Серый цвет немецких танков: почему для гитлера это имело особое значение

Другая окраска немецких танков

В феврале 1943 немцы отказались от серой краски и стали наносить полноценный камуфляж, ибо блицкриг уже точно провалился, а больше всего танков скопилось в степях на юге и юго-западе СССР.

Стоит отметить, что к концу войны на фронте начали появляться немецкие танки нехарактерного цвета – красного. Эта странность имеет достаточно простое объяснение. Танки «красного» цвета, что сохранились до наших дней или попали на старые фотографии, это просто непокрашенные машины. Свинцовый сурик использовался в качестве грунтового состава.

Красить танки не было возможности по причине того, что в 1944 и 1945 годах Германия подвергалась авианалетам со стороны союзников. В результате значительно пострадала промышленность страны. К тому же были уничтожены и склады, на которых хранилась краска. Она стала настоящим дефицитом.

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

Предпосылки и источники

На сегодняшний день нет ни одного официального источника данной теории.Первоисточником информации о покрытии являются агентурная сеть во Франции и военнопленные на восточном фронте.Все они со слов рассказывают, что состав разработан для противодействия магнитным минам. В этот момент закрадываются первые сомнения. Официально Англия и союзники проигнорировали данный факт, так как не имели магнитных мин и не планировали их использовать. А вот советские военные не поверили допросам и передали состав «»Циммерита» в научно исследовательский институт для подробнейшего изучения. Институт не выдал точного заключения и выдвинул лишь одну единственную гипотезу: «Состав имеет устойчивое огнеупорное свойство». Возможно назначение — защита от огнесмесей применяемых в советских войсках как эрзац оружие. Защита от бутылки с зажигательной смесью и огнеметов.

Временный регламент окраски вооружения и военной техники

Газета «Известия» со ссылкой на источник в Министерстве обороны сообщила 03.04.2013 года, что глава российского военного ведомства Сергей Шойгу утвердил временный регламент окраски вооружения и военной техники. По новой системе, камуфляж на технику наноситься не будет, все машины будут краситься в сплошной цвет, который станет выбираться в зависимости от места приписки: светло-зеленые, темно-зеленые или хаки. Отказ от камуфляжа — главное в новой системе, сообщает издание. В настоящее время для окраски техники используются десять основных цветов.

Ожидается, что до конца лета будут подготовлены проекты раскраски для каждого типа боевых машин, по которым военные будут красить технику в частях. Более подробная информация относительно нового регламента в настоящее время отсутствует. Сейчас есть методические пособия, эскизы и наставления по окраске военной техники, согласно которым командир подразделения сам выбирает цветовую схему покраски машин.

Покраска боевых машин может осуществляться силами самого подразделения, на это тратится полтора часа. Чтобы покрасить один основной боевой танк Т-72 или Т-90 в среднем требуется 40 килограммов краски. В настоящее время по действующим правилам перекраска техники производится дважды в год — весной и осенью, а поскольку краска имеет свойство выгорать или обдираться на учениях, то возникает необходимость подкрашивать технику, как миниму один раз в месяц. Как сказал изданию источник в ЦВО, перегонять технику на заводы для покраски слишком дорого, проще покрасить в частях.

В 1930-х годах в СССР впервые начали использовать камуфляжную окраску. Во время Великой Отечественной войны техника камуфлировалась периодически. А ведь на танк в камуфляжной раскраске сфокусировать оптические приборы сложнее. В период после окончания второй мировой войны и до середины 1980-х годов вся техника в армии имела однотонную окраску. Потом новые основные боевые танки Т-80У и боевые машины пехоты БМП-3 поступали в войска в камуфляжной расцветке. В 2004-2009 годах из-за экономии техника имела однотонную окраску; в 2009 году согласно приказу бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова, для всей наземной техники вводился трехцветный камуфляж, в котором могли использоваться: светло-зеленый, светло-желтый, светло-серый, серый, темно-зеленый, серо-зеленый, серо-желтый, серо-коричневый, хаки и черный цвета.

В декабре 2012 года сообщалось, что Сергей Шойгу отменил решение Анатолия Сердюкова об окраске самолетов ВВС в камуфляж из серых оттенков. С 2013 года военные вернутся к прежней схеме окраски самолетов и вертолетов, в камуфляже которых будут использоваться цвета, характерные для места базирования авиасоединений. Новая расцветка будет вводится поэтапно — цветной камуфляж получат самолеты, поступающие с авиационных заводов после сборки или ремонта. Военные планируют дождаться, когда уже имеющаяся окраска исчерпает свой ресурс, а единовременной смены цветовой гаммы не будет.

«ИЗВЕСТИЯ»: Армия отказывается от танков пятнистой раскраски.

Историческая справка:

  • — Танки Т-34 на иностранной службе: камуфляж и обозначения;
  • — Танки Т-34: камуфляж;
  • — Русские танки. Журнал № 63. Модель номера танк Т-34-85 «Зимний камуфляж»;
  • — Танки Т-34: обозначения.
< Назад Вперед >

Армия отказывается от танков пятнистой раскраски

Министр обороны Сергей Шойгу утвердил временный регламент нанесения защитной и «деформирующей» (скрывающей форму) раскраски на вооружение и военную технику. Как рассказали «Известиям» в Минобороны, главное в новой системе — отказ от камуфляжа. Теперь вся техника будет краситься в сплошной цвет.

— В зависимости от региона это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки, — пояснил изданию офицер Сухопутных войск, знакомый с ситуацией.

В 15-м Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск, который отвечает за разработку схем камуфлирования и подбора цветов, «Известиям» пояснили, что сейчас для нанесения камуфляжа используют 10 основных цветов: светло-зеленый, темно-зеленый, серо-зеленый, хаки, серо-желтый, серо-коричневый, светло-желтый, серый, светло-серый, черный.

Он добавил, что управление начальника инженерных войск Минобороны до конца лета подготовит проекты раскраски для каждого типа боевых машин — по ним военные будут красить технику в частях.

— Как такового единого регламента в нанесении камуфляжа сейчас нет. Есть различные методические пособия, наставления и эскизы. А на основе всех этих документов командир и выбирает, как покрасить технику своего подразделения, — пояснил офицер-инженер.

В одной из бригад Южного военного округа «Известиям» рассказали, что в среднем на танк типа Т-72 (Т-90) уходит около 40 кг краски.

— Красится техника по регламенту два раза в год. Перед каждым учебным периодом (весна-осень). А так как краска выгорает и на учениях обдирается, то подкрашиваем и закрашиваем технику минимум раз в месяц, — пояснил офицер-танкист Южного военного округа.

Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал «Известиям», что однотонный окрас удобнее, поскольку позволяет машины быстро перекрасить в камуфляж в зависимости от местности, на которой планируется бой.

— Покраска танка занимает 1–1,5 часа. Ее может выполнить экипаж даже в полевых условиях. В зависимости от того, в какой местности предстоит воевать, можно оперативно менять окраску техники. А в мирное время она вся должна быть однотонная, как было в СССР, — пояснил Мураховский.

Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь, заявил «Известиям», что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в условиях воинской части, поскольку хорошо маскирует технику только заводской камуфляж.

— На танк в камуфляжной раскраске сложнее сфокусировать оптические приборы. В армиях стран НАТО, в частности в Германии и США, для европейской местности существуют сложные многоцветные схемы камуфлирования. Но они наносятся на заводах со строжайшим соблюдением регламента. У нас же в армии красят кустарно, толку от такого камуфляжа нет. Поэтому лучше пусть будут одноцветные, — сказал Хлопотов.

В управлении материально-технического обеспечения Центрального военного округа пояснили, что гонять танки на заводы для перекраски нерентабельно.

— Два раза в год танки на завод никто для покраски перегонять не будет, проще покрасить в частях, — отметил собеседник «Известий».

Первые образцы камуфляжной краски были в Советской армии в 1930-е годы. Во время войны техника периодически камуфлировалась, но это носило эпизодический характер. После войны и до середины 1980-х годов техника во всей армии была однотонной. Затем новые танки Т-80У и БМП-3 стали поступать в войска в камуфляжной расцветке.

С 2004 по 2009 год техника поставлялась в войска с заводов в однотонной раскраске, что объяснялось экономией. А в 2009 году Анатолий Сердюков установил для наземной техники трехцветный камуфляж.

Виды брони

На самом деле видов огромное количество. Охватить все не представляется возможным. Но выделю три основных и часто упоминаемых.

Литое бронирование. Одно из самых простых. Удобно для придания определенных сложных форм. Чаще всего использовали Американцы (корпуса средних танков и основанных на ней технике M4 Sherman имел литой корпус) Ударопрочность на 20-25% ниже чем у других видов.

Гомогеновая (она же катанная) броня — листы прочной стали определенных марок. Однородна по всей толщине. Практически вся советская и английская техника имела такую броню.

Гетерогенная броня — специальная броня с разной прочностью по толщине. Верхний слой более хрупкий и твердый, нижний более мягкий и вязкий. Немецкая разработка. Более сложная в производстве. Верхний твердый слой разрушал сердечник бронебойных снарядов, нижний улавливал осколки. У гетерогенной брони есть еще одна особенность — у нее заметно более высокий коэффициент рикошета.

Мои личные сомнения и причина изучения вопроса

Достаточно долгое время не придавал вопросу ни какого значения. Раз говорят, значить так оно и есть. Пока на экскурсии в музее один из техников обслуживающих немецкие исполины не высказал «Свою точку зрения» с конкретными примерами. Он взял обычный магнит и прилепил его к циммеритовому покрытию. И задался вопросом — как же это работает? Более того, он показал, что защитное покрытие нанесено на загусенечное пространство, куда при всем желании магнитная мина не влезет, на горизонтальных поверхностях, куда вообще магниты не нужны, мина будет стоять под собственным весом и так далее. То есть составом покрывался весь корпус, тратились бесценные ресурсы и деньги на защиту там, где мину ни при каком условии использовать не будут. Яркий пример. Защитный кожух вокруг пулемета… вы можете себе представить, что бы пехотинец выбежал перед танком и подошел к пулемету для установки мины? Надо быть очень отважным для такого поступка

Броня и пушки

Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.

Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось  лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.

С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.

Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.

Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.

Томас Манн: от аполитичного писателя к обличителю нацизма

В 1940-е годы Томас Манн (1875–1955) был самым знаменитым представителем немецкоязычной диаспоры в США. Лауреат Нобелевской премии по литературе и автор «Волшебной горы» прибыл в Нью-Йорк в феврале 1938 года. В отличие от многих других эмигрантов, Манн не был евреем, коммунистом или социалистом, тем не менее решил порвать с нацистской Германией. В 1933 году он эмигрировал в Швейцарию, а три года спустя нацистское правительство после безуспешных попыток убедить писателя вернуться на родину, лишило его немецкого гражданства. Вместе с Томасом в изгнании оказался его брат Генрих, бежавший сначала в Чехословакию, а потом во Францию.

В период между двумя мировыми войнами политические взгляды Томаса Манна претерпели серьезные изменения. В годы Первой мировой войны он был монархистом и с консервативных позиций критиковал европейские демократии. В сборнике статей «Размышления аполитичного» (1918) Томас Манн противопоставлял Германию с ее развитой художественной культурой рациональному и упрощенному англосаксонскому миру, а также выступал за независимость искусства от политики. Но после поражения Германии в войне, крушения монархии и всплеска праворадикального насилия, которым были отмечены первые годы существования Веймарской республики, Манн постепенно перешел на демократические позиции. В 1930-е годы под влиянием нацистской угрозы он начал симпатизировать левым и даже сблизился с Советским Союзом, воздерживаясь, впрочем, от вступления в коммунистическую партию.

Весной-летом 1938 года Томас Манн в рамках лекционного турне посетил четырнадцать городов США от Восточного побережья до Калифорнии

Он выступал с докладом «О грядущей победе демократии», в котором призывал американцев обратить внимание на угрозу, которую несет нацизм. В частности, он говорил о преследовании евреев в Германии:

В американском обществе в 1930-е годы были сильны симпатии к нацизму. Вплоть до 1941 года, когда США вступили во Вторую мировую войну, в стране действовал нацистский Германо-американский союз, который вел пропагандистскую деятельность, организовывая лекции и публичные выступления. Как пишет Тобиас Боес, Томас Манн и нацистские активисты нередко выступали в одних и тех же городах, то есть в буквальном смысле слова вели «риторическую войну за душу Америки».

Манн предостерегал западные демократии от «гуманистической иллюзии», будто бы с нацизмом «возможен разговор, что лояльными уступками ему ради мира и коллективного строительства можно привлечь его на свою сторону, победить его мягкостью». Но голос писателя не был услышан. 30 сентября 1938 года Гитлер, Чемберлен, Даладье и Муссолини подписали Мюнхенское соглашение, по которому Великобритания и Франция фактически передавали нацистам Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии. Весной 1939 года Германия присоединила Чехию и литовский Мемель, а 1 сентября 1939 года напала на Польшу, развязав Вторую мировую войну.

Для Томаса Манна, равно как и для других эмигрантов-антифашистов, настоящим ударом в спину стало известие о подписании «договора о дружбе и ненападении» между Германией и СССР. Еще больше разочарований писателю принес 1940 год, когда вермахт молниеносными ударами захватил Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды и Францию. С этого момента поток немецких беженцев в США значительно увеличился. Манн помогал многим из них в получении визы, используя свое влияние и личное знакомство с президентом Рузвельтом.

Нападение Германии на Советский Союз стало неожиданность для Манна и дало ему надежду на освобождение Европы от нацизма. Алексей Баскаков приводит цитату из дневника писателя: «Вечерняя сенсация, Гитлер объявил войну России. Ошеломительный, с непредсказуемыми последствиями, но в основном, пожалуй, отрадный поворот». Не пройдет и полугода, как в войну со странами «оси» вступят США. Начиная с этого момента Томас Манн и другие немецкоязычные эмигранты будут играть в антифашистской пропаганде союзников важнейшую роль.

Томас Манн регулярно выступал на британском радио с немецкоязычными обращениями, транслировавшимися на Германию. Он одним из первых заговорил о зверских убийствах евреев, совершенных нацистами.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера.

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

Оптика, трансмиссия и др.

Мощная и дальнобойная пушка бесполезна, если невозможно хорошо прицелиться. Немецкая оптика тогда была лучшей в мире. И хотя советские прицелы были копией немецких, они всё-таки уступали: копия всегда хуже оригинала.

Любое преимущество в количестве танков сводится на нет, если большинство танков сломается по дороге.

В книге Игоря Небольсина «Любимая Сталиным. 2-я гвардейская танковая армия в бою», приводятся данные об участии 2-й танковой армии в Севской наступательной операции. Имея на 1 февраля 408 танков, армия начала наступление 27-го февраля с 187 исправными танками. То есть больше половины танков вышли из строя до участия в боях.

Конечно, и немецкие танки ломались тоже.

В своей статье «Бой у Нестерного» Андрей Уланов приводит данные по составу 23-й немецкой танковой дивизии. На 1 июня (1942 год) в дивизии было 138 исправных танков, к 18 июня осталось 107, а к 29 — 93. Боевые же потери дивизии в тяжелейшем сражении 1 июля составили 45 машин, то есть примерно столько же, сколько сломалось на дорогах за месяц.

Едва ли нужно кого-то убеждать, что техника немецкого производства если и не первая в мире по качеству, то уж точно не вторая. В тридцатые-сороковые годы это преимущество чувствовалось особенно сильно. Советская промышленность после тяжелейшей разрухи не достигла достаточного уровня производительности, многие образцы вооружения так и не доводились до приемлемого уровня надежности, иные просто не удавалось освоить.

В военное время и из-за спешки, и из-за того, что значительную часть квалифицированных рабочих сменили у станков женщины и дети, качество продукции упало ещё больше.

Немецкая промышленность сумела создать и наладить производство значительно более совершенных машин, чем имелись на вооружении советской, английской и американской армий. Но и это было не единственным преимуществом немецких танкистов.

Танк воюет не в одиночку

Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.

В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.

В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.

А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали,  столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.

Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: