Заз-966: «ушастая» легенда

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ семейства «Запорожец»

**только основные модели без специализированных модификаций с различными типами двигателей и исполнений для людей с ограниченными возможностями.

ЗАЗ-965 / ZAZ-965

годы выпуска: 11.1960 — 1964

двигатель: воздушн. охл. V4 0,8 L МеМЗ-965 23 л.с.

Явные отличительные черты: двигатель 23 л.с. (ранний генератор постоянного тока Г-114, круглые воздуховоды в моторном отсеке с пластиковыми патрубками); вогнутая панель передка с надписью «Запорожець»; на крышке багажника эмблема в виде звезды; пластиковые противосолнечные козырьки; аварийная лампочка температуры масла на приборной панели; штырьковые ручки открывания дверей в салоне.

ЗАЗ-965а / ZAZ-965a

годы выпуска: 11.1962 — 13.05.1969

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966 27 л.с. (V4 0,9L МеМЗ-966А 30 л.с.)

Явные отличительные черты: двигатель 27 л.с. (генератор переменного тока Г-501 с выносным селеновым выпрямителем, прямоугольные воздуховоды в моторном отсеке); иная панель передка; иная эмблема или молдинг с «каплей»; боковые повторители сигнала поворота на передних крыльях; зеркало заднего вида в салоне нового образца; указатель температуры масла на приборной панели; поворотные ручки открывания дверей в салоне.

с 12.1965 двигатель МеМЗ-966А с карбюратором К-125 и мощностью в 30 л.с.; корпус воздушного фильтра увеличенного размера; выпуклая панель передка с прорезями для сигнала; на крышке багажника эмблема Днепрогэс; виниловые противосолнечные козырьки.

С 1968 генератор Г-502 с кремниевым выпрямителем.

ЗАЗ-966В / ZAZ-966В

годы выпуска: 11.1966 — 12.1972

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966В 30 л.с.

Явные отличительные черты: хромированная накладка панели передка «китовый ус»; заливная пробка бензобака возле капота; полностью стальная приборная панель; спидометр ленточного типа; подвесная педаль сцепления; круглые задние фонари с окантовкой «тарелочкой».

С 1968 по 1972 выпускался ЗАЗ-966 / ZAZ-966 c двигателем V4 0,9 L МеМЗ-968 30 л.с.

В 1971 на данных моделях появились подфарники, изменилась панель приборов (появилась двухуровневая).

ЗАЗ-968А / ZAZ-968А

годы выпуска: 1974 — 1980

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968А 45 л.с.

С IV квартала 1971 по 1979 выпускался ЗАЗ-968 / ZAZ-968 с двигателем V4 1,2 L МеМЗ-968 40 (43) л.с.

Явные отличительные черты: хромированная декоративная накладка на панели передка («птичка»); начиная с 968 появились 2 РТЦ на передних колесах и фонари заднего хода; заливная пробка бензобака под капотом; пластиковое торпедо (с 02.1972); статические ремни безопасности; сминаемый рулевой вал; подвесные педали сцепления и тормоза;

Для 968А отличительно: раздельные тормозные контуры; современная безопасная пластиковая «мягкая» панель приборов (с 1976-78); аварийная сигнализация и замок зажигания с блокировкой рулевого вала; передние сиденья унифицированные с ВАЗ-2101; механизм блокировки передних сидений при закрытых дверях; катафоты в задних фонарях.

ЗАЗ-968М / ZAZ-968М

годы выпуска: 1979 — 01.07.1994

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968БЭ 50 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968ГЭ 45 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Э 41 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Н 43 л.с. (ЗАЗ-968M-003) / V4 0,9 L МеМЗ-966Г 28 л.с. (ЗАЗ-968M-005)

Явные отличительные черты: выпуклая панель передка с указателями поворотов; отсутствие родовых воздухозаборников («ушей»), которые заменили прорези в боковых задних панелях; запасное колесо в моторном отсеке; бамперы с пластиковыми накладками; резиновые ободки фар; многосекционные задние фонари; новая заводская эмблема.

Множество моделей, особенно среди выпускавшихся в переходный период, могли нести на себе частично морфологические признаки модернизированных версий.

Помимо множества моделей специального назначения (для людей с ограниченными возможностями, экспортными, почтовыми), все модификации имеют множество рестайловых разновидностей со своими незначительными особенностями. Среди редких и особо ценимых почитателями марки и коллекционерами стоит выделить экземпляры самых первых выпусков ЗАЗ 965 с особым оперением кузова, без подфарников и боковыми указателями поворотов каплевидной формы, расположенными на передних крыльях сверху, надписью «Запорожец» с росчерком на передней панели, а также первые выпуски ЗАЗ 966 со стилизованной надписью «Запорожец» на крышке багажника, цельными хромированными бамперами, рёбрами жёсткости, расположенными в воздухозаборниках двигателя. Также редко встречаются все «длинноухие» и 966, и первые 968, у которых воздухозаборники начинались от переднего края арки заднего колеса.

ЗАЗ-966

Творческий порыв молодежи в чем-то совпал с планами отечественного автопрома: наладить выпуск более взрослых и солидных автомобилей. Уже в 1961-м мир увидел прототип «горбатого» ЗАЗ-966, форма которого уже походила на полноценный автомобиль. Отдельные элементы новинки напоминали NSU 4 Prinz – немецкий автомобиль, дебютировавший в том же 1961 году.

Основа немецкого и советского автомобиля была одной – Шевроле Corvair. Именно такой автомобиль оказался в НАМИ, его изучали инженеры, пытаясь бороться с постоянно греющимся мотором «ЗАЗ». Позже за производство «Запорожца» взялся конструктор Ю. Сорочкин, приехавший на завод по просьбе директора предприятия Ю. Данилова.

Предполагалось выпустить несколько модификаций авто на базе «Запорожца» с двигателем в 30 лошадиных сил: пикап, фургон и даже минивэн. Дополнить линейку конструкторы планировали упрощенным кузовом, крышей из брезента. Главными покупателями машины должны были стать сельские жители. Однако завод просто не смог поставить ее на плановый конвейер.

ЗАЗ-1104

Сложно поверить, но это стремительное купе со стеклопластиковым кузовом на пространственной алюминиевой раме появилось в далеком 1967 году! Стараниями молодого конструктора в рамках творческого конкурса был разработан макет автомобиля, который по дизайну и внешней стремительности вряд ли уступал какой-нибудь Lancia Stratos. Автор миновал этап пластилинового макета и сразу построил кузов из стеклопластиковых панелей на металлической раме. Однако до установки в машину двигателя дело так и не дошло, хотя проект предусматривал различные варианты мотора — от 1,1 до 1,6 литра объемов. В неходовом макете даже смонтировали рулевое управление и педальный узел, однако перспективную модель и здесь завернули, бросив все силы на выпуск более востребованных советских малолитражек.

Трансмиссия

Коробку скоростей для ЗАЗ-966 разработали заново, получился агрегат с четырьмя синхронизированными передачами и задним ходом. КП «Запорожца» была настолько удачной, что ее стали использовать в тюнинговых проектах в комбинации с мощными вазовскими двигателями и даже с мотором от «Волги» ГАЗ-21.

В отношении самого автомобиля ЗАЗ-966 коробка скоростей была одним из самых надежных механизмов в машине. Первоначально механизм переключения передач планировалось скомпоновать на передней панели, как это делается на многих зарубежных моделях. Но потом решили пойти по проверенному пути, и рычаг был установлен на полу. Классическая компоновка позволила удешевить конструкцию и, соответственно, повысить надежность механизма.

ЗАЗ-966, технические характеристики которого соответствуют лучшим образцам автомобилей подобного класса, сегодня пользуется популярностью и является раритетом прошлого.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора – весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий «Запорожцев», а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

История создания

Специалистами НАМИ для «горбатого» ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок «горбатый» ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем – до 887 куб. см, мощность – до 27 лошадиных сил.

968-й сегодня

С момента прекращения выпуска машины прошло уже почти 40 лет, поэтому «Запорожец» понемногу становится редкостью. Все больше людей покупают машины под восстановление. Особенно ценятся экземпляры первых лет выпуска.

Многие автомобильные издания периодически проводят тесты ЗАЗ-968 различных модификаций. Машины в разном состоянии являются неизменными участниками различных автомобильных выставок и шоу.

В СССР в Саратове выпускалась малыми сериями модель описываемого автомобиля в масштабе 1:43. В 2009 году модель более высокого качества вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР». Обе они станут прекрасным подарком для коллекционеров и просто любителей классических «ушастых» запорожцев.

Модификации для инвалидов

В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:

  • ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Б2 (АБ2) — для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968АБ4 — без левой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Р — с одной рукой и ногой.

Внешних отличий от ЗАЗ-968А машины не имели (кроме лампы заднего хода). Все версии оснащались мотором с уменьшенным до 0,887 л рабочим объемом. Он развивал мощность в 27 л. с., которой вполне хватало для инвалидной версии. По аналогии с более мощным собратом двигатель прозвали «тридцатка». Машины версий «Б» и «Р» комплектовались автоматическим сцеплением с приводом от электромагнита.

Технические характеристики

Коробка и двигатели для горбатого «Запорожца» были полностью отечественной разработки. Изначально на автомобиль устанавливался мотор МеМЗ-965. Это бензиновый четырехцилиндровый V-образный мотор с восьмиклапанным цепным механизмом ГРМ. При объеме в 746 кубических сантиметров он развивает всего 23 лошадиные силы мощности. Крутящий момент – 44 Нм в диапазоне от 2,2 до 2,5 тысяч оборотов.

Какие имеет горбатый «Запорожец» характеристики? Максимальная скорость автомобиля – 90 километров в час. При этом расход топлива – 6,5 литров на 100 километров. Система питания – карбюраторная. Карбюраторы устанавливались разные:

  • К-100.
  • К-123.

При этом оба были однокамерными, с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха. Система охлаждения – воздушная. Блок цилиндров изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. При этом головка была алюминиевой. По паспортным данным, мотор был рассчитан на 72-й бензин.

Немного позже в линейке появился более модернизированный агрегат. Это МеМЗ-966. Он представляет собой бензиновый четырехцилиндровый ДВС с рабочим объемом в 887 кубических сантиметров. Данный мотор рассчитан на 76-й бензин. Максимальная мощность агрегата – 27 лошадиных сил. Механизм ГРМ – такой же, как и на предыдущем моторе (цепной, восьмиклапанный).

Что говорят отзывы о горбатом «Запорожце» с МеМЗ-966? При большей мощности этот автомобиль расходовал меньше топлива. В среднем, двигатель тратил 5,5 литра бензина на 100 километров пути. При этом максимальная скорость машины составляет 100 километров в час. Степень сжатия мотора – 6,5. Система питания – карбюраторная. В качестве карбюратора использовался однокамерный агрегат К-125 с горизонтальным подводом воздуха. Блок цилиндров изготовлен из такого же магниевого сплава, головка – алюминиевая.

Среди плюсов данного двигателя нужно отметить небольшую стоимость запчастей. В советские времена можно было легко найти нужные детали и запросто отремонтировать мотор при необходимости.

Силовая установка

Двигатель модели ЗАЗ-966 был значительно доработан и модернизирован. Рабочий объем цилиндров увеличили с 877 до 1197 куб. см за счет расширения диаметра цилиндра, который составил 76 вместо 72 миллиметров. Увеличился и ход поршня: с 54,5 до 66 миллиметров. Мощность силовой установки повысилась, таким образом, с 27 до 30 л. с.

Камнем преткновения для новой машины стала система охлаждения. Разрабатывать двигатель с водяным охлаждением не решились, этот процесс обещал быть дорогим и длительным. Но притока воздуха через небольшие прорези в задних крыльях оказалось недостаточно — двигатель перегревался. Тогда-то и появились знаменитые «уши», с помощью которых вопрос удалось решить.

Мощный вентилятор в кожухе, приток атмосферного воздуха извне, правильная регулировка зажигания — все эти факторы позволили вывести охлаждение двигателя на нужный уровень.

Этика производства

При разработке легковых автомобилей существует определенный порядок, при котором кузов новой модели не должен повторять очертания уже существующей зарубежной. Это вопрос этики, и ему стараются следовать во всех конструкторских бюро мира. Модель ЗАЗ-966, фото которой свидетельствуют о ее идентичности с немецким автомобилем марки NSU Prinz IV, вызвала ряд нареканий по этому поводу со стороны руководства фирмы NSU Motorenwerke AG. Немецкие специалисты указывали на внешние совпадения. Основные компоненты экстерьера ЗАЗ-966 действительно повторяют очертания немецкого аналога. Технологическая полоса в зоне под окнами, опоясывающая кузов, в точности соответствует обводам немца. Но у модели NSU нет воздухозаборников, своеобразных «ушей», которыми отличается ЗАЗ-966. Это и решило дело. А возможно, немецкий производитель просто решил не связываться, и вопрос был закрыт.

Интерьер

Автомобиль ЗАЗ-966, несмотря на свои скромные габариты, отличается достаточно просторным салоном, рассчитанным на свободное размещение четырех человек, включая водителя. Конструктивной особенностью внутреннего пространства машины являются углубленные ниши в передней части. Педали управления задвинуты далеко вперед, что дает возможность водителю расположиться с относительным комфортом. Пассажир справа также может вытянуть ноги и находиться в удобном положении. Такая компоновка располагает к релаксации, ни водитель, ни пассажир не устают во время поездки.

Форма сидений дополняет общую направленность салона, спинки кресел позволяют максимально откинуться назад и устроиться с удобством. На автомобиле ЗАЗ-966, характеристики которого не предполагают дальние поездки, все же при необходимости можно проехать с комфортом не одну сотню километров.

1000 бутылок водки

«Запорожец» стоил 18 тысяч рублей до реформы 1961 года, а после 1,8
тысячи. Народ сразу подсчитал, что цена «жужика» — это 1 тысяча бутылок водки.

Машину можно было купить примерно за 20 средних зарплат. Для сравнения — ГАЗ 21 «Волга» продавалась за 5,5
тысячи рублей.

Сейчас цена «зазиков» сильно разнится — от 5 тысяч за
металлолом до нескольких миллионов за восстановленный ретромобиль.

«Горбатые» чаще всего доходили до простого советского
человека, хотя «Москвичи» и «Волги» выпускались большим тиражом. «Волги» в
основном шли в такси и организации, а половина «Москвичей» — на экспорт.

«Запорожцы» тоже отправляли в страны Восточной и Западной
Европы под именем «Ялта». Экспортные модели отличались левым зеркалом заднего
вида, молдингом по кузову и небольшими подлокотниками в районе задних сидений.

Силовая установка

Двигатель модели ЗАЗ-966 был значительно доработан и модернизирован. Рабочий объем цилиндров увеличили с 877 до 1197 куб. см за счет расширения диаметра цилиндра, который составил 76 вместо 72 миллиметров. Увеличился и ход поршня: с 54,5 до 66 миллиметров. Мощность силовой установки повысилась, таким образом, с 27 до 30 л. с.

Камнем преткновения для новой машины стала система охлаждения. Разрабатывать двигатель с водяным охлаждением не решились, этот процесс обещал быть дорогим и длительным. Но притока воздуха через небольшие прорези в задних крыльях оказалось недостаточно — двигатель перегревался. Тогда-то и появились знаменитые «уши», с помощью которых вопрос удалось решить.

Мощный вентилятор в кожухе, приток атмосферного воздуха извне, правильная регулировка зажигания — все эти факторы позволили вывести охлаждение двигателя на нужный уровень.

Особенности «косолапого»

Высота ЗАЗ-965А не дотягивает до 1,5 метров. Чтобы залезть в
него и не ударится, нужна определенная сноровка. Облегчает посадку то, что двери
открываются не в ту сторону. Это примета старых авто, позже от такого расположения
отказались из-за рисков открытия дверей на ходу в случае поломки замка.

Возле руля непривычные сейчас рычажки-тумблеры, которые
управляют указателями поворота и фарами. Приборная панель черная, хотя должна
быть под цвет салона — слоновой кости. Но такой желтый пластик был непрочным и разрушался от перепада температур и воздействия солнца.

На спидометре заявленная максимальная скорость — 120 километров
в час. Но по факту «Запорожец» можно было разогнать до 90 километров в час. 

«И так
делали только очень смелые ребята, так как у него своеобразная задняя подвеска,
и колеса не жестко стоят под определенным углом, а имеют некоторый скос, который меняется в
зависимости от того, по какой поверхности едет авто», — рассказывает экскурсовод. Поэтому еще одно прозвище автомобиля — «косолапый».

На одометре сейчас странная цифра для почти 60-летнего авто —
28 километров. Крупский объясняет, что они на старых машинах ограничены до 99 999
километров. После одометр идет по второму кругу, потом по третьему. Определить реальный пробег в них можно только по состоянию кузова, агрегатов и салона.

Возле «ручника» есть еще один рычажок — подсос, или ручка
перекрытия воздушной заслонки. «Так как двигатель сзади, ее разместили не на
приборной панели. С ее помощью перекрывается лишний поток воздуха, чтобы
карбюратор меньше всасывал воздуха, смесь становилась обогащенной, и автомобилю
было проще завестись. Ею надо пользоваться при заводе на холодном двигателе», —
поясняет историк.

Еще одна особенность модели — лобовое и заднее стекла
одинаковы и взаимозаменяемы. Крупский вспоминает байку, что это сделали из соображений частой необходимости замены лобовика. Так как передние кресла откидывались для прохода пассажиров на задний диван, при этом спинки никак не закреплялись, и не было ремней безопасности, при резком торможении автовладельцы оставались без лобового стекла. Но на самом деле, конечно, такое решение было обусловлено особенностями производственных линий.

«Запорожец» – второе поколение, модели ЗАЗ-966 и 968

Второе поколение советского «народного автомобиля» получило обозначение ЗАЗ-966. «Запорожец» стал угловатым, более лаконичным и приятным с точки зрения восприятия дзайна. Его схожесть с NSU Prinz, разработкой восточногерманских конструкторов — простое совпадение

По крайней мере, в Советском Союзе на это обстоятельство не сильно обращали внимание

Новый «Запорожец», как и предшественник, не избежал насмешек. На этот раз их спровоцировали воздухозаборники, размещенные на задних крыльях автомобиля. Они напоминали торчащие в разные стороны уши. Но вместе с ними второе поколение получило множество технических доработок. Шум двигателя стал не таким резким, объем мотора увеличился с 0,9 до 1,2 литра, мощность выросла до 30 лошадиных сил. Еще одно значительное и приятное изменение нового поколения – кардинальная переработка несуразных, самоубийственных дверей.

В 1971 году на смену 966 модели пришла 968. Новая модификация получила стильную фальшрешетку радиатора, хромированную отделку бардачка. Конструкторы переделали приборную панель, модернизировали передние тормоза. В целом была улучшена безопасность. «Запорожец» с индексом 968 получил прирост мощности до немыслимых 40 лошадиных сил. Этого стало достаточно для преодоления крутых склонов и без высокого центра тяжести. Особого внимания заслуживает причудливое охлаждение двигателя.

Непонятным решением конструкторов стало отверстие в ногах со стороны пассажира. Существует шутливое предположение, что такое технологическое окно в кузове предназначено для подледной рыбалки, чтобы можно было удить рыбу, не выходя из автомобиля. При этом 968 модификация «Запорожца» считается самой стильной из всех.

В 1979 году проведена последняя модернизация ЗАЗ. Автомобиль лишился смешных ушей-воздухозаборников, хромированные элементы отделки заменены черным пластиком. В таком виде «Запорожец» выпускался до 1994 года. Единственная значительная техническая доработка последней модификации – увеличение мощности двигателя до 50 лошадиных сил. Но это уже не могло спасти безнадежно устаревший автомобиль.

Ходовая часть

Передняя независимая подвеска машины достаточно сложной конструкции. Рычаги работают в тесной взаимосвязи с торсионными устройствами скручивания, которые расположены поперечно и являются основными упругими элементами. Торсионы заключены в тонкостенные стальные трубы, каждый из них зачеканен в средней точке. Таким образом обеспечивается двойная функция устройства: от центра отходят два полуторсиона, связанных с рычагами подвески. Шарнирные соединения у ЗАЗ-966 аналогичны вазовским сайлент-блокам, но они сделаны на основе металлокерамики, что почти в два раза увеличивает ресурс износа.

Шкворневые узлы прежней модели были упразднены, а переднюю подвеску оснастили поворотными кулаками на шаровых шарнирах. Поворотные механизмы соединялись тягой с двойной резьбой типа «талреп», которая позволяла регулировать схождение передних колес. Рулевой механизм червячной конструкции обеспечивал стабильное движение автомобиля и плавное вхождение в повороты.

Задняя подвеска была заново сконструирована и представляет собой маятниковые рычаги треугольной вытянутой формы, связанные с полуосями двумя внешними шарнирами, один из которых карданного типа. Если у предыдущей модели ЗАЗ-965 качание полуосей в вертикальной плоскости было необходимо (владельцы помнят скошенные задние колеса автомобиля), то у нового «запорожца» такая необходимость была минимальной.

Гидравлические амортизаторы как передней подвески, так и задней совмещались с цилиндрическими стальными пружинами, что обеспечивало эффективную стабилизацию раскачивания.

Повышение безопасности

В 1974 г. завод прекратил производство 966-й модели и еще раз модернизировал основную модель автомобиля. Новая машина стала называться ЗАЗ-968А. В новой производственной программе она стала играть роль «люксовой».

Однако в производстве осталась и модель ЗАЗ-968, которая производилась до 1978 года. Но доля такой модели в производственной программе постоянно уменьшалась. Внешне же машины были одинаковы.

Все они оснащались новой двухконтурной системой привода тормозов, соответствовавшей современным требованиям. Справедливости ради нужно отметить, что такую систему ставили с 1973 г. на экспортные версии автомобилей. В случае выхода из строя любого из контуров, на комбинации приборов зажигалась сигнальная лампа.

В дополнение к тормозам автомобили получили рулевую колонку со складывающейся при ударе конструкцией и безынерционные ремни безопасности. На рулевой колонке стал применяться замок зажигания от ВАЗ, оснащенный противоугонным фиксатором. На передних крыльях вновь стали ставить повторитель поворотов, но конструктивно он был идентичен детали от автомобиля «Москвич-412».

Обновление конструкции

После ряда модернизаций в 1971 году обозначение базовой модели сменилось на ЗАЗ-968. Машина мало отличалась от предшественницы. Ее основными отличиями были:

  • несколько иное оформление интерьера и экстерьера;
  • более современная светотехника;
  • передняя тормозная система.

До 1974 года шел параллельный выпуск обеих моделей.

Внешне такие машины отличить очень сложно. Основным признаком чистой 966-й модели может служить отсутствие белых светофильтров передних габаритных огней, установленных по углам кузова над бампером. Но в 1971-1974 гг. выпускалась версия 966В, оснащенная светотехникой от 968-й модели. Отличить автомобили можно по отделке салона и двигателям разных моделей.

Разным было и назначение машин. Технические характеристики ЗАЗ-968 позволяли считать его «люксовой» моделью завода, в то время как модели 966В отводилась роль упрощенной версии, которая часто шла на изготовление машин для инвалидов.

ЗАЗ-1102

Проект знаменитой «Таврии» сошел с конвейера в далеком 1987 году. Однако еще в 70-е инженеры завода предпринимали попытки разработать преемника классического «Запорожца». Машина должна была получить современную переднеприводную компоновку, а мотор, вопреки традициям, должен был быть под капотом, а не в багажнике. Сначала свет увидел опытный 3-дверный хэтчбек, появившийся в начале 70-х. Однако руководство партии он не заинтересовал, тогда конструкторы спустя 4 года выпустили на основе того хэтчбека неплохое двухдверное купе с той же технической начинкой. Но и этот автомобиль не заинтересовал руководство, тогда, к 1977 году, был представлен третий вариант переднеприводного хэтчбека, но и он был отвергнут — только с 4-й попытки Минавтопром утвердил планы по производству будущей «Таврии».

ЗАЗ-966

Творческий порыв молодежи в чем-то совпал с планами отечественного автопрома: наладить выпуск более взрослых и солидных автомобилей. Уже в 1961-м мир увидел прототип «горбатого» ЗАЗ-966, форма которого уже походила на полноценный автомобиль. Отдельные элементы новинки напоминали NSU 4 Prinz – немецкий автомобиль, дебютировавший в том же 1961 году.

Основа немецкого и советского автомобиля была одной – Шевроле Corvair. Именно такой автомобиль оказался в НАМИ, его изучали инженеры, пытаясь бороться с постоянно греющимся мотором «ЗАЗ». Позже за производство «Запорожца» взялся конструктор Ю. Сорочкин, приехавший на завод по просьбе директора предприятия Ю. Данилова.

Предполагалось выпустить несколько модификаций авто на базе «Запорожца» с двигателем в 30 лошадиных сил: пикап, фургон и даже минивэн. Дополнить линейку конструкторы планировали упрощенным кузовом, крышей из брезента. Главными покупателями машины должны были стать сельские жители. Однако завод просто не смог поставить ее на плановый конвейер.

Ходовая часть

Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.

Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. О были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.

Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: