Вождение на автомате для начинающих: общие правила

Как на практике ведет себя система автоматического экстренного торможения

Наличие системы автоматического торможения, разумеется, не является гарантией того, что вы сможете избежать дорожно-транспортных происшествий

Более того, она не обладает скоростью человеческой реакции и не может принять во внимание все факторы, которые может учесть водитель. Так насколько же надежны автоматические системы торможения?

Начнем с того, что первые автоматические системы были установлены на автомобили компании Volvo. Еще 10 лет назад их машины могли автоматически тормозить перед препятствиями, а также могли отличить транспорт от пешехода.

Практически в то же время функция круиз-контроля трансформировалась в настоящий автопилот, наличие которого позволяет не держать руки на руле и просто наслаждаться поездкой. Однако стоит отметить, что полноценная работа данной функции возможна только при соблюдении ряда условий.

Так, дорожная разметка должна быть четко прорисованной, знаки должны быть хорошо видны, а все дорожное пространство должно быть обустроено по международным нормам и правилам. В противном случае машина просто не поймет, в каком направлении ей нужно двигаться. С учетом того, что большинство дорог в нашей стране не отвечает вышеперечисленным критериям, владельцы дорогих автомобилей практически не пользуются автопилотными функциями по назначению.

Однако в контексте данной статьи мы разбираем не автопилот в целом, а только говорим о функции автоматического торможения. Основной целью создания подобных систем было повышение безопасности. Всем известно, что самыми частыми причинами возникновения аварийных ситуаций являются невнимательность участников дорожного движения и отсутствие своевременной реакции водителя.

В теории, наличие системы автоматического торможения должно позволить хотя бы частично ослабить контроль над происходящим на дороге. Но это не совсем так.

Практика показывает, что технологии, осуществляющие автоматическое торможение, не отличаются высокой надежностью. Не в любой ситуации система может затормозить так, чтобы сохранить целостность автомобиля. Предлагаем подробнее остановиться на специфике работы, достоинствах и недостатках современных устройств автоматического торможения.

Видео о том, как работает AEB на автомобиле Volvo XC90:

Режим «S» на автомате: что значит и для чего нужен

В современных АКПП кроме основных и понижающих режимов работы есть и дополнительные, применение которых зависит от условий эксплуатации автомобиля, стиля вождения и т. д. Режимы включаются посредствам программных команд, прописанных в .

Одним из таких режимов является режим «S», «Power» или «PWR» (спортивный). Положение S на АКПП может быть разное – в одном случае это решение реализовано посредством кнопки, в другом случае посредством дополнительного положения .

При спортивном режиме переключение на более высокие передачи осуществляется на максимальных оборотах ДВС. По сравнению с обычной ездой, при включении режима «S» водитель сможет почувствовать разницу, автомобиль начинает быстрее реагировать на нажатие педали акселератора, более интенсивно набирает скорость, на многих авто рулевое управление становится «острым».

Максимальный эффект при езде в спортивном режиме обеспечивает система контроля курсовой устойчивости (ESP). Она допускает минимальный контролируемый занос оси автомобиля, позволяющий водителю почувствовать себя за рулем спортивного авто.

При этом система курсовой устойчивости хоть и позволяет более агрессивно управлять автомобилем, но не более того. Другими словами, полную безопасностью водителя и транспортного средства никакая электроника обеспечить не способна.

Некоторые производители, максимально упрощая езду на автомобиле, устанавливают адаптивную систему, которая подстраивается под водителя. Система распознает до десяти спрогнозированных ситуаций:

  • равномерное движение по магистрали,
  • разгон, ускорение или торможение на вираже и т.п.;

В зависимости от сложившейся ситуации, если водитель вовремя не внес корректировки в алгоритм работы ЭБУ, система автоматически включит или выключит спорт — режим.

Где и когда используется «S» передача на автомате

Спортивный режим особенно незаменим за городом при активной смене скоростного режима. Иногда его применяют и во время движения в городском потоке.

Механика: надежность и популярность

Наибольшей популярностью среди автолюбителей пользуется механическая коробка передач. Принцип ее работы заключается в работе двух зубчатых колес, одно из которых вращается двигателем, второе – передает вращение колесам. Переключение производиться механическим способом – водитель при помощи рычага переключения и педали сцепления (работая вкупе с педалями газа и тормоза) выбирает необходимую передачу, которая определяет крутящий момент и скорость автомобиля. Именно это у новичков вызывает затруднения – нужно уметь грамотно переключаться между скоростями, плавно отпускать сцепление и знать в какой момент включить ту или иную скорость. Установлена механика может быть на любой тип привода (задний, передний или полный).

Механика гораздо дешевле в обслуживании и ремонте, по сравнению с другими коробками. Автомобили на МКПП так же дешевле своих оппонентов. Конструктивно она тоже проще прочих вариантов, потому и ремонт/замена обойдутся для кармана в меньшую сумму, чем с остальными коробками передач.

Большая популярность механики объясняется тем, что она позволяет владеть автомобилем в большей степени, чем это позволяют сделать иные коробки. С механической коробкой водитель сам решает какую передачу включить, а потому скорость и крутящий момент находятся под его полным контролем. Благодаря чему расход топлива с такой коробкой оказывается наименьшим. Таким образом, механика обладает наивысшим КПД среди прочих коробок передач.

Подытоживая выше перечисленное стоит коротко изложить плюсы и минусы механической коробки передач. Из достоинств стоит выделить:

  1. наименьшую стоимость;
  2. простоту конструкции;
  3. меньший расход топлива, чем у автомобилей с другими коробками;
  4. высокую эффективность работы, позволяющую максимально хорошо владеть автомобилем;
  5. отличную динамика.

Из минусов можно выделить разве что необходимость постоянно «мутузить» рычаг и педали.

Автомат: удобство и легкость

Вторая по популярности коробка передач на сегодняшний день – автомат. Она представляет собой своего рода «усложненную» механику, в которую добавили механизм, самостоятельно переключающий передачи. Водителю нужно только выбрать один из четырех режимов (парковка, нейтралка, задний ход и драйв – езда) и нажать на педаль, а остальное за него сделает автомат. Что касается педалей, то их здесь две: газ и тормоз, сцепления нет. С точки зрения удобства управления автомобилем автоматическая коробка позволяет беззаботно и просто вести его, не требуя постоянного взаимодействия с рычагом и педалями – лишь выбор нужного режима и нажатие на педаль газа. Неплохой ступенчатый вариант коробки для беззаботной езды.

Но, учитывая более сложную конструкцию этой коробки, стоит учесть и более высокую ее стоимость (как при покупке автомобиля, так и в случае ремонта, если случится поломка, или прочего обслуживания). К слову, и весит АКПП больше, чем механика, потому и авто будет иметь массу немногим выше. Также придется повысить затраты на топливо, потому как автомат «кушает» больше, чем его главный конкурент – МКПП. У этих двух коробок достаточно много отличий, потому многие автолюбители задаются вопросом: что лучше механика или автомат, отличия в каждой из которых видны даже не вооруженным глазом (от стоимости до принципов работы и эксплуатации).

Из плюсов автомата выделяются:

  • удобное управление автомобилем без необходимости переключения передач;
  • возможность автомата менять передачу при максимальной мощности двигателя;
  • отсутствие отката при старте на ровном дорожном покрытии;
  • увеличенный ресурс работы за счет защиты коробки, отчего перегрузка и неисправность при неправильном переключении передач ей не страшны (механика в руках новичков в таком случае неизменно страдает);
  • встроенная противооткатная система, что позволяет предотвратить самопроизвольное движение автомобиля во время стоянки.

В числе минусов:

  • больший (в сравнении с механикой) расход топлива;
  • высокая стоимость покупки, ремонта, обслуживания;
  • динамика, уступающая МКПП;
  • временные задержки при переключении передач;
  • откаты при старте на наклонной площади.

Из выше изложенного видно, что МКПП и АКПП обладают широким рядом отличий, а потому и вопрос – что лучше механика или автомат – можно считать вполне закономерным.

Возможные неисправности системы AEB

Автоматическая система торможения часто самостоятельно отключается в процессе эксплуатации транспорта, а на панели управления загорается индикатор «Camera blocked» («Камера заблокирована»).

Причиной такого поведения датчика могут стать внешние факторы, под воздействием которых дальнейшая работа камеры будет невозможна. Устранить недостаток можно путем удаления грязи, снега или мусора с лобового стекла. Замена камеры не решит проблему, если водитель не сможет создать условия для ее нормального функционирования.

Если датчик видеокамеры заблокирован грязью или снегом, автоматизированная система может на время отключиться. В этом случае на дисплее у водителя появляется соответствующее уведомление. Некорректная работа технологии иногда наблюдается на участках открытой местности, когда после включения двигателя устройство не может обнаружить ни один объект.

Если водитель привык полагаться на систему автоматического торможения, безоговорочно доверяя показаниям датчиков, при вождении автомобиля в плохих погодных условиях или на открытой местности, ему следует быть особенно осторожным.

Нарушение функционирования системы автоматического торможения возможно в следующих случаях:

  • Камера заблокирована грязью или другим объектом.
  • При плохих метеоусловиях (особенно в случаях интенсивных осадков).
  • Регистрирующая способность датчика камеры ограничена.
  • Транспортное средство, находящееся в поле зрения камеры, слишком мало для обнаружения (например, велосипед).
  • Находящееся впереди транспортное средство имеет слишком большие габариты (к примеру, тягач с прицепом или трейлер).
  • Плохая видимость ввиду недостаточного или слишком сильного освещения.
  • У впереди идущего транспортного средства неправильно работают задние фонари.
  • Резкое изменение освещенности (например, при въезде или выезде из туннеля).
  • Большое количество бликов, когда свет от уличных фонарей или впереди идущего авто отражается на влажной поверхности дороги.
  • Отсутствие обзора дороги из-за запотевшего ветрового стекла.
  • Неравномерная траектория движения впереди идущего транспортного средства.
  • Движение авто осуществляется через зону застройки, по грунтовой дороге или через железнодорожные пути.
  • Транспортное средство передвигается по закрытому пространству (например, в пределах подземной парковки).
  • Плохое состояние дорожного покрытия провоцирует чрезмерную вибрацию автомобиля во время движения.

В случае необходимости, если предупреждающие сообщения появляются на дисплее слишком часто, систему автоматического торможения можно временно отключить.

Режимы работы автоматической коробки передач

В стандартный перечень режимов работы АКПП входят:

  1. Режим движения (D, Drive). Он является основным для движения вперед. В пределах допустимых эксплуатационных характеристик скорость и количество передач не ограничиваются. В данном режиме рекомендуется оставаться даже при кратковременном отсутствии нагрузки на мотор (например, при торможении на красном сигнале светофора или съезде с горки).
  2. Паркинг (P). Предполагает полную блокировку ведущих колес и трансмиссионного вала. Использование паркинга необходимо при длительных остановках. Перевод селектора в режим P допускается только по завершении остановки машины. При активации паркинга на фоне движения без давления на педали («накатом») можно повредить блокиратор. Если нужно остановиться на участке дороги с сильным уклоном, а не ровной поверхностью, то сначала следует потянуть ручной тормоз, удерживая тормозную педаль, а лишь затем перейти в парковочный режим.
  3. Нейтральный режим (N). Он подходит для сервисного обслуживания транспортного средства. Например, этот режим необходим при буксировке автомобиля с АКПП с неработающим двигателем и проверке работоспособности трансмиссии. При краткосрочных остановках и езде под уклоном переход в режим N не требуется. Заводить мотор из нейтрального положения рекомендуется только при буксировке. Если машина находится в данном режиме на наклонной дороге, то следует удерживать тормоз или поставить ее на ручник.
  4. Режим заднего хода (R, Reverse). Задняя передача позволяет двигаться в обратном направлении. Переход в режим реверса должен происходить после остановки. Чтобы предотвратить качение при движении под наклоном, перед включением R следует зажать педаль тормоза.
  5. Режим понижения передач (D1, D2, D3 либо L, L2, L3, либо 1, 2, 3). Блокировка используемых передач позволяет ограничить скорость движения. Особенностью режима является более активное торможение двигателем при отпущенных педалях акселератора и тормоза. Пониженные передачи используются при движении по скользкому и заснеженному дорожному полотну, езде по горным дорогам, буксировке прицепов и других транспортных средств. Если скорость езды на момент переключения выше, чем допускается для выбранной передачи, то перевод в пониженный режим невозможен.

При возникновении неполадок АКПП переходит в аварийный режим. Последний ограничивает скорость езды и число используемых передач.

https://youtube.com/watch?v=QrNJd0n8YP4

Дополнительные режимы

Помимо основных, на АКПП могут присутствовать дополнительные режимы:

  1. S, Sport — спортивный режим. Данная функция предназначена для активной, динамичной езды с частыми и интенсивными обгонами. Повышение передачи происходит с небольшой задержкой, что позволяет достигнуть более высоких оборотов двигателя. Основным недостатком режима S на автомате является большой расход топлива.
  2. Kickdown. Кикдаун предполагает резкое снижение передачи на 1-2 единицы при нажатии педали газа на ¾. Это позволяет стремительно повысить обороты движка и увеличить скорость. Данная функция необходима при перестроении в плотном потоке, обгонах и др. Если включить кикдаун сразу после того, как тронуться, можно перегрузить коробку передач. Минимальная рекомендованная скорость для маневра составляет 20 км/ч.
  3. O/D, Overdrive. Овердрайв является повышающей передачей для АКПП. Она позволяет использовать без блокировки гидротрансформатора 4 или 5 передачу, которые постоянно поддерживают низкие обороты двигателя. Это обеспечивает оптимальный расход топлива при высокой скорости движения, но препятствует быстрому разгону. Функцию Overdrive не следует использовать при цикличном разгоне-торможении в потоке, буксировке, в осложненных условиях и при скорости выше 110-130 км/час.
  4. Snow, Winter (W) — зимний режим. При активации функции Snow или аналогичных ей управляющая система автомобиля перераспределяет крутящий момент между колесами так, чтобы минимизировать риск заноса. Машина трогается сразу со второй передачи, что снижает вероятность скольжения и пробуксовки. Переключение между передачами происходит плавно, при низких оборотах движка. При использовании «зимних» функций в теплое время года есть высокий риск перегрева гидротрансформатора.
  5. E, режим экономии топлива. Эконом является прямой противоположностью функции Sport. Переходы между передачами происходят без задержек, а двигатель не раскручивается до высоких оборотов.

Обозначения на коробке автомат Киа Рио — Поехала!

Что означают эти буквы?

P — (Parcking) Парковка, стоянка. Он предназначен для длительной стоянки или парковки автомобиля. Этот режим следует включать только после полной остановки автомобиля. Если вы паркуете автомобиль под уклоном, сначала поставьте его на ручной тормоз.

Передача R (задний ход). Передача заднего хода включается также после полной остановки автомобиля.

N (Neutral) Нейтральный. Это необходимо для буксировки автомобиля. Вам не нужно переключаться на нейтраль, когда вы стоите в пробке, это не механическое действие!

D или A — (Drive или Automate) — движение автомобиля вперед. Этот режим используется для езды по городу, на ровных дорогах. Если нет особых условий (снег, лед, склоны), выберите D и забудьте о коробке передач на всю поездку.

L или B (или: l, 1, 1L) — (Low или Bottom) первая передача. Используется на обледенелых дорогах, крутых спусках и подъемах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: B (Блокировка) может указывать на заблокированный дифференциал, не включайте его во время движения — прочитайте руководство.

2 или 2L — движение вперед, коробка передач не переключается выше 2-й передачи. Используйте при движении по сложным, извилистым горным дорогам.

3 или D3 — 3-я передача, коробка передач не будет переключаться выше 3-й передачи. Она включается при движении в гору и вниз, при частых подъемах и спусках, при необходимости частых остановок и когда средняя скорость не превышает 80 км/ч.

4 или D4 — четвертая передача. Это позволяет автоматически переключать передачи с первой на четвертую. Рекомендуется в нормальных условиях движения, когда средняя скорость составляет 100 км/ч.

Также имеются кнопки:

OD — (Over Drive) режим овердрайва. Кнопка расположена сбоку на самом рычаге, она активируется вместе с режимом D3. Многие люди не знают, для чего это нужно. Это приводит к отключению овердрайва и загоранию индикатора OD-off на панели управления. Например, вы едете 60-80 км/ч, и она постоянно переключается с 3-й на 4-ю передачу. Чтобы избежать этого, переключите его на повышенную передачу и ездите на 3-й передаче, не переключаясь постоянно. Это не повредит вашему автомобилю, и вы не будете расстраиваться из-за постоянного переключения передач. Не забудьте выключить OD, когда наберете скорость!

M — (Manual) ручное управление. Когда эта кнопка активирована, вы выбираете передачу с помощью + и — на панели управления.

S — (Спорт) Спортивный режим. Подходит для движения на высоких скоростях.

W (*) или Snow- (зимний) режим. Режим «Снег» помогает автомобилю плавно двигаться по скользкой поверхности.

Внимание! Проконсультируйтесь с заводом-изготовителем относительно регулярного использования этого режима; он предназначен для нечастого использования на многих автомобилях, и продолжительное движение в этом режиме может повредить трансмиссию. E — (Экономичный) Экономичный режим — это более плавный ход по сравнению со спортивным режимом

E — (Экономичный) Экономичный режим — это более плавный ход по сравнению со спортивным режимом.

KickDown — кикдаун. Этот режим активируется во время движения, когда педаль акселератора нажимается до упора в пол автомобиля. Двигатель переключается на одну или две передачи вниз и находится в самом сильном диапазоне оборотов. Этот режим используется для обгона.

Если вы не заметили никаких букв на своей коробке передач, не пугайтесь, автоматические коробки передач бывают разные! Обязательно прочитайте инструкцию!

Как завести автомобиль?

1) Заведите автомобиль в положении P (парковка).

2) При включенном тормозе переведите рычаг переключения передач в положение R (задний ход) или D (движение).

Далее все происходит как обычно: газ — автомобиль разгоняется, скорость меняется автоматически; тормоз — автомобиль замедляется (но помните, что не все автоматические системы поддерживают режим торможения двигателем, поэтому тормозной путь таких автомобилей несколько длиннее!!!).

При переводе рычага из одного положения в другое держите педаль тормоза нажатой.

При выключенном автомобиле (желательно заблаговременно) переведите рычаг в положение P.

Привод с автоматической коробкой передач:

  • Не допускайте вращения колес.
  • Не буксируйте другие автомобили или прицеп.
  • Не запускайте автомобиль с «толкача».
  • Не ездите на нейтральной передаче, если для этого нет веских причин (например, при буксировке).
  • Не нарушайте правила буксировки автомобилей с автоматической коробкой передач. Автомобиль можно буксировать на короткие расстояния (до 20-50 км) на небольшой скорости (до 20-30 км/ч).

Бон вояж!!!

https://youtube.com/watch?v=XFP0PSC0vIc

Дополнительные режимы

Существует ряд положений, использующихся не во всех АКПП:

  • Положение «2» – включаться будут исключительно 1 и 2 ступени, остальные заблокированы. Применяется при буксировке или вождении авто на горных извилистых дорогах. Ездить можно и в городе, если скорость машины допускается не выше 80 км/ч. В других случаях, такой режим препятствует разгону до высокой скорости, повышает нагрузку на АКПП;
  • Положение «L» – включается самая низкая ступень. Предназначается для езды по бездорожью. На внедорожниках такой режим запускает понижающую ступень, что позволяет ездить по грязи и топким местам. В режиме «L» скорость транспорта не выше 15 км/ч. Рекомендуется включать режим бездорожья заблаговременно;
  • Положение «OverDrive» (O/D) используется на АКПП, имеющих больше трех передач и служит для выполнения маневра обгон, или резкого разгона автомобиля. Обычно это кнопка на селекторе. Не позволяет ездить со скоростями выше возможностей третьей передачи, за счет этого получается повышение динамики вождения машины. Удобен при затяжных подъемах в горку, когда без этого режима коробка может вызывать колебания 3-4 передача, положение «овердрайв» решает проблему;
  • Положение «PWR/SPORT». Этот спортивный стиль, чтобы ездить быстро. Активация вызывает включение передач с высокой скоростью, благодаря этому повышается скорость авто (и расход горючего). Чтобы полноценно ощутить всю мощь этого стиля, нужно приспособиться к езде на автомате, потому что машина резче откликается на акселератор, ею сложнее управлять;
  • Положение «SNOW» – снег. Предназначена для зимнего использования, ездить по заснеженным дорогам. Движение автомобиль будет начинать со второй передачи, а переключение скоростей происходит на более низких оборотах. На асфальте динамика машины в этом режиме снижается, потому что он для снега;

Как пользоваться режимами?

Парковочное положение Р

В этом положении рычага выбора передач тяга к колесам не передается, а колеса ведущей оси заблокированы. Вместе с тем замок зажигания разблокирован, и только в этом положении можно вынуть ключ из замка зажигания.

Рычаг в положение «Р» можно перемещать только, когда автомобиль стоит на месте. Выбор режима «Р» даже на низкой скорости (до 5 км/ч) может привести к резкой остановке автомобиля или, скорее всего, к поломке механизма блокировки колес.

Интересно, что даже в автомобилях с электронным управлением автоматической коробкой передач, в которых рычаг выбора передач выполнен в виде электронного джойстика и имеет защиту от выбора неправильного режима движения, система позволит при низкой скорости включить режим «Р», что может серьезно повредить коробку передач.

После полной остановки автомобиля сначала переведите рычаг в положение «N» (нейтральное), затем включите стояночный тормоз, и только после этого установите рычаг в положение «Р». Таким образом, удастся избежать любых нежелательных нагрузок, действующих на коробку.

Нейтральное положение N

Положение N расположено между режимами движения «R» и «D». Коробка не передает тягу колесам, но автомобиль может катиться.

Хотя включение режима N во время движения сразу и не испортит коробку, но делать этого не следует из-за перегрева масла и ускоренного износа подвижных деталей АКПП.

Режим «N» разрешает буксировку автомобиля, но лучшего этого не делать. В крайнем случае, можно проехать несколько сотен метров с минимальной скоростью (10-20 км/ч).

Запомните правило – автомобили со сломанным автоматом перевозятся, а не буксируются.

Передача заднего хода R

Включать реверс (режим R) можно только после остановки автомобиля. Нажимать на газ и начинать движение следует после небольшой паузы, чтобы избежать рывков. Особенно актуально для старых автомобилей.

Дело в том, что передача заднего хода в некоторых АКПП включается с ощутимым запаздыванием, увеличивающимся по мере износа и при понижении температуры масла (например, после длительного простоя на морозе). В положении «R» вы сможете выключить двигатель, но не сможете вынуть ключ.

Передача переднего ход D

Режим Drive предназначен для движения вперед и включается после остановки автомобиля. Во время движения «D» можно включать только из других режимов движения вперед, например «2» или «3».

При выборе режима «D» и отпускания педали тормоза машина трогается, добавление газа вызывает ускорение, а нажатие на тормоз – торможение. Передачи переключаются автоматически и без рывков, если автомат исправен.

Ключевые правила ухода за АКПП

Классический алгоритм начальной стадии движения следующий:

  1. правая нога водителя выжимает тормозную педаль;
  2. водитель перемещает РВД с положения “P» (или «N») в положение «D» (или же «R»), зависимо от того, как начнёт двигаться автомобиль: вперед или назад;
  3. водитель плавно опускает рукоятку стояночного тормоза;
  4. правая нога водителя плавно отпускает тормозную педаль, давая начало движению авто;
  5. если движение начато в режиме «R», чтобы перейти в формат «движение вперед D», вторично выжимают тормозную педаль. И лишь после этого осуществляется перевод РВД.

И ещё. Нужно твердо усвоить несколько железных правил:

  1. если автомобиль имеет автоматическое переключение передач, все операции с педалями должна осуществлять исключительно правая нога;
  2. при эксплуатации АКПП надо категорически избегать неоправданно резких движений автомашины (ускорений, торможений, виражей и проч.), что позволит использовать ресурс самой коробки и всего двигателя максимально долго;
  3. опытные водители находят возможность дать АКПП хоть небольшой отдых;
  4. эксплуатация автомашины чаще всего сопровождается поломками АКПП зимой из-за низко температуры. Поэтому надо непременно прогревать мотор перед началом движения, проверять качество жидкости ATF, не разгонять в первые минуты движения авто до скорости свыше 50 километров в час и выполнять другие технические рекомендации специалистов.

Что такое АКПП

Автоматическая коробка передач (АКПП) — это коробка передач, которая самостоятельно определяет наиболее подходящее передаточное отношение в зависимости от текущего скоростного режима. Автоматическая коробка без участия водителя сама выбирает и переключает нужное передаточное отношение, подстраивается под заданную водителем скорость, обеспечивает плавное начало движения и плавный ход автомобиля. АКПП снимает с водителя львиную долю нагрузки во время движения по сравнению с классической механической коробкой передач.

Поскольку сейчас существуют разные варианты автоматических коробок (роботы и вариаторы), то, чтобы не путаться, АКПП еще называют: классический автомат, гидроавтомат, гидромеханическая трансмиссия, планетарный автомат.

Рабочие режимы АКПП

Следует ознакомиться с рабочими режимами и правилами использования наиболее распространённой гидротрансформаторной АКПП. Для любой автоматической КПП являются обязательными режимы работы P, R, D и N. Для обеспечения возможности выбора нужного режима водителем АКПП имеет рычаг для выбора диапазона. Внешне рычаг почти не имеет отличий от селектора, обеспечивающего переключение МКПП. Передачи переключают по прямой, порядок может быть свободным. Выбранный режим отображается на панель управления.

P — это режим паркинга. Подразумевает отключение всех элементов авто. Целесообразен во время стоянки либо продолжительной остановки. Именно в данном режиме запускается двигатель.

R — режим заднего хода. Желательно использовать заднюю передачу только после полной остановки автомобиля. Заднюю можно включить лишь тогда, когда педаль тормоза полностью выжата. Следствием любого другого порядка действий является причинение значительного вреда как для трансмиссии, так и для двигателя.

N — режим нейтральной передачи. В таком состоянии двигатель не осуществляет передачу крутящего момента на ходовую, работая на холостом ходу. Данный режим включают при кратковременной остановке. Недопустимо включение такого режима в процессе езды. Возможна буксировка автомобиля в режиме N. Запускать мотор в нейтральном режиме недопустимо.

D — это режим движения. Переключение передач происходит по очереди во время нажатия на педаль газа. В АКПП количество передач может составлять от четырёх до восьми. Рычаг для подбора диапазона на таком автомобиле имеет разные варианты — D1, D2, D3. Они иногда обозначаются только цифрой, без использования буквы. Цифра выражает степень доступности верхней передачи.

D3 — позволяет водителю применять 3 первых передачи. В такой позиции торможение является более эффективным. Рекомендуется использование во время езды с притормаживанием либо при езде по холмистой местности.

D2 — подразумевает доступность лишь двух первых передач. В эту позицию АКПП переводится на скорости до пятидесяти км/ч. Данный режим используется в труднопроходимых местах — во время движения по лесу либо по горной дороге. Для большей эффективности в таких случаях пользуются торможением мотором. Так же эффективно использовать режим D2 в пробке.

D1 — означает доступность исключительно первой передачи. Такое положение автоматической коробки используется, когда сложно достичь скорости более 25 км/ч. Недопустимо включение данного режима на высокой скорости, иначе возможен занос.

D0 — подразумевает скорость 75-110 км/ч. Выход из него необходим при снижении скорости до 70 км/ч. В данном режиме ощутимо падает уровень затрат горючего на магистрали.

Включение режимов возможно в произвольной последовательности при езде.

Режим «N» или «Нейтраль»

Третий основной режим на автомате – это режим «Нейтраль». В этом режиме автомобиль может свободно двигаться вперёд-назад без участия двигателя. Чаще всего обозначается пиктограммой «N» и находится между режимами «Реверс» и «Драйв».

Режим «Нейтраль» предусмотрен в АКПП как сервисный режим, в котором автомобиль можно перемещать на небольшие расстояния в случае, если двигатель не заводится. В инструкции ко многим АКПП указано, что в этом режиме можно буксировать автомобиль на расстояния 20-50 км со скоростью до 20-30 км/ч. Однако, на практике, если сервис находится дальше, чем в 3-5 км — лучше сразу вызывать эвакуатор.

Такая рекомендация связана с тем, что при движении автомобиля в АКПП должно постоянно циркулировать масло, а при заглушенном двигателе масляный насос не работает. То есть, некоторые части АКПП не получают необходимой смазки и могут выйти из строя. Поездка на эвакуаторе обойдётся не сильно дорого, а вот серьёзных проблем с автоматом можно избежать.

Так же необходимо отметить ещё одну частую ошибку, которую совершают владельцы машин с АКПП, связанную с режимом «Нейтраль». Они нередко считают, что режим «Нейтраль» на АКПП – это тоже самое, что «нейтралка» на механике и включают этот режим тогда же, когда бы они включили его на механике, например, подкатываясь к светофору. Однако это не так. АКПП гораздо более сложный агрегат и режим «Нейтраль» — это сервисный режим, пользоваться которым, можно только по назначению, например для погрузки на эвакуатор и доставки автомобиля в сервис. Любое другое использование этого режима может стать причиной поломки АКПП.

Чего не стоит делать

Чего не стоит делать на машине с автоматической коробкой:

  1. Прежде всего, не стоит сильно нагружать коробку, если машина не прогрелась до необходимого уровня. Даже если на улице плюсовая температура, первые несколько километров, движение должно быть плавным и размеренным.
  2. АКПП очень «не любит» бездорожья. Машинам с автоматом, лучше всего объезжать дороги с плохими покрытиями. Если «железный конь» застрял, иногда лучше прибегнуть к помощи лопаты, чем давить на газ.
  3. Не рекомендуется подвергать АКПП высоким нагрузкам. Если были планы буксировать прицеп, то лучше выкинуть их из головы.
  4. Категорически запрещено заводить автомобиль с так называемого толкача. Многие люди нарушают этот запрет, однако стоит помнить, что бесследно для коробки это не пройдет.

Конечно же, нельзя забывать про отдельные особенности переключения между режимами:

  • на «нейтралке» можно оставаться лишь в случае, если нажат тормоз;
  • на «нейтралке» глушить машину запрещено;
  • глушить мотор разрешается исключительно в положении «паркинг»;
  • когда машина в движении, нельзя переводить рычаг в положения «паркинг» и «движение назад».

Подводя итоги, стоит отметить, что автоматическая коробка может показаться довольно «привередливой» и имеющей малый ресурс. На самом деле, если грамотно ее эксплуатировать, то она будет радовать своего хозяина очень долгое время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: