Это самые быстрые серийные мотоциклы в мире

Первые шаги мотоциклетной промышленности СССР

В самом конце 1924 года на бывшем заводе «Дукс» (в те годы он назывался завод №1 ОСОАвиаХим) в Самаре был изготовлен и собран образец мотоцикла.

Мотоцикл и двигатель являлись оригинальной конструкцией. Но при этом содержали в себе массу решений, позаимствованных у различных зарубежных производителей мотоциклов. Четырехтактный двигатель развивал около 10 лошадиных сил и имел один цилиндр. Газораспределительный механизм имел выпускной клапан с нижним расположением и приводом от распределительного вала. Выпускной клапан стоял в несъёмной головке цилиндра и работал от разрежения в цилиндре, возникающего при ходе поршня вниз.

Мотоцикл принял успешное участие в испытательном пробеге, но до серийного производства дело не дошло.

Годы перед войной

В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.

Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа». Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.

Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.

Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Из дорожного в спортивный

В 1962 году Ижевский машиностроительный завод выпустил первую партию спортивных мотоциклов ИЖ-62Ш, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок. Они пришли на смену устаревшим мотоциклам ИЖ-54А.

В том, что новая машина обладает лучшими динамическими и эксплуатационными качествами, можно убедиться, сопоставив краткие технические характеристики двигателей ИЖ-54А и ИЖ-62Ш.

Основное преимущество двигателя ИЖ-62Ш перед ИЖ-54А состоит в том, что он, имея одинаковый с ним рабочий объем, развивает на 6—7 л. с. большую мощность

Это важное достоинство, если учесть, что мотоцикл предназначен для скоростных соревнований

ИЖ-62Ш создан на базе серийного «ИЖ-Юпитера». Причем переделка дорожного мотоцикла в спортивный несложна и доступна рядовым мотоспортсменам.

Что же нужно сделать, чтобы повысить мощность двигателя до 26—27 л. с.?

Показатели ИЖ-54А ИЖ-62Ш
Число цилиндров 1 2
Диаметр цилиндра в мм 72 61,75
Ход поршня в мм 85 58

Рабочий объем в см3

346 346

Максимальная мощность в л.с.

20 28—27
Максимальное число оборотов в минуту 4500—4800 5100—5300
Степень сжатия 8—8,5 9,5—10

В первую очередь изготовить для каждого цилиндра впускной патрубок в соответствии с чертежом, приведенным на рис. 1. Применение на двухцилиндровом двигателе двух карбюраторов позволит улучшить наполнение цилиндров, а следовательно, увеличить мощность. Кроме того, оно облегчает регулировку работы цилиндров по составу рабочей смеси на всех режимах.

Рис. 1. Впускной патрубок (правый)

Карбюраторы имеют следующие основные параметры: диаметр диффузора 27 мм, диаметр распылителя 2,7 мм, производительность главного топливного жиклера 260 см3/мин.

Получение дополнительной мощности в значительной мере определяется правильным выбором фаз газораспределения. Для форсировки серийного двигателя «ИЖ-Юпитер» необходимо изменить только продолжительность процесса впуска. Это достигается опусканием нижней кромки впускного окна. Она должна быть смещена вниз на 3 мм по сравнению с кромкой серийного цилиндра «ИЖ-Юпитер». Продолжительность же фаз газораспределения впуска и продувки остается без изменения.

Важное значение имеет увеличение степени сжатия. Она может быть повышена до 9—9,3 за счет подрезания серийной головки двигателя «ИЖ-Юпитер»

Разумеется, такая степень сжатия потребует применения высокооктановых бензинов марки Б-91 или Б-95.

Опережение зажигания, как и на серийном двигателе «ИЖ-Ю», устанавливают в пределах 2,2—2,6 до ВМТ. Мотоциклы ИЖ-62Ш выпускаются с генератором Г-36М2 и аккумулятором. На спортивных же машинах, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, обычно достаточно одного аккумулятора. Чтобы не изменять правую полуось коленчатого вала, для установки прерывателей и кулачка изготовляют несколько несложных деталей.

Рис. 2. Корпус прерывателя

В первую очередь делают корпус (рис. 2) с двумя отверстиями для установки прерывателей, крепят его к картеру (вместо генератора) двумя винтами.

Рис. 3. Кулачок прерывателя

Кулачок, изготовляемый из серийного (рис. 3), размещается на переходнике (рис. 4) и закрепляется болтом. Кроме того, на корпусе следует закрепить два конденсатора (рис. 5). Все эти изменения значительно упрощают систему зажигания и облегчают ее регулировку.

Рис. 4. Переходник

Учитывая, что с увеличением мощности происходит повышение температурного режима двигателя, вместо свечей зажигания А11У применяют высококалильные свечи ВКС-24, ВКС-26, ВКС-28. Это обеспечивает его устойчивую работу.

Рис. 5. Корпус с прерывателем в сборе

Как известно, большое значение для достижения высокой мощности имеет правильно подобранная выпускная система. На мотоцикле ИЖ-62Ш она не отличается от серийной модели «ИЖ-Юпитер». При подготовке машины к соревнованиям не рекомендуется каким-либо образом изменять глушители или длину выпускных труб. Это приведет лишь к снижению мощности двигателя.

Вот и все, что надо сделать для превращения дорожного мотоцикла «ИЖ-Юпитер» в спортивный.

А.АБРАМЯН, Б. ЛЕЖНЕВ, инженеры;

Н. ПЕШЕХОНОВ, мастер спорта.

г. Ижевск

Появление обозначения ПМЗ-А-750

Для производства мотоциклов выделили площади Подольского механического завода (ПМЗ), который много лет осуществлял выпуск швейных машин, попутно выполняя различные военные заказы. Заниматься организацией производства на новом месте снова назначили П. В. Можарова.

Освоение производства шло с огромным трудом, поскольку на заводе не имелось необходимого оборудования, технологий и квалифицированных сотрудников. В результате П. В. Можаров так и не увидел серийного производства своего детища — весной 1934 года он совершил самоубийство.

Летом 1934 года мотоциклы ПМЗ-А-750 прошли показ наркому С. Орджоникидзе, который одобрил конструкцию и потребовал скорейшего налаживания крупносерийного производства. Оно было налажено со следующего года и продолжалось четыре года. За это время было собрано более 4630 мотоциклов.

Мотоцикл ПМЗ-А-750 поставлялся в армию, различные государственные учреждения (милиция, НКВД) и продавался в частные руки. Максимальная скорость мотоцикла достигала 90 км/час при среднем расходе около 6 литров низкооктанового бензина А56 на 100 км. Мотоцикл имел прочную, но недоработанную конструкцию. Особенно много нареканий вызывала система зажигания двигателя, недаром одной из шуточных расшифровок ПМЗ стала фраза «Попробуй Меня Запусти». Еще одним дефектом стало явление резонанса передней вилки при скоростях около 40 км/час. После смерти П. В. Можарова доработку конструкции практически не велась. Кроме того, в СССР начались работы по созданию более совершенных машин, которые привели к созданию знаменитого М-72.

Эти факты и стали причиной прекращения выпуска мотоцикла в 1939 году. Подольский завод больше никогда не возвращался к сборке мотоциклов.

Внешность Иж Планета Спорт

На фото можно увидеть, что по внешнему виду мотоцикл был полностью уникален и не имел основных сходств с другими моделями Ижмаша. Планета Спорт был больше похож на японских конкурентов, но все равно имел ряд отличительных характеристик. Например, на фото иж планета спорт можно заметить огромный топливный бак объемом 14 литров с особым дизайном. Как и большинство моделей тех времен планета получила большую круглую фару и сплошное сиденье.

В те времена мотоцикл имел несколько неофициальных названий, среди которых «Пёс» и «Спортак». Если вы сегодня увидите подобную модель в отличном состоянии, знайте, что это большая редкость и цена иж планета на сегодняшний день может достигать 1 000 долларов.

Технические характеристики

В техническом паспорте охотничья одностволка прописана, как внешнекурковое ружье. ТТХ ИЖ-5 выглядят следующим образом:

  • Длина ствола может колебаться в пределах 680-760 мм., однако имеются неподтвержденные данные о наличии ствола в 800 мм.
  • Вес оружия тем больший, чем длиннее ствол и находится в пределах 2,5-3 кг.
  • Калибр 16-28.
  • Кучность 4%.
  • Используются патроны с бумажной гильзой.
  • Для произведения выстрела необходимо приложить силу в 3 кг.

Кучность, хотя и указывалась 40%, при проверке зарядом с дробью №3 и дымным порохом, часто приближалась к 47%

Для ствола цилиндрической сверловки 16-калиберной курковки использовалась сталь «50а». В конце был напор – дульное сужение. Номинальное значение калибра не всегда соответствовало фактическому, поэтому многие охотники, не полагаясь на указанные параметры, делали замеры сами.

По военным тропам в мотоспорт

Мотоцикл Л-300 выпускался до конца 1939 года – всего было изготовлено около 19 тыс. мотоциклов этой модели. И даже, когда к 1940 году их конструкция уже «морально» устарела, а на смену пришли ижевские «мотолегенды», ленинградские Л-300 все еще пользовались спросом за счет их высокой надежности и легкости управления. Доказать это привелось и на деле –Л-300 активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Они принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и в начале Великой Отечественной.

Л-300 принял активное участие и в развитии отечественного мотоспорта – он широко использовался в гонках, кроссах, рекордных заездах и дальних пробегах на тысячи километров. На соревнованиях Л-300 часто выигрывал призовые места в конкуренции с известными иностранными мотоциклами.

Фото: Военно-технический музей

И, пожалуй, самое главное – Л-300 предоставил тысячам советских людей возможность впервые сесть в седло мотоцикла. При этом опыт организации серийного выпуска Л-300 помог в производстве отечественных мотоциклов новых поколений. Так появился первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500, а следом Л-8 со множеством гоночных модификаций и скоростью около 140 км/час. «Потомками» Л-300 стали и легендарные ижевские мотоциклы Иж-7 и Иж-8. Последний считается настоящим советским байком-легендой, а также получил известность за границей. Мотоцикл Иж-8 даже выбит на серебряных монетах Новой Зеландии.

Кроме Ижевска, серийное производство мотоциклов было налажено в Подольске, Таганроге, Серпухове. Но все же первым был Ленинград и модель Л-300. Сегодня этот мотоцикл уже не встретить на дорогах, но можно увидеть в музее. Один из экземпляров этой модели выставлен в музее АО «ОДК-Климов».

Первые мотоциклы ИЖ

Другим центром развития производства мотоциклов стал Ижевский механический завод. Именно в Ижевске было сформировано конструкторское бюро под руководством Петра Владимировича Можарова, благодаря многим работам которого и возникла мотоциклетная промышленность в СССР.

Основной продукцией Ижевского завода в те годы было стрелковое вооружение – пулеметы «Максим» и винтовки Мосина. Имевшееся на заводе высокоточное оборудование и высокая культура производства хорошо подошли для изготовления деталей мотоциклов. КБ Можарова создало несколько типов мотоциклов. Часть из них имело покупные двигатели (немецкой фирмы Вандерер), а несколько – оснащались двигателями собственной разработки.

Высокая загруженность завода армейскими заказами не позволила развернуть серийное производство ни одной из этих машин. Спустя несколько лет в Ижевске все же начали собирать мотоцикл ИЖ-7, который представлял собой копию мотоцикла немецкой фирмы ДКВ. Работы по адаптации конструкции мотоцикла под условия производства в СССР велись все тем же П. В. Можаровым.

Закат советского мотопрома

Несмотря на внушительный ассортимент моделей и всеобщее их распространение из-за относительной доступности и востребованности, связанной, в первую очередь, с плохим состоянием дорог, уже в 1970-х советский мотопром начал постепенно, незаметно увядать.

Дело в том, что процесс выпуска новых моделей в СССР был крайне осложнен бюрократией. В отдельных случаях для того, чтобы новая модификация поступила в серийное производство и свободную продажу, требовалось разрешение от высшего руководства страны. При этом все этапы согласований подготовленные документы проходили с большими задержками и в итоге нередко не одобрялись. В итоге даже успешные опытные образцы двигателей лишь изредка внедрялись в серийное производство.

Все это привело к тому, что действующие заводы годами штамповали все те же мотоциклы, которые начали выпускаться еще в послевоенный период, внося лишь незначительные модификации в их внешний вид и конструкцию, и практически не затрагивавшие ходовую часть. Таким образом, в определенный момент отставание от европейских заводов оказалось настолько сильным, что советские спортсмены просто не могли участвовать в международных соревнованиях на отечественной технике из-за ее несоответствия современным требованиям.

Проблемы были не только с профессиональным мотоспортом, но и с бытовой сферой. Так за все годы работы многочисленных профильных предприятий свет так и не увидела ни одна модель класса 250 см3, по всему миру считавшегося «народным». Потребителю приходилось довольствоваться либо 175-«кубовым» «Восходом» или 346-«кубовой» «Планетой-3», либо тяжелым «Днепром» с двигателем 650 см3.

Фактически, единственным «выходом» из сложившейся ситуации для среднестатистического гражданина оставался 200-«кубовый» мотороллер «Тула» – копия немецкого Goggo, выпускавшегося еще в 50-х, или изредка встречавшиеся в продаже старые мотоциклы из Венгрии или Чехии. Спортсмены же в итоге и вовсе были вынуждены пересесть на машины зарубежного производства, в частности Jawa для спидвея и KTM для мотокросса.

Все эти проблемы, скрытые за искусственно поддерживаемым на высоком уровне производством (1,4 млн. мотоциклов и мопедов суммарно по состоянию на 1990 год), просуществовали вплоть до самого распада СССР.

В 1991 ему на смену пришла другая страна, и пусть отдельные производители и продолжили свою деятельность, на рынке вскоре начали действовать другие правила и порядки, неизменно повлиявшие на всю отечественную мотоиндустрию.

Обзор и история Иж Планета Спорт

Уже в первые годы выпуска Иж набрал невероятную популярность, мотоцикл был универсальным и мог эксплуатироваться как на городской дороге, так и в длительных путешествиях не только по трассе, но и на бездорожье. Даже сегодня данная модель считается одной из самых лучших среди «Ижей», сотни экземпляров до сих пор эксплуатируются. Многим будет интересна история мотоцикла, и стоит заметить, что при выпуске модели у соотечественников был небольшой шок, ведь при наличии на то время мотоциклов этот был самым быстрым. Так получилось, что внешний дизайн планеты спорт был не таким, как его собратья, конструкторы взяли образцы у японских мотоциклов 60-х годов, таких как Yamaha 350R5 или Kawasaki A1 Samurai.

тюнинг Иж Планета Спорт

Вскоре большая популярность Иж Планета Спорт заставила завод Ижмаш начать экспорт в другие страны, и в итоге мотоциклом пользовались в Нидерландах, Финляндии и Великобритании. Даже там он смог составить серьезную конкуренцию импортным известным брендам. Начальная цена мотоцикла в Советском Союзе начиналась с 1 050 рублей, но вскоре производитель округлил ее до 1 тысячи. Конечно, в те времена это были большие деньги, но людей это не останавливало, они хотели этот спортивный «байк».

Что касается более подробных технических характеристик модели, то производитель сделал настоящий прорыв в производстве мотоциклов СССР. Если в номере Планеты вы увидите букву «М», ваш железный конь обладает функцией раздельной смазки мотора, а это уникальное изобретение. Но стоит отметить, что такая функция присутствует только у моделей 1974 год выпуска.

Особенности конструкции и производства

Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Изюминка модели

Яркой особенностью, выделяющий «Юнкер» среди других представителей легкого транспорта, стал внешний вид. Именно новаторство со стороны дизайнеров дало ИЖу неслыханную славу. Впервые свет мог увидеть прогулочный мотоцикл «для людей».

ИЖ «Юнкер» представляет собой чоппер – вид мотоцикла, отличающегося изобилием хромированных деталей, высоко поднятым рулём и вертикальной посадкой. «Юнкер» сразу стал классикой дорог, а его отличительные черты запомнились многим. Просто нельзя не обратить внимания на блестящий топливный бак каплевидной формы. Недолго поискав, там же можно увидеть и приборную панель, плавно встроенную в верхнюю часть. Радует и строение седла. Двухступенчатое кресло, сделанное для удобной посадки водителя, кончается спинкой. Эта маленькая деталь способствует перевозу еще одного человека сзади без нарушения техники безопасности

Также, что немаловажно, педали для ног вынесены вперед. Может, звучит, как мелочь, но на самом деле это новшество дало возможность выпрямить ноги при посадке

Раньше же их приходилось поджимать под себя, что приносило неудобство и усталость в ногах при долгих поездках и не только. Высокий, поднятый кверху руль смотрится эффектно. Но это непросто хвастовство смельчака-дизайнера. На самом деле такая форма руля способствует удобному размещению приборов и более легкому управлению.

ИЖ «Юнкер» своим внешним видом потрясает даже сегодня. Мало что может сравниться с ним по красоте. Поэтому этот мотоцикл более пятнадцати лет остаётся актуальным, а главное — желанным.

Достоинства и недостатки ИЖ-5

Достоинства ружья:

  • точность и кучность;
  • надежность конструкции.

Большая длина ствола обеспечивает высокую точность при стрельбе как пулей, так дробью и картечью. Благодаря простоте конструкции ружье обладает высокой надежностью и прочностью, а уход за ним не вызывает проблем.

Недостатки одностволки:

  • однозарядная конструкция;
  • малый калибр;
  • шатание ствола.

К недостаткам можно отнести отсутствие второго ствола и небольшой калибр. Одноствольная однозарядная конструкция заставляет перезаряжать оружие после каждого выстрела, тогда как второй ствол или магазинная система заряжания позволяет произвести два или несколько выстрелов с минимальным промежутком между ними. Малый калибр ограничивает спектр применения из-за небольшой мощности и дальнобойности, если сравнивать с 12 калибром. Спустя 200-400 выстрелов обычно появляется шат ствола, но избавиться от него не слишком сложно.

Также к недостаткам на сегодняшний день можно отнести сложность приобретения образца в хорошем состоянии. Минимальный «возраст» ружья – 70 лет, большинство много лет хранится без консервации или надлежащего ухода. Но при определенном везении можно найти образец, который хранился с соблюдением необходимых условий в отличном состоянии не только ствола с коробкой, но и ложи и ударно-спускового механизма.

После приобретения и регистрации ружья обязательно необходимо провести полную проверку и обслуживание. Многолетнее хранение без ухода может привести к разрыву ствола после первого выстрела.

От немецкого байка к советскому мотоциклу

В середине 1920-х годов советское правительство всерьез задумалось над развитием отечественного мотостроения. Первоначально обсуждалось создание именно собственных моделей мотоциклов и организация их серийного производства. Но вскоре стало очевидно, что разработка оригинальных конструкций – дело не быстрое, а страна остро нуждалась в мототехнике. Выход из ситуации был найден следующий – взять за основу подходящий иностранный мотоцикл, модифицировать его под российские условия и пустить в серию.

При выборе среди европейских моделей рассматривались в первую очередь немецкие. И это не удивительно – Германия, будучи родиной первого в мире байка, к тому времени достигла значительных успехов в мотостроении. Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1885 году немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом – в будущем эти фамилии будут ассоциироваться исключительно со знаменитыми автомобилями. Тогда же, в конце XIX века, Даймлер и Майбах стали авторами первого классического мотоцикла с бензиновым двигателем мощностью 1,5 л. с. и максимальной скоростью до 12 км/ч.

В основу первого отечественного мотоцикла лег немецкий DKW Luxus 300, который считался самым надежным байком в начале 1930 года. Именно на базе этой модели ленинградские конструкторы подготовили чертежи первого серийного советского мотоцикла. Впрочем, стоит отметить, что экспериментальные модели создавались в стране и раньше. Еще в 1929 году на Ижевском заводе (нынешний Концерн «Калашников») было изготовлено несколько опытных образцов. Создавались они под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова, который позже в Ленинграде возглавит работы по первому серийному мотоциклу.

Фото: Военно-технический музей

Модель получила название «Л-300» (Ленинградский, двигатель объемом 300 куб. см). Мотоцикл весом 125 кг развивал скорость до 80 км/час, при этом средний расход бензина составлял около четырех литров на 100 км. С осени 1931 года в стране был освоен выпуск всех агрегатов для Л-300 – с этого момента производство стало импортонезависимым.

Модификации мотоцикла

Существовала лишь одна основная заводская модификация Иж Спорт, на основе которой было сделано несколько специфических подвидов мотоцикла – для кроссовых заездов, для долгих поездок по пересечённой местности и для гонок по льду. Первую в народе называют Иж ПС Кросс, хотя правильное название – Иж К-15. Эндуро-версия носит название Иж М-15. И ту, и ту сейчас очень сложно найти в продаже в достойном состоянии.

А вот существование Иж Планета Спорт 500 кубов – всего лишь распространённый миф. В народе часто ходят байки о том, что на заводе ИжМаш выпускалась 500-кубовая лимитированная версия, но это не соответствует истине. Гаражные умельцы иногда растачивали двигатель для увеличения объёма, устанавливая поршни от CZ, но и в этом случае объём до 500 см³ не дотягивал, так как слишком тонкие стенки цилиндра не давали возможности для подобной расточки. К области мифов относится и существование «возрождённого» Иж Планета Спорт 2 с 650 см³ двигателем Rotax от BMW. Эта «утка» с поддельными фото в своё время всполошила интернет, но, как оказалось, это была лишь чья-то шутка.

Аналоги

На смену рассматриваемому ружью пришло несколько модификаций. Сейчас выпускается однозарядка ИЖ-18, которая изготавливается во всех стандартных калибрах (от 12 до 32). Ствол не оборудован прицельной планкой, длина патронника составляет 70 сантиметров. Ствол и цевье – съемного типа. Ружье охотничье гладкоствольное промысловое ИЖ-18 оснащено ложей из бука, березы или ореха и пистолетной, либо прямой шейкой. Оно легко разбирается на три части.

Ружье ИЖ-5, в отличие от современной модификации, не оснащалось специальным отпирающим рычагом. Он служит для быстрого открывания затвора и размещается снизу под колодкой, за предохранительной скобой. При его поднятии синхронно переводится в боевой режим курок и отпирается ствол. В усовершенствованной модели ИЖ-18Е при этом еще активируется эжектор. Если произойдет осечка, спусковой крючок можно взвести повторно без открывания карабина, переместив рычаг сверху вниз.

Охотничье ружье ИЖ-5 с патронником 28, 26 или 24 калибров может использоваться для обучения новичков. Модель ружья 20 калибра нередко выбирается женщинами, что обусловлено низким весом ружья и слабой отдачей.

Оружие подобной системы до сих пор активно используется в Соединенных Штатах Америки. Широкий спектр доступных охотничьих образцов обеспечен мягким оружейным законодательством и второй поправкой к конституции. Множество современных винтовок и дробовиков, казалось бы, должно вытеснить систему возрастом в 120 лет, но спрос на легкие ружья с высокой точностью и кучностью позволяет американским заводам поддерживать серийное производство подобных систем.

Историческая справка

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Расположением курка в середине колодки она существенно отличается от ординарных казнозарядных одностволок с традиционным курком на боковой пластине. В обиходе такое размещение в колодке курка нередко называют серединным.

В конструкции одностволки ИЖ-5 просматривается давняя однозарядная курковка Champion с крупной удлиненной колодкой, выпускаемая фирмой Iver Johnson’s Arms & Cycle Works.

В начале XX столетия она предлагалась многими торговыми компаниями Российской империи — например, в Москве А.А. Биткова, в Санкт-Петербурге И.И. Чижова, в Таллинне Р. Пассупа.

Но она не единственная курковая одностволка с такой колодкой на нашем рынке, назовем аналогичную курковку и фирмы Hopkins & Allen, которая ввозилась к нам в 1910-е годы. Наша одностволка ИЖ-5 оснащена крупной колодкой такой же формы, но более обтекаемой.

Основная задача при ее создании заключалась в достижении хороших показателей боя дробью одним выстрелом, что обеспечивали массивный ствол и крупная колодка. Вот почему, собственно, и просматривается сходство с аналогичной моделью Iver Johnson Champion.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

Ружье охотничье гладкоствольное ИЖ-5 выпускалось на Ижевском оружейном комбинате, в цехах сталеплавильного завода (1924-1941 и 1945-1948 годы), и в Туле (1932-1941 годы).

Основные технические характеристики ИЖ-27

Список основных характеристик выглядит следующим образом:

  • Длина ствола двустволки может быть как 750, так и 675 мм;
  • Оружие выпускается в 12, 16 и 20 калибрах. Крайне редко встречается модификация под патрон 410 калибра;
  • Патронник ИЖ-27 может быть как 70, так и 76 мм. Предпочтительней будет покупка ружья с более длинным патронником, так как она допускает использование патронов с усиленной навеской пороха;
  • Масса двустволки составляет от 3,2 до 3,4 кг, и зависит от длины ствола.

Ложа и цевье производится из качественного ореха или бука, традиционно ореховые экземпляры более дорогие. Некоторые модификации имеют в комплекте сменные стволы.

Процесс сборки двигателей Rotax

Сборочные цеха компании располагаются в различных регионах – в том числе в Мексике, Китае и других странах. Все детали разрабатываются самостоятельно. Некоторые отдельные компоненты приобретаются в других странах. Например, чугунные валы (их заготовки) ввозятся из Турции. Крышки, картеры и некоторые другие детали, изготовленные из алюминия, поставляются из Италии.

Все без исключения заготовки, а также готовые двигателя обязательно тестируют – на всех этапах сборки. Это позволяет снизить вероятность брака до 0%. Используется принцип разрушающего контроля. Применяются самые современные методики обработки. Например, специальный материал на стенки цилиндра наносится при помощи плазменного напыления.

Какие двигателя устанавливаются на мотовездеходы, снегоходы?

В зависимости от комплектации на квадроциклы могут устанавливаться двигателя разных типов. Наиболее популярные и распространенные:

· 450R и аналогичные.

Цифровое обозначение обычно указывает на количество лошадиных сил. Например, 1000R – 100 л.с., а 650R – 65 л.с. В модельной линии представлено множество вариантов. Например, с 45 л.с. и меньшей мощностью. При выборе конструктора мотовездеходов ориентируются на потребности покупателя, а также цель использования техники.

Количество цилиндров может варьироваться от 1 до 4. От этого напрямую зависит производительность мотора и его габаритные размеры. Все без исключения агрегаты, предназначенные для установки в квадроциклы, имеют оптимизированную систему сжигания топлива. Отходы в виде сажи, неиспользованного бензина отсутствуют. Что позволяет сделать двигатель более мощным, производительным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: