Ким 10-50

И все-таки «Опель»

Три презентации первой советской малолитражки членам Политбюро проходили без Сталина

Вместе с Молотовым он почтил вниманием лишь четвёртую.. К тому времени был заключён знаменитый «пакт» с Германией

Между странами успешно развивались взаимовыгодные отношения. СССР поставлял партнёрам продукты питания и сырьё, получая взамен технологии и машины.

К тому времени был заключён знаменитый «пакт» с Германией. Между странами успешно развивались взаимовыгодные отношения. СССР поставлял партнёрам продукты питания и сырьё, получая взамен технологии и машины.

До массового производства собственных малолитражек было ещё, по большому счёту, неблизко. Поэтому у немцев закупили партию упомянутых выше «кадетов». Их раздали в личное пользование Героям Советского Союза, другим заслуженным и значимым гражданам страны. Один из экземпляров, очевидно, достался «тени Сталина», начальнику охраны «вождя народов» .

Может, и не достался, но именно Власик на роковой четвёртый показ «КИМ-10» пригнал в Кремль «Опель-Кадет» и установил рядом «для сравнения». Не отходя от вождя ни на шаг, начальник охраны наглядно показывал ему, чем плох «КИМ» и чем хорош «Опель».

Opel Kadett со старым оформлением радиаторной решётки (1936−1937 гг.)Фото: AlfvanBeem, wikipedia.org

Тесный, неудобный двухдверный салон, низкий клиренс, допотопные фары на передних крыльях, «буржуйские» хромированные штабики (молдинги) на бортах и порогах — всё было плохо у «КИМ-10», но хорошо у «Кадета».

Новшества «десятки» — раздельные сдвижные сиденья первого ряда, приборная панель перед глазами водителя, отсек для запаски и прочее — остались без внимания и оценки.

Хотя конструкция малолитражки полностью соответствовала требованиям правительства, постановление Политбюро по результатам осмотра потребовало устранить выявленные недостатки в сжатые сроки.

Нарком среднего машиностроения И. А. Лихачёв и конструкторы пытались отстоять автомобиль, сберечь деньги, потраченные на закупку оборудования, разработку и организацию производства, но тщетно.

На пятой презентации автомобилисты показали обновлённые варианты «КИМ». Всё, что требовало постановление, было выполнено, исключая самое главное: кузов остался двухдверным. Уж слишком дорого обошлись заморские штампы. Не выбрасывать же народные деньги на ветер, в самом деле…

Выяснением причин, по которым не удалось увеличить число дверей, занялись следователи НКВД. Одним из результатов их работы стал арест директора «Завода имени КИМ» А. В. Кузнецова «за введение в заблуждение советской общественности». Наркома Лихачёва понизили, перевели на прежнюю должность директора ЗИС.

Иван Алексеевич Лихачёв

С декабря 1940 г. по июль 1941 г. «Московский автомобильный завод им. КИМ» успел выпустить около 400 первых советских малолитражек. Окончательный крест на проекте поставила война. Неприспособленный к военным задачам народный автомобиль был пока не нужен.

После победы лавры первой массовой малолитражки достались «Опелю». Но это уже другая история, в которой не меньше странностей, чем в довоенной.

По имени КИМ

КИМ, если кто подзабыл, это не фамилия наследных лидеров КНДР, а Коммунистический Интернационал Молодёжи, международная молодёжная организация и секция «большого» Коминтерна.

В 30-е годы XX века имя КИМ было знаменитым, громким и почётным. Его присваивали пионерским дружинам, комсомольским организациям, фабрикам и заводам. Не избежал этой участи и «Московский автосборочный завод № 2».

Машинки получились внешне глуповато-лупоглазыми, внутри тесноватыми, зато лёгкими, шустрыми, весёлыми и дешёвыми. Купить их, как обещали, мог бы любой передовик производства, скопив сумму, примерно равную годовой зарплате.

Не остались без внимания и граждане, не способные на трудовые подвиги. По планам руководства, счастливым обладателем автомобиля теоретически мог стать любой советский человек, купивший лотерейный билет.

И хотя первые образцы собирались в цехах ЗИСа, а не КИМа, где вовсю шла масштабная реконструкция производства, намеченные правительственным постановлением цели в 1940 году казались вполне достижимыми.

НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт) подготовил чертежи двигателя и шасси, ГАЗ — кузова. Изготовленные в Америке за валюту дорогие штампы для массового производства последнего уже подъезжали к Владивостоку.

Автомобиль успешно, без начальственных замечаний и пожеланий-указаний выдержал три показа членам Политбюро, но… Дорогу «КИМ-10» внезапно переехал сталинский телохранитель на «Опель-Кадете» образца 1938 года.

4-х дверный Opel Kadett (1938 г.)Фото: Mic, en.wikipedia.org

КИМ 10-50, КИМ 10-51 фаэтон

В 1939 году Глававтопром принял решение организовать выпуск малолитражных
автомобилей, доступных советскому населению. За прототип был взят Ford Prefect, который производился английским
филиалом Форда (конечно же автомобиль был несколько измен советскими конструкторами), штампы отлили в США и в
1940-м году на Московском автомобильном заводе имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (а коротко — КИМ)
наладили выпуск автомобилей КИМ-10-50.

фотография КИМ-1050

Автомобиль имел 2 двери, которые открывались не против движения, как на
большинстве машин того времени, а по ходу движения автомобиля, что исключало распахивание двери на ходу встречным
потоком воздуха, и, соответственно, повышало безопасность водителя и пассажира на переднем сидении. В салоне КИМ-10-50
был оснащён часами и механизмом, позволяющим регулировать передние сидения, что в те временя было атрибутом лишь
автомобилей представительского класса. Ещё одной новинкой был капот «аллигаторного» типа (опять же, в противовес
распространённым тогда открывающимся боковинам капота), впоследствии применённый на «ГАЗ-М20 Победе». Максимальная скорость,
которую развивал КИМ составляла 90 км/ч, что было вполне достаточно, так как большинство машин в ту пору ездило со
скоростью 40 км/ч, — больше не позволяло качество дорог, — уже на отметке 50 км/ч автомобиль начинало опасно трясти.
Расход топлива у этого автомобиля составлял 9 литров на 100 км.

фотография КИМ-1050

КИМ-10-50 был призван стать советским Фольксвагеном — автомобилем для народа.
К концу третьей пятилетки (1938 — 1942 гг.) 10% советских семей должны были стать обладателями этой малолитражки, а к
концу четвёртой (1943-1947 гг.) КИМ должен был стать собственностью 80% семей Советского Союза. Однако война сорвала
планы массовой автомобилизации населения. Всего с 1940 по 1941 годы было собрано 500 экземпляров этого автомобиля.

Существует несколько версий, почему после войны не было возобновлено
производство КИМ 1050. Первая версия гласит, что авто владельцы, которым достались первые КИМ-ы были недовольны
качеством этого автомобиля. Вторая версия связана непосредственно с вождём народов. Говорят, что осенью 1940-го
года журналист газеты «Известия», побывав на заводе КИМ, написал статью о начале производства нового автомобиля
КИМ-10-50. На деле же машина совершенно не была готова к производству. Но, тираж разошёлся, и свежий номер
«Известий» лёг на стол хозяина Кремля. Сталин удивился, почему ему не показали новую машину и потребовал немедленной
демонстрации новинки. Когда машину показывали Сталину, Иосиф Виссарионович сел на пассажирское сидение рядом с
водителем и предложил работникам автозавода составить ему компанию.

фотография КИМ-1052

Никто из КИМовцев не смел попросить Сталина встать и пустить их на заднее
сидение, а когда из автомобиля для этого стал вылазить шофёр, Сталин сказал ему: «Сидите, товарищ!». Затем вышел сам и
сказал, имея ввиду двух дверную компоновку, затрудняющую доступ к задним сидениям: «Сделайте так, чтобы людям было удобно».
Эта реплика подписала приговор дальнейшему производству КИМ-10-50, поэтому, собрав партию в 500 КИМов из имеющихся уже
форм, и стали разрабатывать четырёх дверный КИМ-10-52. Однако, началась война и эта модель так и не пошла в серийное
производство. Кстати, нужно отметить, что помимо КИМ-10-50 с цельнометаллической крышей, существовал кузов фаэтон под индексом КИМ-10-51.

Конструкция автомобиля КИМ-10-50

Малолитражный двухдверный четырехместный автомобиль КИМ-10-50 стал самым прогрессивным предвоенным отечественным автомобилем, конструкция которого вобрала в себя наиболее передовые технические и технологические решения мирового автопрома.

Так, новая машина имела цельнометаллический «полунесущий» кузов с легкой рамой, которая получала необходимую жесткость лишь после соединения ее с кузовом, что приближало конструк­цию к современным несущим кузовам. Для удобного доступа к задним сиденьям двери были сделаны увеличенной ширины, а спинки передних кресел откидывались вперед. Сами же кресла оснащались механизмом регулировки их положения. Машина оборудовалась указателями поворотов семафорного типа.

Приборная панель КИМ-10

Моторный отсек автомобиля

КИМ-10-50 комплектовалась трехскоростной коробкой переключения передач с синхронизаторами на третьей и второй ступенях, система зажигания имела центробежный механизм изменения угла опережения, а двигатель чуть ли не впервые в СССР оснащался вкладышами в подшипниках на шейках коленвала – до этого шейки просто заливались легкоплавким баббитом. Поршни изготав­ливали из алюминиевого сплава, а свечи – впервые в отечественном автостроении – имели 14-мм резьбу.

Передняя подвеска КИМ-10

Задняя подвеска КИМ-10

Рулевой механизм автомобиля

Задний мост

Ходовая часть автомобиля КИМ-10

К сожалению, нижнеклапанный мотор имел существенные недостатки – его клапанный механизм не имел устройств для регулировки зазоров, а в системе охлаждения не предусматривалось водяного насоса – она работала по изжившему себя на современных машинах термосифонному принципу. Запасное колесо у малолитражки размещалось не снаружи, а в специальной нише багажника.

У первых образцов КИМ-10 каплевидные фары закреплялись на крыльях, а на серийных машинах они были интегрированы в кузов.

Тормоза у КИМ-10 были механическими, барабанными. Педали, в отличие от современных машин, были не подвесными, а напольными. Подвеска переднего и заднего мостов была зависимой, на поперечных полуэллиптических рессорах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: