Ездит даже на рыбалку
Машина у Федора не стоит на приколе в ожидании лучших времен — владелец ездит на ней каждый день. Говорит, за полтора года неожиданных поломок не было.
Фото: Павел Мурашко
— Сразу после покупки пришлось по мелочи поработать с мотором. Были сбиты метки ГРМ. Но серьезно лезть в двигатель пока не хочу. Он работает нормально, разве чуть подъедает масло. Но я понимаю, что рано или поздно придется в мотор лезть. В задней подвеске здесь 26 сайлент-блоков. Я пока туда тоже не залезал. Собираю все запчасти, а потом разом поменяю и надолго закрою вопрос.
Автоматическую коробку передач Федор в итоге перебрал самостоятельно. Теперь агрегат работает без пинков, мягко и плавно. Мы выехали с СТО, где работает Федор, на короткий тест-драйв. Интересно, что даже на разбитой подвеске машина не ощущается совсем уж расхлябанной. Стучит, но едет мягко. Динамика, конечно, не сносит крышу. Все же 204 л.с. на 2100 кг полной массы — умеренный показатель. Но честные три литра и шесть цилиндров тянут уверенно.
На свою массу и 204 л.с. едет Volvo S90 Royal неплохо
— По трассе на круизе при скорости в диапазоне 90−120 — расход 10 литров. Это многократно проверено. А по городу я, честно говоря, даже не заморачивался замерами. Если тебя так волнует расход топлива, то лучше купить проездной.
Единственная проблема с этой машиной, по словам Федора, — это запчасти. Хороших аналогов на рынке мало, надо покупать оригинальные детали. А они редкие. Но шаг за шагом владелец идет к своей мечте.
— Доведу до ума сначала по технической части, а потом возьмусь за внешний вид. Буду красить все, что необходимо. Специалисты уже подсказали, что перекрашивать машину полностью нет смысла. Можно покрасить «точечно» и в цвет кузова. Обещают, что будет незаметно совсем. Конечно, с ограниченными финансовыми и временными возможностями приводить в чувство такую машину дорого и сложно, потому процесс растягивается на неопределенное время. Но я всем торжественно клянусь, что восстановлю свой королевский Volvo «в ноль».
Спорт с приставкой “ретро”
ГОНКИ на старинных автомобилях – один из самых дорогих и элитных видов автоспорта. Стоимость подготовленной для участия в них машины ничуть не ниже (а иногда и выше), чем у современных гоночных болидов. Основных типов соревнований “олдтаймеров” два: исторические ралли, которые представляют собой скорее передвижные выставки автостарины, и непосредственно гонки, где между спортсменами разворачивается настоящая борьба.
Исторические ралли больше напоминают прогулку на коллекционных автомобилях по знаменитым гоночным трассам. Как правило, гонщики даже не пытаются обогнать друг друга. Главное – пройти всю трассу с минимальным отклонением от заданного графика. Самое известное ралли – это возрожденная итальянская гонка “Mille Miglia”. Она проходит по маршруту от города Брешиа до Рима и обратно. Длина дистанции составляет ровно 1.000 миль. На старт по традиции выходят только те модели, которые во времена своей молодости принимали участие в оригинальном ралли. Исходя из этого следует выбирать подходящий автомобиль. Например, “американцы” к этой гонке не допускаются в принципе.
Одной из самых доступных европейских моделей, имеющих право стартовать в “Mille Miglia”, считается немецкий “Porsche 1500 GS Carrera” 1959 года выпуска. Такая машина стоит около $140.000-150.000: для участия в историческом ралли такого уровня это – минимум. Легендарный “Mercedes Benz 300SL Gullwing” 1954 года обойдется значительно дороже – от $300.000 до полумиллиона. Замечательно подойдет и уже упомянутая в предыдущем разделе “Ferrari 250GT Tour de France” 1959 года, но стоить она будет еще больше.
На техническое состояние машины в ралли не обращается столь серьезное внимание, как на конкурсах элегантности. Единственным обязательным требованием считается полная оригинальность (или качественная реставрация) всех основных узлов автомобиля
Внесение каких-либо изменений или усовершенствований в конструкцию запрещено. Подготовкой машин специально для таких ралли занимаются реставрационные мастерские, которые дают клиенту гарантию, что со стороны жюри к технической части претензий не будет.
Гонки на классических автомобилях – в отличие от ралли это настоящие бескомпромисcные баталии, которые разворачиваются на современных трассах, только участвуют в них исключительно “олдтаймеры”. Все остальное в точности так же, как в современном автоспорте.
Стоимость классического спортивного автомобиля может достигать $1 млн. Чтобы рисковать столь дорогостоящим раритетом, надо быть очень состоятельным человеком. В гонках износ машины (и вероятность аварии) несравнимо выше, чем даже при повседневной езде по дорогам общего пользования. В каком бы состоянии автомобиль ни находился перед стартом (и сколько бы ни стоил), велик шанс, что по окончании гонки он серьезно обесценится. Если же в ходе соревнований он не пострадал и даже завоевал призовое место, его стоимость значительно увеличивается. Машина с собственной гоночной историей (и с документами, подтверждающими участия и победы) обычно оценивается в несколько раз дороже.
Один из самых знаменитых чемпионатов среди “олдтаймеров” – “Shell Historic Ferrari Maserati Challenge”. Он проходит ежегодно с апреля по октябрь на знаменитых европейских трассах. Среди них Монца в Италии, Донингтон в Англии и Нюрбургринг в Германии. Как видно из названия, на старт допускаются спорткары “Ferrari” и “Maserati”, причем речь идет о моделях, выпускавшихся до 1982 года.
Аналогичные гоночные серии существуют и для машин других марок. Например, в Европе популярны соревнования коллекционных “Porsche” и “Jaguar”, в Америке – “Mustang” и “Corvette”. Самыми доступными (с точки зрения цены и стоимости обслуживания) считаются гонки на американских автомобилях. Но даже в этом случае затраты частного владельца спортивного “олдтаймера” приближаются к бюджету современной команды по автомобильно-кольцевым гонкам.
Обычно для участия в соревнованиях достаточно, чтобы машина по своему техническому состоянию соответствовала классификации “GOOD” и была полностью оригинальной. Усовершенствование заводской конструкции строго-настрого запрещено регламентом состязаний, но тем не менее регулярно случаются скандалы, связанные с дисквалификацией кого-нибудь из нечистых на руку участников. В принципе, используя современные технологии, вовсе не сложно улучшить ходовые качества автомобиля, разработанного полвека назад, но это считается неспортивным.
Первое место: Volvo S90 T6 AWD 2017 года
Если абстрагироваться от таких понятий, как известность марки и её традиционная целевая аудитория, то Volvo лучше всех демонстрирует, почему большим седанам не нужны огромные двигатели. Действительно, отдача в 316 л.с. Свойственна скорее шести- или восьмицилиндровым моторам, а реализация крутящего момента через восьмиступенчатую автоматическую коробку позволяет говорить о его реальном рабочем объёме. Ускорение происходит плавно, без рывков и провалов, а разгон до 100 км/ч. занимает 5,6 сек.
Подвеска неплохо справляется с неровностями на дороге и не допускает больших кренов, однако при наличии 20-дюймовых колёс ожидаешь меньше вибраций, передаваемых на кузов.
Система распознавания препятствий, как прообраз полноценного автопилота, продемонстрировала неплохую эффективность, особенно в условиях извилистых переулков, а её реакции больше, чем у других автомобилей, похожи на реакции самого водителя.
Интерьер выполнен в духе скандинавского минимализма, однако такие основные материалы как кожа, древесина и металл, наглядно демонстрируют, что перед нами седан бизнес-класса. Салон очень просторный, и даже заднее сидение предоставляет высокий уровень комфорта и запас пространства для пассажиров. На центральной консоли расположен 9-дюймовый сенсорный экран, выполняющий роль мультимедийного центра под управлением фирменной системы Сенсус от Volvo.
В целом же, первое место Volvo в нашем тесте обусловлено тем, что это наиболее сбалансированный автомобиль из трёх представленных. Мощность его двигателя передаётся на колёса равномерно, а трансмиссия исключает рывки и провалы, в отличие от Mercedes-Benz. Салон выполнен из качественных материалов с хорошей проработкой мелких элементов, без контрастирующего дешёвого пластика Cadillac. А имеющееся внутреннее пространство позволяет с комфортом разместиться как на переднем, так и на заднем ряду. В целом же, каждый из трёх автомобилей показал, что современные технологии делают использование многоцилиндровых двигателей анахронизмом.
Других посмотреть и себя показать
ВЫСТАВКИ и конкурсы автостарины регулярно проходят во многих странах мира. Полный календарь всех сколь-либо значимых событий превысил бы по размерам газетную полосу. Поэтому остановимся на самых знаменитых и престижных шоу, участие в которых сделает честь любому коллекционеру.
“Concorso d’Eleganza Villa d’Este” проводится ежегодно в первых числах мая в окрестностях итальянского города Серноббио. Эту выставку еще называют “фестивалем чувственных форм”. Помимо классических автомобилей на шоу выставляются и новейшие концептуальные модели от ведущих дизайнерских бюро мира. Респектабельная публика, “звездное” жюри и множество редчайших коллекционных автомобилей создают неповторимую атмосферу, наподобие той, что царит на самых престижных английских скачках. Главный приз выставки – золотой кубок “Coppa d’Oro Villa d’Este”.
“Pebble Beach Concours d’Elegance” – американский конкурс элегантности в Пеббл-Бич. Каждый год в конце августа на территорию гольф-клуба в Монтерее (штат Калифорния) съезжается более 200 самых редких и дорогих автомобилей мира. Общая стоимость экспонатов исчисляется сотнями миллионов долларов. Задача жюри – выбрать лучший автомобиль, который получает главный приз – “Best of Show”. Это мероприятие по праву считается самой грандиозной выставкой автостарины в мире.
Для того чтобы достойно выступить в подобном шоу, надо иметь подобающий ему по статусу автомобиль, который, естественно, во много раз дороже относительно доступной “прогулочной” машины. Чем-либо удивить искушенную публику и авторитетное жюри довольно сложно. На самых престижных европейских и американских шоу существует очень жесткий конкурсный отбор. В экспозицию попадают только лучшие из лучших – действительно редкие модели, состояние которых оценивается как “SHOW” (смотри таблицу в конце материала). По улице на таких автомобилях, естественно, никто не ездит. Их перевозят только в закрытых контейнерах, с соблюдением всех возможных мер безопасности. Но тем не менее даже чисто выставочный экземпляр должен иметь возможность самостоятельно передвигаться, мотор должен заводиться, а все узлы – нормально функционировать, так, как если бы автомобиль только вчера сошел с конвейера.
Порекомендовать какие-то конкретные модели в этом классе довольно сложно – все зависит от личных пристрастий покупателя и от того, в каких конкурсах он намеревается участвовать. Цена выставочных автомобилей начинается в среднем от $500.000, а верхнего предела просто не существует. Например, обычно большим успехом пользуется легендарная “Ferrari 250GT Tour de France” 1959 года выпуска. Ее стоимость с доставкой в Россию скорее всего превысит миллион долларов. Более распространенная “Ferrari 365 Daytona” 1968 года (обойдется примерно вдвое дешевле) будет хороша только для локальных мероприятий
На крупных международных шоу жюри вряд ли обратит на нее внимание – таких машин достаточно много
Цена “олдтаймеров”, предназначенных для участия в конкурсах и шоу, помимо всего прочего еще сильно зависит от выставочной истории каждого конкретного экземпляра. Например, если данный автомобиль уже был отмечен какой-либо наградой (и это подтверждается документами), то велика вероятность, что и в будущем жюри будет к нему благосклонно. Соответственно и стоит он дороже, потому что считается потенциальным фаворитом будущих выставок. С каждой очередной победой на престижном конкурсе цена машины возрастает и в принципе может достигнуть запредельных значений. Так, на аукционе классических автомобилей в Штутгарте родстер “Mercedes 540K” 1939 года выпуска (неоднократный призер и победитель выставок) ушел с молотка за $3,5 млн..
Сколько денег нужно для старта данного бизнеса
Что же касается стартовых инвестиций, то картина следующая. Цена на ГАЗ М-20 (Победа) 1954г. в хорошем состоянии составляет на вторичном рынке 4 тыс. $. К этой сумме еще нужно прибавить 2-3 тыс. $ на ремонт и тюнинг автомобиля. Итого получается 6-7 тыс. $ или переводя в российскую валюту 200 тыс. рублей. Если приобретать более новый автомобиль, например ГАЗ 13 (Чайка) 1977 г., то придется выложить не менее 10 тыс. $. В любом случае, бизнес на одном автомобиле не сделаешь. Поэтому нужно приобретать парк авто, как минимум 5 автомобилей. В таком случае инвестиции в дело составят более 30 тыс. $.
В тех же московских организациях парк раритетных автомобилей составляет не один десяток машин. Вложения в создание таких фирм составляет сотни тысяч долларов. Для московского региона это вполне оправдано, так как спрос, несмотря на растущую конкуренцию, остается высоким. Для провинциальных городов нет смысла вкладываться по полной. Для начала можно приобрести одну старенькую волгу, хорошо над ней поработать и сдавать на свадебные мероприятия. Затем, видя реальную картину дел и спрос на данную услугу в своем городе, можно думать о расширении парка автомобилей.
Еще, что очень важно в этом бизнесе, это поиск опытного механика, готового за приемлемую цену чинить ваш автомобиль. Как ни крути, а надежность у старинных авто ниже, чем у современных машин
Если вдруг машина встанет посередине дороги во время поездки свадебного картежа, приятного будет мало. Поэтому, чтобы жених и невеста чувствовали себя комфортно, необходимым регулярный и профессиональный осмотр состояния автомобиля. От того, какое мнение сложится у клиента, зависит спрос на услугу и доход предпринимателя.
Безусловно, организовать такой прокат намного проще тем, кто разбирается и любит «возиться» с раритетными автомобилями. Это дело настоящих профессионалов. Они, как говорится, могут сделать из разбитого корыта настоящую ласточку. При том, что цены на такие автомобили пока еще не за облачны, и прикупить старенькую волгу на вторичном рынке не составит большого труда.
Без дополнительных вложений
Отдельная категория предпринимателей целенаправленно не имеет дела с машинами, требующими восстановления. Редкий классический автомобиль просто воспринимается как среднесрочная или долгосрочная инвестиция, которая позволит с лихвой окупить вложения через несколько лет.
На чем можно заработать в этой сфере по продаже классических машин? Еще один наш собеседник, проживающий в Краснодарском крае, признается что всего несколько лет назад наиболее выгодным был «путь наименьшего сопротивления» — экспорт иномарок из России. В частности, где-нибудь под Ростовом покупался за условные 1,5-2 миллиона рублей хорошо сохранившийся немецкий родстер выпуска конца 90 годов, после чего машина вывозилась из страны и ставилась на учет в Германии. Сейчас стоимость аналогичных моделей в Европе составляет порядка 50-60 000 евро, то есть в 2-2.5 раза выше.
По словам сочинского коллекционера и предпринимателя, занимающегося продажей ретротехники, чем в более долгосрочной перспективе рассматривается проект, тем более выгодным он может быть. Например, всего лет десять назад, в 2008-2009 годах, на рынке было несколько предложений от коллекционеров по ЗИС-110 — престижных автомобилей, специально разработанных в СССР для высшего командного состава армии и партийных чиновников. Закупочная стоимость машин на рынке в конце нулевых — порядка 10 000 долларов, тогда это были какие-то 300 000 рублей. Даже если не отталкиваться от существенно изменившегося курса рубля к доллару за минувшие годы, доходность такого транспорта на сегодняшний день выглядит колоссальной — ценники подскочили до 150 000 долларов, то есть в 15 раз!
Впрочем, коллекционер из Краснодарского края явно скромничает — такой скачок цен, дескать, был прогнозируемым. И приводит пример с куда более экзотическими способами заработка на ретроавтомобилях — вывоз раритетов из стран, где только что произошел политический переворот или грянул финансовый кризис. Венесуэла, Бразилия, с недавних пор — Украина.
Особенности страхования ретро автомобилей
Страховать «автохлам» не будет никто – страховка может оказаться дороже самой машины. В остальных случаях владельцы часто выражают такое желание.
Страховщики, к которым обращаются хозяева, желающие купить страхование ретроавтомобилей, сталкиваются с массой проблем:
- с чем они имеют дело – с ТС или антиквариатом;
- как его оценить;
- как рассчитать возмещение по ущербу;
- под какой вид страхования олдтаймер попадает?
Иногда легко решить, с чем имеешь дело, чисто интуитивно: BMW 327 1937 года выпуска, все еще на ходу – коллекционная машина, а Cord 810 Валерия Чкалова – явно музейная ценность.
В принципе, каждая страховая компания, решившая работать в сегменте ретро автомобилей, вырабатывает свои критерии и условия их страхования, но существует и попытка государственной классификации ретро автомобилей.
Классика и раритет: в чем разница
В новом стандарте введены понятия: классическое ТС (КТС) и раритетное транспортное средство (РТС). Как и раньше, олдтаймером считается автомобиль, мотоцикл, и другие ТС старше 30 лет, но не все.
Сохранилось большое количество моделей ВАЗ, выпущенных ранее указанного срока, но не являющимися таковыми. Но есть и машины, считающиеся исторической культурной ценностью, но и не зарегистрированные в ГИБДД. Между олдтаймерами делаются отличия.
Узнайте, какие авто продавались в начале 20 века.
Раритетными признаются ТС, которые удовлетворяют следующим условиям:
- с момента выпуска прошло 30 лет, если это транспорт категорий L, M, O1 или O2;
- автомобилю больше 50 лет, и он принадлежит к кат. M2, M3, N, O3 или O4;
- средство не используется в коммерческих целях для перевозки людей и грузов, чтобы извлечь прибыль;
- сохранились оригинальные кузов, двигатель, рама (если есть), или они восстановлены до первоначального состояния.
Таблица 1. Категории ТС
Категория | Расшифровка | Категория «О» | Прицепы |
L | Мототранспортные средства | O1 | До 0,75 т |
M | Для перевозки пассажиров | O2 | До 3,5 т |
M2 | Более 8 мест до 5 т | O3 | До 10 т |
M3 | Автобусы свыше 5 т | O4 | Более 10 т |
N | Для перевозки грузов |
Классическими считаются раритетные средства передвижения, а также принадлежащие к категориям O2, M2, M3 или N, в следующих случаях:
- если они не предназначены для коммерческой эксплуатации;
- возраст более 30 лет;
- имеют паспорт КТС, присвоенный по результатам историко-технической экспертизы.
Принципиальное различие в том, что в классическом автомобиле должны быть оригинальными все узлы и агрегаты, тогда как раритетный ‒ обладать заводскими кузовом, двигателем и рамой.
Пример: ГАЗ-20 «Победа» с момента выпуска выполнял функции музейного экспоната и полностью сохранился в заводской комплектации. Этот экземпляр будет считаться классическим. ГАЗ-21 «Волга» с оригинальными двигателем, кузовом, но с тонированными стеклами, литыми дисками, кожаным салоном и современной аудиосистемой относится к раритетной категории.
Мнение проекта VseVolvo.ru о модели Volvo S90
Volvo S90 – седан выпуска прошлого века, однако, как много похожих автомобилей является одним из самых надежных среди подобных авто. Он был модернизирован из не менее популярного Volvo 960, выпускаемого в 1996 году. Модель – флагман среди представительских автомобилей Volvo, который без проблем способен на превосходное движение в любых условиях – от городских ровных дорог, до езды по области по трассе. У владельцев этого авто масса положительных впечатлений от его вождения, так как каждая его деталь продумана и создана с учетом использования в разных условиях. Со времени создания автомобиль уже прошел очень много километров – ведь эксплуатация машины производится уже не меньше 10 лет, и скорее всего, он способен прослужить еще минимум столько же.
Несмотря на сборку еще в 90-х, набор опций авто вовсе не ограничен. Здесь есть все лучшее, что можно было сделать на то время, комплектация очень богата, до сих пор может использоваться со всеми удобствами. Конечно, если вы решили купить такую модель подержанного автомобиля у хозяина, даже самого аккуратного, не стоит рассчитывать, что в авто полностью стоит ее «родная» комплектация, так как за годы службы многое выходило из строя. Однако, это вовсе не преуменьшает достоинств автомобиля, так как все работает очень хорошо и стабильно.
Именно поэтому модель S90 признана одной из самых покупаемых на вторичном рынке и как один и самых престижных авто 90-х. Просторный салон и удобства его настройки под себя очень приятны для водителей, которые часто ездят с семьей, тем более, что один из главных приоритетов Volvo – это стремление к максимальной безопасности всех пассажиров.
Ко всем преимуществам можно добавить также и богатое оснащение, прекрасную ходовую часть и мощные двигатели, которые, к том же, расходуют топливо достаточно экономно. При покупке модели в хорошем состоянии для использования в городских условиях она будет не уступать современным моделям от лучших европейских и японских производителей.
Несмотря на все перечисленные преимущества, стоит отметить, что далеко не все относятся в Вольво как к автомобилю, который подходит для использования на наших дорогах. Дело в том, что репутация компании производителя как оной из самых дорогих в обслуживании и запчастях марке часто заставляет потенциальных покупателей смотреть в сторону более доступных и простых в ремонте китайских и отечественных авто. В значительной степени, такое отношение к подобному авто оправдано, однако, если говорить о подержанном автомобиле 90-х годов выпуска, то здесь это правило не действует – все замены деталей и ремонт производятся без проблем практически любом СТО. А долговечность службы и качество, заложенные в эту модель изначально, предоставят все преимущества стопроцентно европейского автомобиля.
Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса
Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.
Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.
Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились. Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.