указывается, что заряжающий находился ниже остальных. Вряд ли условия там были лучшими, чем в Т-34, но затем американцы создали «Шерман», с относительно комфортной башней на троих человек. А вот французы отличились – башня их «Сомуа» S35 и 40 была рассчитана ровно на одного! То есть французский командир танка должен был не только командовать, но также сам заряжать и наводить пушку.

Третьей проблемой Т-34 довоенного образца стало весьма некомфортное управление танком – в отдельных случаях, для переключения скоростей и других, связанных с управлением действий, механику-водителю приходилось прикладывать усилие до 28-32 кг. Ту же скорость мехвод часто не мог переключить рукой, и вынужден был помогать себе коленом, а то и вовсе прибегать к помощи находящегося рядом стрелка-радиста. Впоследствии, конечно, по мере совершенствования трансмиссии этот вопрос удалось решить, но это, опять же, случилось в начале 1943 г. А до того, по свидетельствам очевидцев: «Механик-водитель за время длительного марша терял в весе килограмма два три. Весь вымотанный был. Это, конечно, было тяжело очень» (П.И. Кириченко).

И, наконец, четвертая проблема заключалась в плохом обзоре из машины. Но для рассказа о ней в данной статье уже не осталось места, поэтому…

Источник — https://topwar.ru/153442-pochemu-t-34-proigral-pzkpfw-iii-no-vyigral-u-tigrov-i-panter-ch2.html

Закат панцерваффе

Дела у союзников пошли лучше, когда с августа 1944 года в войска стал поступать «шерман файрфлай» («светлячок»), вооруженный 17-фунтовой (76 мм) длинноствольной пушкой с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда (более 900 м/с), почти как у «пантеры». В декабре 1944-гo немцы предприняли не слишком удачное наступление в Бельгии в Арденнских горах силами 5-й танковой армии генерала Хассо фон Мантейфеля и 6-й танковой армии СС оберстгруппенфюрера Зеппа Дитриха. Фон Мантейфелю удалось значительно продвинуться, но эсэсовские танки застряли в горах и поддержать армейцев не смогли. Гитлер назвал Дитриха «бестолковым» и в январе 1945 года отправил всю его армию наступать в Венгрии в районе озера Балатон.

В то время на южном крыле Восточного фронта для немцев сложилось очень тяжелое положение Румыния и Болгария были потеряны, Будапешт окружен и под угрозой оказались последние нефтяные месторождения и нефтеперегонные заводы Третьего рейха в Венгрии. Правда, у Германии оставалось еще небольшое нефтяное месторождение в австрийском Цистердорфе, но фюрер приказал отбить Венгрию и Будапешт «любой ценой», сняв для этого практически все боеспособные танковые части с Запада и других районов Восточного фронта. Против этого возражал ставший к тому времени начальником Генерального штаба Гудериан, но Гитлер повелел наступать.

Основную тяжесть боев вынесли на себе советские артиллеристы и пехотинцы, Танки не сыграли большой роли, да это и не планировалось. В этих боях великолепно показали себя новейшие САУ СУ-100 на базе Т-34 и вооруженные отличной пушкой калибра 100 мм, переделанной из корабельной. Несмотря на первоначальные успехи, наступление немецких танков провалилось, и Зепп Дитрих дал приказ отступать в его дивизиях оставалось всего по 1015 боеспособных танков. В эти дни он горько пошутил: «Наша армия называется шестой только потому, что у нее осталось шесть танков». Танков, конечно, было примерно в десять раз больше, но как боевая единица 6-я та СС перестала существовать.

Гитлер, взбешенный отступлением, приказал эсэсовцам спороть нарукавные повязки с названиями их дивизий, но грубоватый Зепп Дитрих не только отказался это сделать, несмотря на приказ рейхсфюрера СС Гиммлера, но и собрав свои награды и награды своих офицеров в ночной горшок, отослал его в Берлин. Фюрер «съел эту пилюлю» и удовлетворился тем, что отправил в очередную отставку Гудериана, который не сильно расстроился, тем более что на последнем докладе обстановки дело у них с Гитлером дошло чуть ли не до драки, так что заместителю Гудериана генералу Томале пришлось оттаскивать своего начальника от фюрера за фалды мундира. Затем Гудериан уехал в Баварию, где и сдался американцам в мае 1945 года.

Оптика, трансмиссия и др.

Мощная и дальнобойная пушка бесполезна, если невозможно хорошо прицелиться. Немецкая оптика тогда была лучшей в мире. И хотя советские прицелы были копией немецких, они всё-таки уступали: копия всегда хуже оригинала.

Любое преимущество в количестве танков сводится на нет, если большинство танков сломается по дороге.

В книге Игоря Небольсина «Любимая Сталиным. 2-я гвардейская танковая армия в бою», приводятся данные об участии 2-й танковой армии в Севской наступательной операции. Имея на 1 февраля 408 танков, армия начала наступление 27-го февраля с 187 исправными танками. То есть больше половины танков вышли из строя до участия в боях.

Конечно, и немецкие танки ломались тоже.

В своей статье «Бой у Нестерного» Андрей Уланов приводит данные по составу 23-й немецкой танковой дивизии. На 1 июня (1942 год) в дивизии было 138 исправных танков, к 18 июня осталось 107, а к 29 — 93. Боевые же потери дивизии в тяжелейшем сражении 1 июля составили 45 машин, то есть примерно столько же, сколько сломалось на дорогах за месяц.

Едва ли нужно кого-то убеждать, что техника немецкого производства если и не первая в мире по качеству, то уж точно не вторая. В тридцатые-сороковые годы это преимущество чувствовалось особенно сильно. Советская промышленность после тяжелейшей разрухи не достигла достаточного уровня производительности, многие образцы вооружения так и не доводились до приемлемого уровня надежности, иные просто не удавалось освоить.

В военное время и из-за спешки, и из-за того, что значительную часть квалифицированных рабочих сменили у станков женщины и дети, качество продукции упало ещё больше.

Немецкая промышленность сумела создать и наладить производство значительно более совершенных машин, чем имелись на вооружении советской, английской и американской армий. Но и это было не единственным преимуществом немецких танкистов.

Сравнение танкеток Германии и СССР

К «танкеткам» отнесем немецкие танки T-I и T-II и советские Т-26, Т-37, Т-38 . Для сравнения возьмем немецкий «пушечный» танк T-II и наш устаревший, снятый к началу войны с производства Т-26.

Хотя толщина брони танка T-II в 2 раза больше, чем у танка Т-26, он от этого не превратился в танк с противоснарядным бронированием. Пушка советского танка Т-26 типа 20К 45-мм калибра уверенно пробивала такую броню на дальности 1200 м, в то время как снаряд 20-мм пушки KwK-30 сохраняет необходимую пробиваемость только на дальности 300–500 м. Такое сочетание параметров брони и вооружения позволяло советскому танку при грамотном его использовании практически безнаказанно расстреливать немецкие танки, что подтверждалось в боях в Испании. Танк T-II был негодным и для выполнения основной задачи — уничтожения огневых средств и живой силы противника, поскольку снарядик 20-мм пушки был совершенно не эффективен для выполнения этой задачи. Для поражения цели требовалось прямое попадание, как от винтовочной пули. В то же время под нашу пушку был разработан «нормальный» осколочно-фугасный снаряд весом 1,4 кг. Таким снарядом поражались цели типа пулеметное гнездо, минометная батарея, бревенчатый блиндаж и др.

Первое использование

Впервые новенькие «Тигры» вышли в бой в сорок втором году — на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным — к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю «развезло») немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.

Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность — позволили нашим войскам захватить один из «Тигров» со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем «Тигры» принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись «Тигры» и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим – 88-миллиметровая пушка), почти четыре — ширина, три — высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге «Тигр» мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе «Тигров» переоборудовались и другие машины.

На улицах Берлина

Последней крупной битвой Великой Отечественной была Берлинская операция. 16 апреля 1-я и 2-я гвардейские танковые армии пошли в наступление на Зееловские высоты ключу всей немецкой обороны на берлинском направлении. 1 377 танков и САУ вместе с авиацией, пехотой и артиллерией трое суток штурмовали в лоб сильные немецкие укрепления и к исходу 19 апреля прорвали одерский оборонительный рубеж противника, понеся тяжелые потери. Теперь дорога на Берлин была открыта.

В городских боях много неприятностей танкистам доставили немецкие пехотинцы, вооруженные ручными противотанковыми гранатометами одноразового использования «фаустпатрон», известного также как «панцерфауст». Широко применялись немцами и ручные противотанковые гранаты кумулятивного действия, реактивные противотанковые ружья «офенрор» и «панцершрек». Все эти противотанковые средства без труда прожигали броню до 200 мм и были для танков предельно опасны. Они применялись на фронте с 1944 года, но без особого успеха, так как дальность эффективной стрельбы из таких гранатометов не превышала 5070 м, а подпускать танки к себе так близко отваживались очень и очень немногие. Другое дело в городе, где была масса возможностей для засад. Но «солдатская смекалка» сработала и на этот раз, так что берлинцы быстро лишились пружинных кроватных сеток, которые танкисты в массовом порядке наваривали на башни и корпуса. Те, кому не хватало сеток, приделывали на танки деревянные щиты и ящики. Любое препятствие сильно ослабляло кумулятивную струю, так что на броне оставалась только оплавленная воронка, которую танкисты быстро назвали «засос ведьмы».

Берлинская операция дорого обошлась советским танкистам и «самоходчикам»: 2 156 танков и САУ были потеряны на городских улицах и на подступах к столице рейха. Такое количество танков просто не нужно было вводить в город, но командование не желало считаться с потерями, даже когда до мира было рукой подать. И в результате в Берлине сгорели тысячи советских танкистов.

С падением Берлина война не закончилась потом были еще освобождение Праги и переброска 6-й танковой армии на Дальний Восток, где «тридцатьчетверки» пересекли сначала в жару 50° пустыню Гоби, а затем вскарабкались на практически недоступные горы Большого Хингана, а спустившись с них, смели в Тихий океан японскую Квантунскую армию.

Во второй мировой войне советские танковые войска испытали подлинное преображение, став из большой бесформенной массы несокрушимой ударной силой, использующей передовые тактические принципы, во многом перенявшей их у исключительно сильного противника немецких панцерваффе, надорвавшихся, как и германская промышленность, от выполнения непосильных задач. В 1942 году Сталин сказал послу США в СССР Авереллу Гарриману: «Эта война война моторов. У кого их будет больше, тот и выиграет». Дальнейший ход событий полностью подтвердил слова советского вождя.

СССР

106 000* единиц бронетанковой техники получила с учетом поставок по «ленд-лизу» Советская армия за годы войны. Начиная с июня 1941-го и до июня 1945 года в СССР было построено около 94 000 танков и САУ. 93 000 танков и САУ всех типов было потеряно за годы войны (с учетом почти 23 000 имевшихся в РККА танков к июню 1941 года). 50 000 танков Т-34 различных модификаций было выпущено до июня 1945 года. Этот самый массовый советский танк выпускался и после войны не только в СССР, но и в других странах. До сих пор Т-34-85 состоит на вооружении некоторых африканских стран, а в Югославии он успешно воевал еще в начале 90-х годов прошлого века. Германия 52 500 танков и САУ было произведено и переоборудовано из трофейных с июля 1941-го по май 1945 года в Германии. 40 000 танков и САУ было потеряно на Восточном фронте. 8 500 штук Pz. IV самого массового немецкого танка было выпущено с 1937 по 1945 год. «Пантер» в Третьем рейхе изготовили 5 976 штук.

* Цифра 106 000 является общепринятой, но не совсем верной если поврежденные танки эвакуировались для ремонта в тыл, то после него они просто включались в общую ведомость выпущенных машин. Так что общее количество выпущенных новых машин было несколько меньше, чем проходило по ведомостям. Но насколько меньше, сказать невозможно, так как достоверная статистика по количеству отремонтированных в тылу машин отсутствует.

Максим Моргунов продолжение следует…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: