Что означает аббревиатура TIR
Транспортная система под названием «Международные дорожные перевозки», далее по тексту МДП, работает на базе Customs Convention и была основана в швейцарском городе Женеве в середине ноября 1975 года, чтобы максимально упростить административные формальности при досмотре.
Участники ассоциации используют специальные книжки с логотипом транспортной системы, которые разрешают пересечение границ государств без уплаты пошлин. Конвенция МДП была принята под эгидой ЕЭК ООН.
TIR на фурах значит, что такому автотранспорту предоставлены льготы при пересечении границ:
Логотип TIR используется не только для автомобилей. Например, на контейнерах, перевозимых по железной дороге, речным или морским транспортом устанавливаются аналогичные таблички, что существенно ускоряет проверки при пересечении границ.
Уже более 40 тысяч международных компаний, занимающихся перевозкой грузов, принимают активное участие в системе TIR и ежегодно больше 3,2 млн раз используют право ускоренного прохождения таможенных досмотров.
Для расширения торговли по всему миру планируется введение электронной системы E-TIR, которая станет в будущем Transit customs system.
В чем заключается разница между CMR и TIR, можно узнать, посмотрев видеоразъяснение:
Наклейка TIR на российских фурах
Данной системе более 40 лет. За это время через неё прошли тысячи грузовиков, на которые наклеивали синие этикетки. Водители на оклеенных фурах в Европе работали не один год, и привыкали к этому «тюнингу» своего грузовика. При продаже они даже не задумывались, что отдают машину с «привилегией». Так и появились на наших дорогах европейские тягачи Volvo, MAN, Scania и прочие с аббревиатурой TIR на своих бортах. Тем более, что удалять эту надпись не обязательно. Такого требования нет ни в одном нормативном акте.
Кончено, наличие наклейки не даёт водителю право беспрепятственно пересечения пунктов таможенного досмотра. Просто многим соотечественникам лень сдирать её с машины.
Но нельзя и исключать честных водителей, которые работают в системе TIR на официальной основе. У таких дальнобойщиков всё в порядке с документами, а наклейка, чаще всего, свежая.
Расшифровка международной аббревиатуры
Итак, TIR на грузовиках – что это? В переводе на русский язык с французского эти три латинские буквы означают «международные дорожные перевозки» (МДП – русскоязычный аналог сокращённого обозначения). Проще говоря, TIR – краткое указание интернациональной системы, которая позволяет по строго установленной процедуре осуществлять транспортировку самых различных грузов с пересечением государственных границ между странами, которые, в свою очередь, присоединились к соответствующему международному соглашению. То есть, чтобы понять, что значит TIR, необходимо указать на наличие Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций о международной транспортировке грузов. Для управления описываемой системой используется Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). В наше время к данной системе присоединились 67 отдельно взятых государств планеты и весь Европейский Союз.
Нюансы TIR-перевозок
Изначально надпись TIR на большегрузах должна была уменьшить количество и объём формальностей, которые часто сопровождают пересечение границ государств. За счёт этого должна была возрасти скорость доставки грузов между странами и городами. После загрузки грузовик пломбируется специальным образом и следует в пункт назначения. Поскольку на нём присутствует пломба и есть документы установленного образца, его не вскрывают на таможенной проверке.
Быстрое прохождение таможенных терминалов особенно важно, когда груз на фуре приходится перевозить через несколько стран, часть из которых будут вообще транзитными. Перевозчики и владельцы таких активов не теряют время, а это означает снижение их прямых финансовых затрат
Выигрывают от этого и транзитные государства, получающие пошлину от перевозки. Поэтому международная конвенция по TIR означает выгоду для всех участников данной системы.
К сведению: в определённых случаях сотрудники таможни имеют право вскрывать опломбированные грузы даже с надписью TIR на фурах. После досмотра составляется специальный акт, а груз заново проходит пломбирование. В книжку транспортировки вносится соответствующая запись.
В РФ также существует своя организация под названием АСМАП, которая отвечает за законность и юридическое сопровождение грузов, перемещаемых по территории страны. Её ответственность также распространяется на всех участников данного соглашения, независимо от того, где именно выдавался сертификат. Кроме того, она несёт ответственность за содержание и сохранность товаров, которые были запломбированы в грузовом отсеке.
Теперь для полноты картины посмотрим значение грузового манифеста, а также те сведения, которые должны в нём содержаться:
- список пунктов досмотра, через которые будет двигаться транспортное средство;
- данные о государстве-отправителе груза и о получателе;
- накладные на перевозимый товар;
- данные таможни, отправившей автопоезд в поездку;
- наименование товара, объём и количество;
- регистрационные данные об автомобиле;
- номера пломб и различные таможенные отметки.
Отдельно стоит отметить систему Safe TIR, которая появилась в 1995-ом году. Она помогает упростить контроль за выдачей так называемых книжек МДП, с которыми водитель перевозит груз. Теперь на таможне сотрудники могут за считанные минуты проверить, насколько законно была выдана данная книжка. Предварительное декларирование данных о перевозимом товаре сегодня производится 31 государством, в числе которых есть и Российская Федерация. Основная функция заключается в заблаговременном информировании, которое упростит дальнейшее перемещение товара.
Чтобы подытожить, попробуем перечислить те преимущества, которые все стороны получаются от системы перевозок TIR:
- упрощение пересечения таможенных границ государств;
- снижение времени пребывания товаров в дороге;
- уменьшение затрат и стоимости товара по итогу;
- снижение прочих возможных рисков;
- соответствие современным требованиям безопасности;
- проверка книжек МДП на предмет их действительности;
- поступление информации от легальных перевозчиков.
Что означает аббревиатура TIR
Начнём с самых азов, то есть с того, как расшифровывается табличка TIR, а заодно и как она переводится. Термин этот имеет иностранное происхождение и полностью читается, как «Transport International Routiers». В переводе на русский по смыслу это означает международные транспортные перевозки. Изначально это было установлено международной таможенной конвенцией, принятой в далёком 1975-м году.
У каждого водителя, имеющего такой знак на грузовике, должны быть подтверждающие документы установленного образца и формата. Как правило, на обложке таких документов написано «Carnet TIR». Они разработаны таможней для того, чтобы упрощать процедуру международных перевозок. Снаружи такой документ напоминает блокнот, но в каждом государстве-участнике этими вопросами занимается своя отдельная организация.
Данный документ предназначен для того, чтобы стандартизировать всю информацию, необходимую для более оперативной доставки грузов до места их назначения. В первую очередь, это сведения об отправителе и получателе, о транспортном средстве и о самом грузе, а также таможенная отчётность, требуемая для пересечения границы.
Интересно, что система с аббревиатурой TIR действует на территории 57 государств, которые официально являются её участниками. Более того, даже в странах, которые не подписывали соглашение, действуют аналогичные правила, призванные облегчить прохождение груза через границы. Например, к таким странам относятся США и Канада. Водителям выдаются специальные книжки, на которые нанесён логотип организации.
Национальные особенности применения TIRCarnet
Уже довольно давно в отношениях между Россией и МСАТ наблюдаются серьёзные трения.
Некоторые российские таможни будут обращать внимание на систему TIR и обслуживать соответствующие автомобили согласно принятым соглашениям. Однако список таких таможен, хотя, и согласован сторонами, не является пока утверждённым на правительственном уровне в России, а потому нет никаких гарантий его стабильности и даже принципиальной сохранности.
Практически в любой момент могут возникнуть новые, до сей поры неизвестные, «подводные камни» на границах России
Или наоборот, совершенно неожиданно могут исчезнуть уже имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, небольшого числа таможен, через которые есть смысл следовать автомобилям с документами TIR. Однако ни названий таможен, ни сути исчезнувших или появившихся проблем не может назвать сейчас никто.
Никто сегодня не может сказать определённо, каковы будут отношения между Россией и МСАТ завтра. Но теперь вам известно, что означает TIR на фурах и, каковы преференции участников этой системы.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».
TIR на фурах: что это означает?
Правила транспортировки товаров по TIR
Многие водители периодически видят на крупногабаритном транспорте надпись TIR, но далеко не все знают, что она означает, а конкретно как расшифровывается.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужно понимать, как происходит государственный контроль, когда поднадзорный объект отправляется за границу России. В первую очередь транспорт проверяет Ространсинспекция, затем таможенники, а в финале пограничники. А в ситуации, когда подконтрольная машина въезжает в Российскую Федерацию, то прежде всего она на пограничном контроле, затем работают сотрудники Рострнасинспекции и последние – таможенники
Важно сказать, есть деталь, которая требует особенного внимания — каждая следующая проверка возможна только после проверки предыдущей согласно уставленному порядку
Существует Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций о международной перевозке товаров. Сейчас к программе подключились 67 отдельных стран мира и весь Европейский Союз.
Указатель на транспорте TIR говорит о том, что товары, что есть в машине находятся на учете в книге международных перевозок — это специальный документ, который обладает отрывными листами, их забирают в период прохождения каждого этапа таможенной проверки.
Если говорить обобщенно, то это значит, что грузовик обладает признанным на международном уровне таможенным документом, который дает право владельцу товара транспортировать его через границы по более простой системе проверок.
Бланки этих книжек реализуют те фирмы, которые проходили утверждение во всех странах, принимающих участие в программе МДП. В России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая находится в Москве. Всю информацию по получению этого документа можно узнать в Ассоциации и на официальном сайте организации.
Книжка МДП, детали
Говоря о TIR нельзя не рассмотреть вопрос с книжками. Этот документ имеет схожие черты с большими блокнотами, которые обладают:
1). коричневой обложкой;
2). грузовым манифестом (желтый цвет);
3). отрывные страницы с корешками, напечатанными парно в белом и зеленом цветах;
5). форзац обложки и отрывная сторона.
У каждой такой единицы есть личный порядковый номер, в котором — семь цифр и пара латинских букв. Нужно знать, что такой документ обладает ограниченным сроком работы, который обозначен на штампе, находящемся на обложке.
Особенности транспортировок по TIR
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков целиком берет на себя ответственность перед получателем груза за соблюдение всех взятых гарантий по сохранению товара в первозданном виде и несет ответственность на юридическом уровне за работу тех автомобильных перевозчиков, которые работают с книжками МДП.
В случае претензий с обоснованием к перевозчикам все решения вопросов берет на себя Ассоциация, в том числе работа с нарушителем правил на основании законодательства.
Но нужно помнить, что надпись TIR на грузовиках не говорит, что таможня не имеет возможности открыть транспортируемый груз и обследовать его. При наличии некоторых причин сотрудник таможенной службы любой страны, границу которой хочет пересечь иностранный автомобиль имеет право на полный досмотр груза.
Рассматривая эту тему нужно поднять вопрос и о грузовом манифесте. В нем находится следующие данные:
1). информация о государстве-отправителе и государстве-получателе;
2). таможня, направившая товар и пограничный пункт, получающий его;
3). перечень пройденных таможенных проверок;
4). список товаров, код по товарной номенклатуре, общая масса, места и т. д.;
5). названия документов, что сопровождают товар, с указанием официальных номеров. Также регистрационные данные автомобиля, который производит транспортировку товара;
Оформление указанных документов нужно обязательно доверить профессионалам, которые очень часто есть и на таможенных пунктах.
Накладные
Надпись TIR на грузовиках, значение которой мы детально рассматриваем в этой статье, сигнализирует о том, что обязательно к товару будут прилагаться и накладные КДПГ. Эти документы готовятся как минимум в трех экземплярах. Каждый из них заверяется и отправителем, и перевозчиком. Оригинальный документ остается у отправителя, а два других бланка перемещаются вместе с перевозимым товаром.
После завершения процесса транспортировки один из экземпляров, который находится у перевозчика, заверяется получающей стороной и отдается перевозчику. Новому владельцу груза оставляют последний экземпляр документа. За достоверность данных и полноту их заполнения несет ответственность тот, чья печать будет стоять в графе номер 22. Особого внимания заслуживает такой момент: во всех экземплярах накладных данные должны быть абсолютно идентичными.
Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?
Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.
Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.
Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?
с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010
Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.
Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:
- обложка горчичного цвета;
- грузовой манифест в жёлтом цвете;
- попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
- лист протокола;
- форзац обложки и его отрывная часть.
Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.
На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.
Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.
При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.
Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.
Грузовой манифест TIR CARNET
- Страна-отправитель и страна-получатель.
- Таможня-отправитель и таможня-получатель.
- Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
- Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
- Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
- Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
- Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
- Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.
Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.
Накладные при перевозках
Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.
По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье
Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах
Carnet TIR на грузовиках — что это означает, расшифровка
При пересечении границы перевозчик груза предоставляет таможенным службам документ, который называют книжкой МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR).
TIR-перевозки обладают следующими специфическими особенностями:
- Перевозка грузов осуществляется только в опечатанных и опломбированных грузовиках и контейнерах.
- На промежуточных границах груз не проходит обязательную полную проверку, что заметно сокращает время доставки груза в пункт назначения.
- На основных пограничных пунктах груз проходит проверку по ускоренной схеме.
- Для осуществления TIR-перевозки необходимо получить соответствующую лицензию. На сегодняшний день общее количество транспортных компаний, у которых есть лицензия TIR, составляет более 40 тысяч.
- В ближайшем будущем планируется введение электронной версии TIR.
Государственный контроль
Вопросы госконтроля определены в Федеральном законе от 24.07.1998 года за № 127-ФЗ, на основании которого осуществляется надзор за автомобильными международными перевозками по всей территории Российской Федерации.
В законе отдельные статьи касаются принадлежности ТС (транспортных средств) российским или же иностранным перевозчикам, а также указаны начальные и конечные пункты. Например, для россиян-владельцев ТС – это проезд с территории РФ через границу иностранного государства либо в обратную сторону. Для иностранных перевозчиков таковым является проезд на территорию России и обратно или транзит через регионы РФ.
Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься
Основные условия, выполнение которых необходимо для оформления разрешения на выполнение международных автоперевозок.
- Наличие автотранспортных средств, принадлежащих заявителю и удовлетворяющих требованиям действующих норм.
- Компетентность лиц, несущих ответственность за выполнение трансграничных автоперевозок.
- Наличие страхового полиса у перевозчика.
Что необходимо для оформления разрешения на производство международных автоперевозок:
- заявление о выдаче удостоверения;
- подтверждение прав собственника или другое юридически сильное обоснование владения транспортными средствами;
- документы о государственной регистрации соответствующих автотранспортных средств;
- страховой полис;
- документальное подтверждение профессиональной состоятельности ответственного работника;
- опись прилагаемой документации.
Вас интересует какие документы могут истребовать у перевозчика для контроля? В утверждённом Министерством транспорта России «Административном регламенте по надзору в сфере транспорта» имеется пункт 11, который содержит в себе подробный перечень необходимых документов, необходимых при ввозе или вывозе различных грузов на территорию России или из неё.
Тонкости прохождения государственного контроля
Изначально скажем, что госконтроль происходит следующим образом: когда поднадзорный объект выезжает за пределы России, то вначале машину досматривает Ространсинспекция, потом таможенники, а в конце уже пограничники. В тех случаях, когда подконтрольный автомобиль въезжает в пределы России, то в первую очередь он попадет под пограничный контроль, потом с ним работают представители Рострнасинспекции и в конце – таможенники
Важный нюанс, на который сразу же следует обратить пристальное внимание: каждое последующее контролирующее звено не может приступить к выполнению своих непосредственных функций, пока свою работу не закончит предыдущий государственный орган контроля
Перевозки и их декларирование
Система предварительного декларирования (TIR-EPD) сегодня поддерживается 31 государством, в числе которых значится и Российская Федерация, где довольно часто можно встретить TIR на грузовиках (что значит эта надпись на машине, мы уже разобрались). Заблаговременная подача информации дает возможность значительно ускорить и облегчить последующее оформление грузов и их контроль на таможенных пунктах, что также способствует значительному повышению пропускной способности этих таможенных постов.
Система раннего декларирования имеет следующие преимущества:
Таможенным органам данная система позволяет:
Международным торговым отношениям указанная система дает возможность:
Особенности применения ТИР на российской границе
Перечислим эти осложнения:
- После пересечения российской границы документ МДП закрывается в добровольном или принудительном порядке на первой же таможне, но при этом новый документ МДП не открывается.
- Для дальнейшей транспортировки требуется оформление транзитной декларации по стандарту РФ, а также необходимо оформить документы, гарантирующие уплату таможенных платежей, это может быть, например, банковская гарантия уплаты таможенных пошлин.
- После закрытия книжки МДП необходимо оформить все необходимые документы прямо на таможне в течение 3 часов. Если этого не сделать, то транспортное средство будет эвакуировано на штрафную площадку (при этом водителю придётся платить за эвакуацию и каждые за 24 часа простоя на штрафплощадке).
- Перед въездом в Россию (а также в другие страны Таможенного союза) необходимо пройти специальную процедуру, которая называется Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ). Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном электронном сайте ЭПИ; после этого необходимо подать информацию о грузе, который будет въезжать на территорию России. В конце вам присвоят специальный MRN-номер, который необходимо показать таможенникам при пересечении российской границы.
В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:
https://www.youtube.com/embed
Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.
Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.
Система SafeTIR
Система международных перевозок TIR неоднократно подвергалась атакам хакеров, которые стремились скачать секретные данные, чтобы дестабилизировать работу организации. Комитет администрации принял решение установить систему собственной безопасности, чтобы защитить документацию от подделок, а компьютеры от хакерских атак.
В 1995 году появилась программа под названием SafeTIR. Затем МСАТ ввел версию SafeTIR in Real Time, которая способна отправлять сведения о завершении действия книжки МДП. Получив эту информацию, участники системы мгновенно проверяют достоверность каждой отдельно взятой Carnet TIR.