Маркировка по типу ламп
Излучатели светового потока в фарах могут быть одного из следующих типов:
- Обычные лампы накаливания, в настоящее время не применяющиеся;
- Галогенные лампы, где нить накала работает в среде особых газов, резко сокращающих испарение материала в ходе работы и позволяющих ей работать с существенно большей подводимой мощностью длительное время без снижения характеристик;
- Так называемый ксенон, то есть газоразрядные лампы, где источником света является не нить накала, а газовый разряд высокого напряжения, генерируемого специальным электронным блоком розжига, такие лампы позволяют ещё больше увеличить мощность светового потока;
- Лампы, использующие твердотельные излучатели на основе светодиодов, наиболее современное техническое решение, позволяющее сформировать мощный световой поток при минимальном расходовании энергии, а также реализовать матричные источники света;
- Лазерные лампы, где свет излучается люминесцентной пластиной, возбуждаемой потоком твердотельного лазера.
Все эти источники также маркируются на корпусах оптики, поскольку по требованиям безопасности в фаре может быть использована только та лампа, для которой она предназначена. Все попытки замены источника света на более мощный альтернативный, даже подходящий по установочным размерам, являются незаконными и опасными.
Расшифровка светодиодных фар
При расчёте светодиодных источников света на корпусе фары маркируются буквы LED, что означает Light-Emitting Diode, светоизлучающий диод.
При этом фара может быть параллельно промаркирована, как предназначенная под обычные галогенные лампочки, то есть HR, HC, HCR, что может вносить определённую путаницу.
Однако это совершенно разные световые приборы и ставить светодиодные лампы в галогенные фары недопустимо. Но это никак не регулируется в существующем техрегламенте, что позволяет рассматривать такие фары в спорных случаях как галогенные. Отличительная маркировка чётко определена только для ксенона.
Какая маркировка должна быть на фарах для ксенона
Газоразрядные излучатели, то есть ксенон, имеют вполне определённый тип отражателей и дефлекторов или линз, что отмечается буквой D в маркировке.
Например, DC, DR, DC/R, соответственно для фар ближнего света, дальнего и комбинированных. Взаимозаменяемости тут в отношении ламп нет и быть не может, все попытки установить ксенон в галогенные фары жёстко наказываются, поскольку ослепление встречных водителей ведёт к тяжёлым ДТП.
Зачем нужны наклейки для ксеноновых фар
Иногда наклейки вместо маркировок на стекле или пластиковом корпусе используют производители оптики. Но встречается такое достаточно редко, серьёзные изготовители наносят коды в процессе отливки деталей, так гораздо надёжней в случае судебных разбирательств.
Но иногда автомобили дорабатываются в процессе эксплуатации, и вместо галогенных ламп освещение дорабатывается под ксенон с изменениями оптических элементов, коммутации, вмешательством в электросхему и электронику автомобиля.
Все подобные действия требуют обязательной сертификации, в результате чего и появляется наклейка, свидетельствующая о легальности подобного тюнинга. Те же действия потребуются, если автомобиль, а значит и фары, предназначался для страны с иными стандартами, которые не совпадают с действующим транспортным регламентом.
Иногда подобные наклейки подделываются. Это преследуется по закону и достаточно легко вычисляется при инспекции автомобиля, что влечёт за собой запрет на эксплуатацию и наказание владельца.
Основные требования к светодиодным лампам для автомобиля
Прежде чем выбирать или приобретать светодиодные лампочки, стоит определить, подойдут ли они для такого типа фар и задних фонарей. Потому что конструктивно светодиодные лампы длиннее обычных. Вернее, не сама лампа, а её хвостовик. Причина этого — в необходимости установки радиаторов охлаждения светодиодов и наличия в данном типе ламп драйвера. Это устройство для стабилизации тока. А увеличение длины светильника может не дать установить защитные кожухи на цокольную часть фары.
Далее стоит посмотреть на излучаемый лампочкой свет. Насколько ярким и качественным он будет, зависит от нескольких факторов:
- Мощность излучателя.
- Световой поток.
- Цветовая температура.
- Направленность света.
Световой поток лампы — это яркость луча, испускаемого источником. Измеряется люменами.
Если в большинстве ламп с мощностью и световым потоком на момент написания статьи всё более-менее нормально и одинаково, цветовую температуру каждый выбирает себе по вкусу, но вот направленность света — это основная проблема светодиодных ламп для автомобилей. Из-за отличий в конструкции излучателя сложно обеспечить одинаковое распространение света в галогенках и LED-лампах. Отсюда вытекает проблема, состоящая в том, что оптика рассчитана изначально под галогеновые лампы. На рисунке ниже вы можете наблюдать, о чём идёт речь, здесь изображено примерно, как должно быть.
Светодиодные лампы делят по виду светодиодов на две группы:
- SMD — при этой технологии светодиоды закрепляются на поверхности лампочки. Поэтому они проще в монтаже, и у них меньше потребление энергии. По этой технологии изготавливают светодиодные излучатели мощностью 10 Ватт и более, выдающие очень яркое свечение без дополнительной установки рассеивающих линз;
- COB — светодиоды, изготовленные по этой технологии, устанавливают непосредственно на плату, что уменьшает объём, улучшает однородность светового луча, обеспечивает больший отвод тепла от диодов.
Тип оптики
Фары делятся по назначению. Каждая буква отвечает за особенности и функционал:
А – место расположения сбоку; В – маркировка противотуманных фар; С – оптика, отвечающая за ближний световой поток; R – фара дальнего света. Сдвоенное обозначение CR или C/R говорит о совместном использовании для дальнего и ближнего потока света. HR — дальний с галогенной лампой.
Так, маркировка на фаре в виде буквы В говорит о том, что это ПТФ и ее запрещается использовать в качестве основного источника света в ночное время суток.
Световые элементы
Существующие типы маркировки автомобильных фар:
- HC/HR – предназначается только для галогеновых ламп. При этом в оптике установлено 2 модуля на дальний и ближний свет.
- HCR – для обеспечения света во всех режимах используется одна лампа с колбой, наполненной галогеном.
- CR – оптика разработана под классические лампы накаливания.
- DC, DR, DCR говорит об использовании фар под ксенон для ближнего, дальнего или совместного режима освещения соответственно.
Маркировка в соответствии с регионом
Первая цифра в коде говорит о соответствии оптики с регламентами и международными стандартами разных стран.
- Е – означает маркировку для европейских, японских машин;
- DOT, SAE – для американских моделей.
Дополнительная цифра рядом с кодом указывает место изготовления оптики: цифра 4 указывает на Голландию, 1 – на Германию, а 2 и 3 — на Францию и Италию.
Китайские заменители оригинальной оптики зачастую не соответствуют заявленным характеристикам и не могут обеспечить безопасность на дорогах общего пользования
При покупке поврежденной фары следует обращать внимание только на оригинал или качественные дубликаты. Дополнительный код PL говорит о пластмассовом отражателе, который собирает световой пучок
Направление движения
В регионах может отличаться направление встречного движения. От этого зависит не только угол света, но и высота луча, обеспечивающая комфортное вождение для всех участников дорожного движения.
Для регионов с правосторонним движением стрелка направлена вправо, а с левосторонним – влево.
Американские модели не оснащаются галкой, подходят для разных типов движения и имеют код с двумя стрелками.
Фирма-изготовитель
Каждый производитель ставит шильдик или название марки на фарах. Этот признак говорит об оригинальной детали, которая отвечает всем заявленным требованиям. Такая деталь прослужит долгие годы.
Отсутствие обозначения на стекле или корпусе под капотом свидетельствует об установке неоригинальной оптики из-за крупной аварии. К оптике 1 класса можно отнести только оригинальный продукт. Заменители не могут обеспечить требуемую освещенность, люксы от ламп, а также прочность при попадании небольших камней.
Как выбрать диодные лампочки H7 для машины
Основное правило – не покупать излишне дешевую ламповую продукцию. Учитывайте тип охлаждения прибора. Если вентилирование осуществляется кулером или иным элементом, который расположен под ламповым цоколем – это активное охлаждение. Если подобной операции не предусмотрено – пассивное. Этот параметр очень важен, потому что перегрев – одна из самых распространенных причин сгорания лампочек в фарах.
Выбираем освещение в линзованную фару
Не рекомендуется устанавливать такие лампы в линзованную оптику: качество освещения будет низким, хотя граница потока света будет отчетливо видна, ведь ее в таких фарах формирует специальная шторка.
Обратите внимание!
Фары без линзы (рефлектор) вполне совместимы со светодиодными лампами такого типа, однако освещать они дорогу будут в зависимости от своего качества.
Сравнение галогенных ламп со светодиодными во время движения
Сравнивать по снимкам, как светят фары с разными типами ламп не совсем корректно, поскольку фотографии не позволяют выявить те ощущения от вождения в ночное время. Для того, чтобы реально узнать, какие лампы все-таки лучше необходимо было проехать на машине в ночное время, с разными типами световых лампочек.
В итоге, в результате тестирования мы установили, что в сравнении с обычными галогенными лампами фары со светодиодными лампами ближнего света, светят более эффективно.
Единственное на что мы обратили внимания при тестировании во время движения, это на дальность рассеивания (пучок света). Как вы можете видеть на фотографиях, яркость света у светодиодных ламп значительно превышает яркость галогенных (даже дорогих и мощных). Но, тем не менее, галогенные лампы имеют большую дальность пучка света, что во время движения автомобиля это незаменимо. Например, если вы едете в полной темноте, то дальность освещения самой дороги играет значительную роль для безопасности
В таких условиях движения дальность света играет более важное значение, чем его яркость перед машиной
Плюсы светодиодных автомобильных ламп ближнего света
— Вы можете видеть каждый маленький камешек на дороге перед автомобилем в пределах 10-15 метров. Из-за яркости освещения LED ламп вам будет казаться при движении в темноте, что ночь закончилась. Это кстати может сыграть важную роль при длительном движении за рулем в ночное время. Дело в том, что чем больше света, тем меньше риска уснуть за рулем.
— Ваши фары будут светиться очень ярко, что увеличивает видимость вашего автомобиля на дороге другими водителями. Даже с большого расстояния на трассе вашу машину без проблем увидят другие водители, которые двигаются вам на встречу.
— Снижение нагрузки на электрическую систему автомобиля (в том числе на аккумуляторную батарею). Особенно тогда, когда вы пользуетесь автомобильным холодильником или другой энергоемкой техникой подключенной к прикуривателю машины.
— Потрясающий внешний вид. Да, передняя оптика, где установлены светодиодные лампы ближнего света смотрятся очень стильно и красиво. Ваша машина издалека будет не различима от дорогих премиальных транспортных средств.
Минусы светодиодных автомобильных ламп ближнего света
— Несмотря на правильную регулировку фар светодиодные лампы дают очень яркий свет, который может на близком расстоянии ослеплять водителей, движущимся вам на встречу.
— Маленькая дальность пучка света. Маленькая дальность рассеивания. Это большой минус для скоростной езды в ночное время. Галогенные лампы имеют большую дальность освещения и не слепят встречных водителей.
— Светодиодные лампы, которые идут в комплекте дооснащения и представленные на автомобильном рынке, не совсем законны. Так несмотря на то, что большинство светодиодных ламп сертифицированы в России, согласно действующего законодательства не совсем законно дооснащать автомобиль LED лампами ближнего света, если сам автопроизводитель автомобилей не предусмотрел данную возможность у себя на заводе.
Напомним, что любые изменения в конструкцию машины, которые могут влиять на безопасность дорожного движения необходимо сертифицировать и согласовывать с органами ГИБДД.
Тем не менее, несмотря на то, что установка светодиодных ламп ближнего света не совсем законна, многие водители в последние годы начали массово оснащать ими свои транспортные средства. Это связано с тем, что в большинстве случаев органы ГИБДД не имеют возможности проверить на дороге, какие типы ламп используются в автомобиле. Как правило для этого необходимо специальное оборудование.
Единственное, где владельцы машин могут столкнуться с проблемами, это после установки LED ламп в техническом центре, при прохождении техосмотра. В соответствии с действующими нормами и законодательными актами, если на машине установлены элементы освещения несоответствующие установленным ГОСТам, то транспортное средство не получит положительное заключение о прохождении техосмотра.
Установка светодиодных ламп в галогенные фары
Теперь перейдем непосредственно к вопросу монтажа LED-ламп в галогеновые фары и возможной ответственности за такие действия. Сам процесс монтажа световых приборов не представляет технической сложности, однако он вступает в противоречие с Перечнем неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, пункт 3.1 которых гласит:
Ситуацию поясняет тот факт, что лампа на основе светоизлучающих диодов немного отличается по световым характеристикам от галогенной лампочки, а ее использование с оптимизированными под галоген отражателями нарушает режим работы осветительного устройства, на что и указывает пункт 3.1.
На практике замена галогена на светодиоды не дает таких ярких отличий, как, например, замена на ксеноновые лампы. Исключением являются дешевые китайские модели LED-ламп, светотеневая граница которых может быть размыта достаточно сильно.
При установке ксеноновых ламп вместо галогеновых, светотеневая граница размыта очень сильно, а иногда ее вообще трудно определить. Поэтому ксеноновые лампы с легкостью выявляются сотрудниками ГИБДД.
В качестве итога можно сформулировать вывод, что отражатели галогеновых фар с LED-лампами не так сильно искажают световые характеристики, как это происходит с ксеноном.
Светодиодные лампы: их достоинства и особенности
Тенденция к монтажу в фары лампочек-светодиодов понятна, ведь они обладают рядом достоинств, которые выделяют их на фоне ксенона и галогена.
- Большой срок службы – до 40 лет. Этот показатель зависит от качества товара – на рынке часто встречаются китайские подделки.
- Низкая чувствительность к низким и высоким температурам.
- Стойкость к ударам и тряске.
- Высокая световая отдача – до 60 лм/Вт. (у обычной фары, для сравнения, в 2-3 раза ниже).
- Многообразие конструкций.
С ростом технологий изменяется и LED, в который добавляются всё более интересные функции.
Светодиоды активно внедряются в автомобилестроение. Элитные марки машин выходят с заводского конвейера уже со встроенным LED-освещением. Фары в таком транспорте – настоящий инженерный шедевр, поскольку настроить свет с диодов правильным образом – задача не из простых. Однако это не означает, что такие фары недоступны простому населению. Есть компании, которые успешно освоили их производство и наладили массовый выпуск. Уже существуют комплекты оптики для отечественных авто: «Лады», «Нивы» и других. Правда, цены на качественную продукцию могут быть приличными.
Эксплуатирование светодиодов в качестве головного света имеет ряд нюансов. Для хорошей работы им требуются мощный импульсный блок питания и специальная система охлаждения. Все эти приспособления делают фары громоздкими и дорогими. Стоимость их порой в полной комплектации достигает 40 тыс. рублей.
Ещё одна важная особенность LED’а в том, что при неправильной настройке оптики они будут крайне плохо работать, особенно это касается дальнего света. Налаживание системы фокусировки и рассеивания поможет добиться хорошего освещения.
Светодиоды также используются в качестве дополнительных фар, которые обычно устанавливаются на бампер или крышу автомобиля. Такое освещение часто применяется при езде по сельской местности, где нет фонарей и требуется более мощный свет. Светодиодные лампы в этом случае будут идеальным решением: они тратят мало энергии, не требуют сложного подключения.
При приобретении LED-ламп остерегайтесь некачественной продукции, которой кишит рынок, а также уловок продавцов. Например, на упаковке стоит этикетка, на которой указана мощность в 50 Вт, однако на деле мощность каждой отдельной фары будет только 25 Вт. Такое сложение, встречающее, как правило, на китайском секторе торговли, часто вводит покупателя в заблуждение
Помимо этого, обратите внимание на материал приборов: лучше, чтобы корпус был изготовлен из алюминия или подобных металлов
Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
Прежде чем хвалить или ругать светодиодные лампы, давайте еще раз сравним их характеристики с галогенными и ксеноновыми источниками света, но уже по сроку службы в таблице ниже:
Параметры лампы | ОН НАПРАВИЛ | Ксенон | Галоген |
Потребляемая мощность, Вт | 3,5 | 35 | 55 |
Продолжительность жизни | 25 000–50 000 | 5000 | 500 |
Преимущества светодиодных ламп:
- При меньшей мощности, по сравнению с галогенками, светодиоды дают более яркий свет.
- Срок службы светодиодных излучателей во много раз превышает срок службы ламп накаливания. Также светодиодные лампы реже ломаются при ударах и вибрации.
- Более низкая температура нагрева светодиодных ламп позволяет разрабатывать более компактную оптику, поскольку меньше вероятность расплавления пластиковых деталей.
- Светодиоды включаются практически мгновенно, быстрее галогенных ламп и даже быстрее ксеноновых. Что увеличивает вероятность быть замеченным на дороге быстрее. Хотя это сомнительное преимущество, ведь в последних поколениях ксенона зажигание происходит достаточно быстро и можно даже без проблем мигать светом.
Минусы:
- Высокая стоимость по сравнению с галогенными лампами. Но хорошие галогенки дорогие, сравнимы со светодиодными лампами среднего качества.
- Неправильный выбор источников света со слишком большой яркостью, а тем более с неправильным расположением излучателя, может ослепить водителей других транспортных средств.
- Со временем яркость светодиодов снижается, ухудшая видимость дороги и самого автомобиля. Хотя галогенные лампы также светят менее ярко к концу срока службы.
- Из-за радиаторов охлаждения они могут не подойти к фарам автомобиля, а в случае с лампами с кулером — застрять. Это приведет к перегреву источников света, а значит, к их преждевременному выходу из строя.
Как установить светодиоды на законных основаниях
После ознакомления с вышеизложенной информацией у вас наверняка отпал вопрос о возможности потерять водительское удостоверение из-за диодных ламп. Иными словами, все надежды сделать транспортное средство более заметным и красивым, а управление в темное время суток комфортным, разбились о законы РФ.
На самом деле не все так плохо. И при определенных условиях это можно сделать. Есть 2 простых варианта использования LED-ламп в автомашине:
1. На автомобилях, на котором данный тип фонарей устанавливается заводом. Такая штатная оптика будет соответствовать действующим нормативам. Интенсивность светового потока в таких фонарях не создает помех другим участникам.
Устанавливать светодиодные лампы взамен перегоревших можно легально.
2. Если автопроизводитель выпустил обновленную модель вашей машины с диодными фонарями.
В остальных случаях монтаж светодиодов считается вмешательством в конструкцию автомобиля и требует обязательного получения разрешения на выполнение этих мероприятий, в ином случае противозаконен и грозит наказанием.
Варианты использования светодиодов в автомобильных фарах
Вставить светодиодные лампочки в фары автомобиля возможно, но не всегда это будет правомерным действием. Конструкция цоколя и его расположение позволяет установить диодные лампы в габариты, фары или светодиоды в противотуманки. Но не во всех случаях это разрешено законом.
Фары головного света
Автолюбители, увлеченные тюнингом, часто дорабатывают свою машину. Изменить фары легче всего остального оборудования. Установка ксенона и светодиодов в фары не вызывает особых сложностей, сделать это может каждый. Такая доработка не всегда является законной, но на свой страх и риск эти автолюбители ездят по дорогам. При этом они зачастую причиняют неудобство другим участникам движения.
Неправильно отрегулированные фары могут ослеплять водителей встречных машин. В среднем водителю потребуется более минуты, чтобы восстановить зрение.
Светодиодные фары освещают дорогу хуже, если они установлены не по правилам. Обычный светоотражатель не рассеивает свет необходимым образом. Поэтому устанавливать в фарах светодиоды недопустимо, если это не предусмотрено конструкцией автомобиля.
Противотуманные фары (ПТФ)
Водители устанавливают в противотуманки светодиодные лампы, т.к. считается, что они обладают большим ресурсом и устойчивостью к изменяющимся условиям окружающей среды. Поставить светодиоды в ПТФ не составит труда.
Если изначально ПТФ вообще не были предусмотрены конструкцией авто, то ставить их на машину следует в соответствии с ГОСТ 8769-75 41 и ГОСТ 48-2004. Установка светодиодных ламп в ПТФ является внесением изменения в конструкцию авто и расценивается как нарушение регламента по допуску транспортных средств к эксплуатации. Светодиодные лампы в противотуманных фарах должны обладать белым или селективно-желтым светом.
Законная установка диодных ламп в противотуманные фары возможна, если соблюдены условия по соответствию маркировки светодиодов и противотуманок. На данный момент этот вопрос еще не регламентирован законом окончательно.
Габариты автомобиля
Устанавливать светодиодные лампы в габариты законом запрещено. Прежде всего это связано с несоответствием маркировки фар и лампочек, установленных в них. Но здесь работает принцип – когда нельзя, но очень хочется, то можно.
Светодиоды в габариты подбирают по температуре свечения до 5000 К, отдавая предпочтение холодным оттенкам.
Правильно смонтированные светодиодные габариты не привлекут внимание автоинспекторов, поэтому такой тюнинг останется незамеченным
Светодиоды в габаритах: отобрали права
Если светодиоды установлены в габаритах на задней части авто, то, что у водителя отобрали права, закономерно. Это очевидное нарушение, которое подпадает под ч.3 ст.12.5 КоАП. Ведь там огни должны быть красными, а не белыми, как LED-лампочки.
Наказание грозит водителю, и когда речь о передних габаритах, хотя в этом случае нет несоответствия по цвету. Зато может быть проблема с маркировкой, как в случае с фарами. Если габариты «заточены» под галоген или лампочки накаливания, использование LED под запретом. И формально придравшийся к этому инспектор прав, ведь в машине не должны использоваться световые приспособления, противоречащие «Техническому регламенту…».
Действия сотрудника ГИБДД в случае выявления нарушений в установке светодиодных и led ламп
Если визуальная проверка навела инспектора на подозрения в установке светодиодных фар, он вправе попросить водителя поднять крышку капота, чтобы провести детальный осмотр
Здесь важно помнить, что факт досмотра может состояться только в присутствии понятых. В случае, когда пригласить понятых по каким-либо причинам невозможно, процедуру досмотра фиксируют на видео, согласно ч
2 ст. 27.9 КоАП России.
Дальнейшие действия при обнаружении нарушений:
- Инспектор составляет протокол, где указывает марку ТС, информацию о водителе и другие необходимые сведения. В случае недостающей информации, которая носит важный характер, оформление протокола может быть отложено на срок не более 2 суток с момента фиксации правонарушения.
- Сотрудник ГИБДД в обязательном порядке озвучивает водителю информацию о его правах и обязанностях касательно выявленных нарушений.
- Вправе на месте демонтировать незаконно установленные фары и направить ТС на штрафстоянку.
В течение 3-х рабочих дней инспектор передает протокол в суд, который в последующем определяет меру наказания в виде штрафа либо лишения водителя ВУ за незаконно установленные светодиоды.