Полный обзор мотоцикла тула: характеристики, фото, видео

Техническая характеристика мотоцикла Тула

Некоторые из общих данных заставляют восхищаться этим транспортом. Например, сухая масса байка, которая не превышает показателя в 129 кг.

Зато этот двухколесный может принять немалую максимальную нагрузку в виде 170 кг. Жаль. Что не порадуют его скоростные показатели. Максимально этот байк можно разогнать до 85 км/ч, что еще раз оправдывает статус «мотороллера».

Не большой у этого мото от ТМЗ и тормозной путь ( на скорости в 30 км/ч данный показатель составляет около 6,5 м).

Расход топлива активно контролируется современной клапанной системой и составляет 3,6 литра бензина на 100 км пройденного пути.

Мотоцикл Тула, купить который на сегодня не сложно при достаточном для этого наличии финансовых ресурсов, обладает компактным бензобаком (на 11 л). Резервная часть топлива достигает, при этом, 0,5 литра.

Двухтактный мотор охлаждается принудительно воздушным способом. Байк ТМЗ обустраивают одним цилиндром.

Силовой же агрегат имеет существенный рабочий объем. Как и у многих китайских 200-кубовых  железных коней он имеет средний показатель в 199 см3.

Мощность модифицированного мото Тула, продажа которого все еще не прекратилась, составляет 12,5 лошадок.

  • Назад

  • Вперёд

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Модернизация мотороллера Турист

В 1971 году была осуществлена модернизация Туриста. Модель отныне именовали не иначе как Турист-М. Самое основное – степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, естественно, возросла до 90 км/час. Модернизированный мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа, для чего также было решено увеличить диаметр выпускной трубы. Дабы обеспечить лучшее охлаждение при возросшей теплонапряженности, в подкапотном пространстве установили специальный дефлектор, направляющий холодный воздух вдоль цилиндра вниз наружу. Благодаря этому температура воздуха в подкапотном пространстве и в районе ног пассажира снизилась на 5-10 градусов.

Рычаг кикстартера изменили, его можно спрятать под капот.

Чтобы мотороллер на остановке поставить более устойчиво, конструкторы сместили подножку ближе к заднему колесу. Одновременно увеличили жесткость центральной подставки и надежность ее крепления к раме.

Дабы придать жесткости рулю увеличили его прочность путем утолщения сенок отливки и введения дополнительных ребер жесткости.

Крыльчатку вентилятора и кожух цепи стали изготавливать из пластика а не из алюминиевого сплава, как раньше, чтобы уменьшить общую массу мотороллера. Подобное нововведение в лучшую сторону повлияло на безопасность: некоторые граждане вовсе отказывались от алюминиевого кожуха, поскольку в случае соскакивания цепи происходила блокировка колеса.

На днище бака выполнены дополнительные выштамповки и изменена конструкция успокоителя. В результате повысилась прочность. Сам бак у Туриста-М размещался не на раме, а подвешен к капоту при помощи хомута. Получилось, емкость оказалась на 8-10 мм выше, что способствовало увеличению напора топливной смеси.

Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло. Он представляет собой съемное корыто, которое можно использовать для промывки деталей, например.

Звуковой сигнал, Туриста почему-то разместили под крылом переднего колеса, где он подвергался воздействию грязи и влаги, благоразумно перенесли на рулевую колонку.

Турист

Мотороллер «Турист-М» (1976 года выпуска)

Общая информация
Производитель
Предыдущая модель
Составляющие

Двигатель

Объём : 199 см 3 см 3
Максимальная мощность: 8 кВт (11 л. с. )
Цилиндров : 1
Диаметр цилиндра: 62 мм
Ход поршня: 66 мм
Степень сжатия : 7,2 – 7,4
Тактность (число тактов): 2
Рекомендованное топливо: бензин А72
Система смазки

совместно с топливом

Сцепление

многодисковое в масляной ванне

КПП
Технические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
Габариты
Длина, мм
Высота, мм
База мотоцикла, мм
Дорожный просвет, мм

Турист – мотороллер производства СССР . Начал производиться в 1968 году . Этот мотороллер стал наследником более ранней модели – мотороллера «Тула ». Мотороллеры этой серии имели светло-зелёный цвет и, по сравнению с более ранними моделями, имели совершенно другой внешний облик.

На мотороллере инструментальный ящик под сиденьем, аккумулятор – между ногами водителя. Ручка воздушного корректора располагается рядом с рукояткой переднего тормоза. «Мягкая» подвеска, два упора для стоянки – боковой и центральный. Устройство двигателя такое же, как и у более ранних моделей, но мощность двигателя стала выше. Переключение передач отлично от мотоцикла, где нейтраль была между первой и второй передачами. В «Туристе» нейтраль – перед первой передачей. В целом мотороллер «Турист», как и «Тулица », получились очень даже неплохими.

Производилось две модели мотороллера: «Турист» и «Турист-М».

Отличается «Турист» от «Туриста-М»:

  • Наличием бардачка в переднем крыле
  • Бензобак закреплён к раме, а на «Туристе-М» крепится хомутами к капоту
  • Звуковой сигнал на «Туристе» был расположен под передним колесом. В дождь сигнал заливало.

Мотоцикл «Тула» — обзор и характеристики

Привет, друзья! Сегодня, услышав слово советский мотоцикл нам в первую очередь приходят «Явы» «ИЖи» и «Уралы». Это неудивительнов6 ведь именно эти марки железных коней были лидерами продаж в СССР и ранней России 90 годов прошлого столетия. Однако, мы забыли один уникальный универсальный мотоцикл, точнее даже сказать двухколесный вездеход. Сейчас я говорю о модели «Тула». Не будем тратить время на прелюдии. Погнали.

Немного истории

1984 — начало производства и продажи модели (200 экспериментальных штук)

1984-1990 — выпуск модификации ТМЗ-5.951

1990-1996 — выпуск модификации ТМЗ-5.952

1992 — запуск производства трехколесного мотороллера TM3-5.971

1993 — падение спроса на модель

1996 — последний год выпуска

Обзор модели

Задачи, которые ставил завод перед постройкой мотоцикла «Тула» были достаточно непростыми. Сделать универсальный аппарат, для сельской местности, который будет еще и уверенно держаться на городских дорогах. Тульский Машиностроительный Завод справился с этой задачей на отлично, и в начале 1984 года началось серийное производство и продажа этой диковинки широкой аудитории.

Больше всего «Тула» понравилась жителям сельской местности. Ведь он реально имел приличную проходимость, лучшую среди советской мототехники. Однако и городские байкеры тех лет были удивлены таким необычным и технологичным зверьком.

Одной из инноваций стал электростартер, который был применен на «Туле» впервые. Хотя работал он скверно, надежностью практически не отличался. По словам владельцем его хватало ровно на 3 раза. Принудительное охлаждение работало неплохо. Особенно оно было кстати при медленной езде по бездорожью. Проблемы были только с клемами и контактами, которые постоянно окисливались, но это стандартная ситуация для нашей техники. Двухтактный двигатель, объемом всего 200 см3 имел прекрасную отдачу и просто тракторную тягу в низком диапазоне оборотов. При очень маленьком весе, по сравнению с конкурентами, это делало его королем проселочных дорог.

Однако, тяга и высокий крутящий момент значительно забрали у мощности мотоцикла и его максимальная скорость не превышала 85-90 км/ч. Расход топлива не превышал 4 литров на 100 километров при топливном баке в 11 литров. Этого с лихвой хватало на поездки между селами. В остальном все оставалось стандартным для тех лет. Обычная сварная рама, стальной маятник и подвеска с увеличенным ходом для комфорта на бездорожье.

Достоинства и недостатки

Сейчас в коротком списке перечислим плюсы и минусы мотоцикла «Тула»:

+ Легок в обслуживании

+ Низкий расход топлива

— Низкая максимальная скорость

— Плохо изолированная проводка

Технические характеристики

Двигатель: одноцилиндровый 2-тактный, воздушного охлаждения с режимом принудительного

Рабочий объем: 200 см3

Степень сжатия: 8,5

Максимальная мощность: 12,5 (ТМЗ-5.951), 13 (ТМЗ-5.952) л.с.

Средний расход топлива: 3,5 – 4 л/100 км

Тип топлива: смесь бензина с маслом (А-76)

Топливный бак: 11 л

Максимальная скорость: 85 (ТМЗ-5.951), 90 (ТМЗ-5.952) км/ч

Сухая масса: 129 (ТМЗ-5.951), 126 (ТМЗ-5.952) кг

Грузоподъемность: 180 кг

Длина / ширина / высота: 200х125х90 см

Силовая передача (трансмиссия)

Сцепление – демпферное, многодисковое в масляной ванне Коробка передач – 4-ступенчатая Переключение передач – ножное Передаточное число от двигателя к коробке передач – 2,353 Передача от двигателя на сцепление – цепь типа ПВ-9, 525–1200 ГОСТ 13568=75 50 звеньев Передача от коробки передач на заднее колесо – цепь типа ПР-12,7 1820-2 ГОСТ звеньев Передаточное отношение – 2,235 Общие передаточные числа коробки передач: На первой передаче – 3,000 На второй — 1,644 На третьей — 1,235 На четвертой — 0,900 Общие передаточные числа от двигателя к заднему колесу: На первой передаче – 15,777 На второй — 8,646 На третьей — 6,495 На четвертой -4,733

Модификации

За более чем десятилетнюю историю известно две модификации, в которых производился мотоцикл «Тула»:

ТМЗ-5.951, которая выпускалась в период с 1984 по 1990 год;

ТМЗ-5.952, производство которой началось летом 1990 года.

Отличались эти версии не только рамой, но и некоторыми техническими характеристиками. Так, первая модификация была тяжелее на три килограмма. Ее вес составлял 129 килограмм. ТМЗ-5.952 весил 126 килограмм.

Что касается силовых агрегатов, то мощность более ранней версии составляла 12,5 лошадиной силы. Следующая модификация обладала увеличенной мощностью, которая составляла уже 13 лошадиных сил.

Отличалась максимальная скорость движения. Для первой версии она составляла 85 километров в час. Во втором случае за счет увеличенной мощности немного увеличилась и максимальная скорость. Ее значение стало 90 километров в час.

Обслуживание механизма газораспределения двухтактных двигателей

У двухтактных двигателей, которые имеют кривошипно-камерную продувку, отсутствует специальный механизм газораспределения. Вместо него работают цилиндр, поршень и картер. В цилиндре имеются окна, которые открываются и закрываются поршнем, который находится в движении. Через окна в цилиндр поступает горючая смесь из картера, а из цилиндра выходят отработавшие газы.

При попадании лишнего воздуха, а также увеличении сопротивлении выпускного цикла газораспределение двухтактных двигателей серьёзно нарушается. Для предотвращения этих нарушений необходимо очищать от нагара выпускные окна цилиндра, трубу и глушитель, а также менять повреждённые прокладки и сальники, следить за герметичностью картера двигателя, своевременно подтягивать болтовые соединения.

Запутанные имена

Что же до путаницы с названием Тула 200 — это отдельная история. Так назывался скутер, производство которого на ТМЗ было организовано в 1956 году. Эта модель практически полностью скопировала немецкий скутер Glas Goggo TA55. Машинка оказалась вполне удачной. Тула 200 послужила базой для последующих модификаций, таких как Турист и Тулика.

TGA 200, созданный на базе тех же агрегатов, появился практически одновременно со скутером Turist. Основой конструкции силовых агрегатов всех этих модификаций стал двигатель Т-200, появившийся в 1956 году. Дополненный системой воздушного охлаждения и доработанным двигателем, он также использовался на мотоцикле Тула. Видимо, именно по этой причине некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

Ценителям на заметку

Если вам понравился этот рассказ и вам не безразлична история отечественных машин, то на нашем сайте вы найдете много полезной информации. Здесь вы сможете узнать, что такое хороший самокат «Муравы» и какие достоинства имеет мотоцикл Иж Юпитер-5, и многое другое.

Технические характеристики

Мощность: 12,5 — 13 Л.с.
Тип Двигателя (расположение цилиндров): 1-но цилиндровый, 2-тактный
Количество цилиндров: 1
Объем двигателя: 200 см3
Тип охлаждения: Воздушное
Трансмиссия: Механическая 4-ступенчатая
Привод: Цепь
Рама: Стальная
Вес: 126 — 129 кг
Емкость бака: 12 л.
Максимальная скорость: 85-90 км/ч

Технические характеристики мотоцикла Тула

Двигатель
Тип Одноцилиндровый, двухтактный
Объем 200 см.куб.
Охлаждение Воздушное, принудительное
Мощность 12 л.с.
КПП 4 ступени, ножное переключение
Общие данные
Масса 130 кг
Грузоподъемность 170 кг
Расход 4 литра на 100 км
Объем топливного бака 12 литров
Максимальная скорость 85 км/ч
Размер шин 10 дюймов

Учитывая технические характеристики можно выделить несколько основных недостатков конструкции:

  • большой вес усложняет проходимость по бездорожью;
  • небольшая максимальная скорость;
  • широкий профиль резины не позволяет маневрировать на поворотах, особенно в дождливую погоду.

Модификации

За всю историю у Тулы было сделано три модификации:

ТМЗ-5.951, которая весила 129 килограмм, имела мощность 12,5 л.с и разгонялась до 85 км/ч. Эта модель выпускалась 6 лет с 1984 по 1990 год.

ТМЗ-5.952 имела облегченную раму, которая уменьшила общий вес на три килограмма. Мощность увеличивалась до 13 лошадиных сил и вместе с ней скорость до 90 км/ч. Модель также выпускалась около 6 лет с 1990 до 1996 года.

TM3-5.971 – это 3-колесный мотоцикл Тула, который запустили в продажу в 1992 году.

Трехколесный мотоцикл Тула

По сути, трицикл Тула был переделанной модификацией модели ТМЗ-5.952 с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Конструкторы усилили раму и сделали точки крепления грузового модуля в местах расположения маятника и задних амортизаторов. Все соединительные узлы закрыли облицовкой из пластика.

Интересно, что багажные площадки имеют разную ширину и колея задних колес не симметрична относительно оси. Однако, в ходе испытаний выяснили, что это никак не отражается на движении.

Багажник рассчитан на вес до 120 кг, если ездить без пассажира. А сзади еще предусмотрено крепление для прицепа. Прикрепленный прицеп позволяет перевозить еще 100 кг!

Без изменений остался двигатель, руль и передняя вилка.

Модификации

За более чем десятилетнюю историю известно две модификации, в которых производился мотоцикл «Тула»:

ТМЗ-5.951, которая выпускалась в период с 1984 по 1990 год;

ТМЗ-5.952, производство которой началось летом 1990 года.

Отличались эти версии не только рамой, но и некоторыми техническими характеристиками. Так, первая модификация была тяжелее на три килограмма. Ее вес составлял 129 килограмм. ТМЗ-5.952 весил 126 килограмм.

Что касается силовых агрегатов, то мощность более ранней версии составляла 12,5 лошадиной силы. Следующая модификация обладала увеличенной мощностью, которая составляла уже 13 лошадиных сил.

Отличалась максимальная скорость движения. Для первой версии она составляла 85 километров в час. Во втором случае за счет увеличенной мощности немного увеличилась и максимальная скорость. Ее значение стало 90 километров в час.

«Тула» (мотоцикл): технические характеристики

Сухая масса мотоцикла не превышает 129 килограмм. При этом грузоподъемность его составляет 170 килограмм. Длина «Тулы» составляет 2 тысячи миллиметров. Его высота — 1,2 тысячи миллиметров. Колесная база — 1330 миллиметров. Клиренс — 125 миллиметров. Ход переднего колеса — 130 миллиметров, заднего – 80 миллиметров.

Кроме небольших колес к категории мотороллеров «Тулу» можно отнести еще и по его максимальной скорости. Она не превышает 85 километров в час. Мотоцикл оборудован электростартером (12 вольт). Запуск может производиться еще и обычным кик-стартером. Контрольные приборы и световые огни взяты от других моделей отечественной сборки.

Технические характеристики

У последователя «Туриста-М» был более мощный двигатель. «Тулица» стала мощнее на две лошадиных силы. И опять, как и в случае с предыдущей моделью, такого параметра удалось достичь благодаря повышению степени сжатия от 7.8 до 9.3.

Увеличению мощности двигателя способствовала и трехканальная, более совершенная продувка в цилиндре. Но повышение этой технической характеристики приводило к повышенным тепловым нагрузкам. Для того чтобы сохранить нормальный режим работы, мотороллер «Тулица» получил новую головку цилиндра, имеющую развитые боковые ребра, и центральное расположение свечи.

Интересно, что увеличение и степени сжатия, и соответственно, мощности не повлияло на топливную экономичность и не потребовало перехода на более высокооктановую марку бензина. Мотороллер «Тулица» по-прежнему работал на АИ-76. Его вместо роликового стал игольчатым. Тем самым конструктивно была повышена вдвое долговечность коленчатого вала. В результате двигатель мотороллера «Тулица», обозначающийся в техпаспорте как «Т-200А», получил мощность от четырнадцати до шестнадцати лошадиных сил.

Сцепление тоже изменилось в лучшую сторону. Благодаря дополнительной паре дисков — ведущего и ведомого, а также встроенному демпферу оно стало надежнее. Конструкторы также смогли сделать раму у мотороллера «Тулица» несколько жестче, чем у предшественника.

Боковая подставка, исходя из недовольств пользователей, была перенесена с правой стороны на левую. Глушитель на мотороллере «Тулица» стал крепиться к кузову в двух точках с помощью резиновых прокладок. Тем самым был ощутимо снижен шум и повышена его долговечность.

В январе 1978 года с конвейера тульского завода им. Рябикова сошел новый мотороллер «Тулица» (фото ниже).

Правда, новым его можно назвать только номинально, по сути, это была модернизированная модель «Туриста-М». Даже внешне их различить довольно сложно: дополнительные боковые жалюзи охлаждения двигателя и педаль кик-стартера, которая теперь располагалась снаружи, — вот, пожалуй, вся разница. Что же касается «внутренних» преобразований, то они в машине были действительно существенными.

Основные характеристики

Скажем честно, при оценке мотоцикла Тула характеристики не имеют решающего значения

Но поскольку многие именно на них обращают своё внимание в первую очередь, не будем нарушать традиции. Краткие технические характеристики выглядят следующим образом:

  • Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый, оснащённый системой принудительного охлаждения. При объёме 200 куб. см. он развивает мощность 12,5 л. с. на ТМЗ-5.951, и 13 л. с. у более поздней модификации ТМЗ-5.952. Масло приходилось заливать непосредственно в топливо.
  • Система запуска – стартером-генератором.
  • Основное топливо – бензин марки А-76.
  • Масло МС-20 добавлялось в пропорции 25 грамм на 1 литр топлива.
  • Коробка передач – с ножным переключением, имеет 4 ступени.
  • Максимальная скорость – 85 – 90 км/час, в зависимости от модификации.
  • Расход топлива (средник) – 3,6 литра на 100 км.
  • Вес (сухой) – 129 кг у ранних и 126 кг у поздних модификаций.

Машина имела цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску по схеме маятника. А дальше… Дальше начинались проблемы, которые так и не удалось решить до конца.

Технические особенности модели

Двигатель на мотоцикле Тула установлен двухтактный двигатель, который использует для работы в качестве топлива бензин (изначально рекомендовали бензин А-76). Для заправки использует традиционная схема того времени, бензин смешивается с маслом в пропорции 33 к 1. В основе топливной системы находится карбюратор К-62.

На ровном асфальтированным покрытии Тула разгоняется до 85 километров в час. При этом расход топлива колеблется от 3,6 до 4 литров на 100 километров, в зависимости от положения лепесткового клапана. Резервный запас примерно пол-литра, при вместимости топливного бака 11 л.

Мотоцикл был разработан специально для езды по бездорожью и поэтому имеет подвеску, у которой спереди установлена телескопическая вилка, а сзади маятниковая с амортизаторами. В основе мотоцикла находится стальная трубчатая дуплексная (сдвоенная) рама, на которой крепятся все основные элементы. Шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное.

Благодаря многодисковому сцеплению с масляной ванной, мотоцикл стартует плавно. А массивный маховик обеспечивает устойчивую работу на любых оборотах. Также двигатель мотоцикла быстро приспосабливается к изменениям нагрузки во время езды.

У мото есть все необходимые атрибуты для езды по дорогам: поворотники, зеркала, фары. Тула подходит для мототуризма, в том числе и по пересеченной местности, поездок на рыбалку, охоту и бытовых поездок в сельской местности.

Технические характеристики

Объем двигателя 200 см3
Тип двигателя двухтактный
Охлаждение воздушное принудительное от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой
Число цилиндров 1
Степень сжатия 8,5
Мощность, л.с 12,5 (ТМЗ-5.951), 13 (ТМЗ-5.952)
Коробка передач 4-х ступенчатая с ножным переключением
Расход топлива 3,5 – 4 л/100 км
Топливо смесь бензина с маслом
Объем бака 11 литров
Максимальная скорость, км/ч 85 (ТМЗ-5.951), 90 (ТМЗ-5.952)
Сухой вес, кг 129 (ТМЗ-5.951), 126 (ТМЗ-5.952)
Максимальная нагрузка 180 кг
Тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м, со скорости 60 км/ч — не более 25 м
Габариты 200х125х90 см (ДхВхШ)

Проблемы в производстве отечественного мотороллера

Мотороллер Тула 200, спроектированный в СССР, отличался большим весом: 150 килограмм вместо оригинальных 125. Были поставлены, также, увеличенные десятидюймовые колеса, что привело к установке увеличенного переднего крыла.

Заканчивался 1956 год, однако заводы никак не могли начать выпуск отечественных мотороллеров. Все дело было в том, что смежные предприятия никак не могли научиться изготавливать запасные части и составляющие.

Весной следующего года с конвейера сошла первая модель этого транспорта. Мотороллер был окрашен в цвет мирного синего неба. Параллельно выпускалась грузовая модель. Стоит отметить, что уже через двенадцать лет разновидностей мотороллера Тула 200 было выпущено уже 280000.

Чтобы указать на надежность конструкции, отечественные модели часто принимали участие в разнообразных пробегах, в том числе и во всесоюзных. При этом в пробеге участвовали модели с усиленной рамой и обычные. Оба мотороллера успешно финишировали, хотя и с приключениями. Их рама несколько раз ломалась, а моторы нещадно перегревались.

Данные мотороллеры продавались в шестнадцать дружественных СССР стран мира. Они собирались заводами Мексики и Аргентины из оригинальных запчастей.

Основные характеристики

Скажем откровенно, характеристики Тулы не имеют решающего значения при оценке мотоцикла

Но поскольку многие люди обращают на них внимание в первую очередь, мы не будем нарушать традицию. Краткое техническое описание выглядит следующим образом:

  • Двигатель: Бензиновый, двухтактный, одноцилиндровый, оборудован системой принудительного охлаждения. Двигатель объемом 200 куб. См. Развивает 12,5 лошадиных сил в TMZ-5.951 и 13 л.с. в более поздней версии TMZ-5.952. При оборотах 4900-5500 достигается максимальный крутящий момент, который составляет 1,8 кгс·м. Масло нужно было заливать прямо в топливо(смесь масла в соотношении 1:33).
  • Система запуска: от стартер-генератора.
  • Основное топливо: бензин А-76.
  • Масло МС-20 добавлялось из расчета 25 грамм на литр топлива.
  • Коробка передач: педаль, 4 передачи.
  • Максимальная скорость составляет 85-90 километров в час, в зависимости от модификации.
  • Расход топлива (смешанный): 3,6 литра на 100 км.
  • Запас/резерв топлива: 11/0,5.
  • Масса (сухая): 129 кг для ранних модификаций и 126 кг для поздних.
  • Колесная база — 1330 миллиметров.

Грузовики имели цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску на поперечных рычагах. А потом … Потом были проблемы, которые нельзя было решить.

Особенности мотоцикла

«Тула» — интересный по своей конструкции и необычный по дизайнерскому решению мотоцикл. Он представляет собой небольшую раму, на которую устанавливаются еще меньшие колеса. Они больше подходят для мотороллеров, нежели для мотоциклов. Тем не менее подобная конструкция никак не сказалась на проходимости. Мотоцикл «Тула» прекрасно подходит для езды по бездорожью или, к примеру, по запущенным сельским дорогам.

Такого эффекта конструкторы смогли добиться за счет облегченной рамы и достаточно мощного двигателя. Последний обладает высоким крутящим моментом. Еще одной особенностью данного мотоцикла является уменьшенное количество потребляемого масла, если сравнивать этот показатель с другими байками российской сборки.

Переход на широкопрофильные шины

Зато за пределами Советского Союза мотокультура расцветала и многие полюбили моты как спортивные снаряды и вид активного отдыха. Производители в результате этого стали выпускать большое количество малокубатурных моделей для людей, которые не имели опыта езды. Одной из таких моделей был японец Suzuki RM.

Тульчане, как только появилась возможность, купили такой мотоцикл, чтобы ознакомиться с ним.

В результате они решили свою «Чебурашку» поставить на широкопрофильные шины. Конструктору Власову Евгению Дмитриевичу, являвшемуся движущей силой тульской мотомашины, удалось продвинуть в министерстве идею ее выпуска. Тогда Ижевскому, Ковровскому и Тульскому заводам поручили создать мотоциклы на конкурсной основе. Так как на Тульском заводе уже были экспериментальные мотомашины, он выиграл конкурс. Тогда вышла постановочная партия с одинаковыми колесами впереди и сзади.

Детальнее про мотороллер Тула

Вышеуказанный железный конь вполне подходит для применения на запущенных сельских дорогах или же вообще для откровенного бездорожья. Позволяет им так просто и легко управлять максимально облегченная конструкция.

Причем байк располагает достаточно мощным движком. Оборотистый мотор имеет вполне высокий крутящий момент. А еще железный конь от ТМЗ «употребляет» уменьшенную долю масла в топливной меси (1:33) по сравнению с прочим отечественным двухколесным транспортом.

Мотоцикл располагает достаточно-таки качественной дуплексной рамой, которую конструкторы наделили  высокой жесткостью на кручение. Это существенно повысило управляемость байком.Небольшой диаметр колес поспособствовал снижению центра массы и железный конь обрел лучшую устойчивость. Кроме того, мото ТМЗ выделяется своими широко профильными шинами в перечне всех Росийских мотоциклов. Благодаря им малое удельное давление на грунт, а также превосходное сцепление – гарантировано.

Электрооборудование мото Тулы питается от  12-ти вольтовой системы, располагающей даже династартером для запуска движка железного коня одним лишь поворотом ключа.

Неизвестная история

Несмотря на вышеупомянутые недостатки, жители глубинки проявили интерес к этой конкретной технике. Из-за специфической конструкции техники тюнинг стал любимым занятием многих владельцев.

Чаще всего делали:

  • Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).
  • Многие хотят поставить пятиступенчатую коробку передач.
  • Поменять аккумулятор (12 вольт, емкость 7 Ач).

Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных вариантов, среди которых была даже трехколесная база для мотомашин, выпущенных небольшой тульской серией ТМЗ-5.971.

Трехколесная модель(трицикл) должна была стать альтернативой популярному скутеру TGA 200 Muravy. Точно неизвестно, сколько именно этих грузовиков было построено. Распад СССР и связанные с ним экономические проблемы повлияли на работу ТМЗ.

Чтобы выжить, предприятия оборонной промышленности, в том числе Zakłady Budowy Maszyn в Туле, иногда даже шли на рискованные действия. Была предпринята еще одна попытка усовершенствовать тульский мотоцикл и продвинуть модель на европейский рынок.

Однако вскоре выяснилось, что по нормам ЕЭС мотоцикл со столь сильно смещенным центром тяжести не может быть принят в эксплуатацию. В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 году их производство было свернуто.

История создания

История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.

Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.

Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.

В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.

Особенности мотоцикла

«Тула» — интересный по своей конструкции и необычный по дизайнерскому решению мотоцикл. Он представляет собой небольшую раму, на которую устанавливаются еще меньшие колеса. Они больше подходят для мотороллеров, нежели для мотоциклов. Тем не менее подобная конструкция никак не сказалась на проходимости. Мотоцикл «Тула» прекрасно подходит для езды по бездорожью или, к примеру, по запущенным сельским дорогам.

Такого эффекта конструкторы смогли добиться за счет облегченной рамы и достаточно мощного двигателя. Последний обладает высоким крутящим моментом. Еще одной особенностью данного мотоцикла является уменьшенное количество потребляемого масла, если сравнивать этот показатель с другими байками российской сборки.

ТМЗ-5.971

К началу 80-х годов спрос на мотороллеры в СССР ощутимо упал, что привело, например, к прекращению выпуска мотороллеров «Вятка» в Вятских Полянах. Другой производитель мотороллеров — Тульский машиностроительный завод имени Рябикова — не хотел уходить с рынка мототехники. Несмотря на наличие мощного производства оборонной продукции, позволявшего заводу держаться на плаву даже в случае полного прекращения выпуска мотоциклов, руководители и конструкторы предприятия решили продолжить выпуск мотоциклов. Решили только освоить более востребованный рынком тип двухколесного и трехколесного транспортного средства.

В 80-х японские фирмы расширяли ассортимент двухколесных, трехколесных (трайки) и четырехколесных (квадроциклы) мотоциклов высокой проходимости на широкопрофильных шинах с развитыми грунтозацепами. Тульские конструкторы решили идти тем же путем, первыми в СССР создать мототранспорт для полного бездорожья, заведомо рассчитывая, что он будет пользоваться повышенным спросом на селе и в удаленных районах страны.

Первым результатом стал появившийся в 1985 году двухколесный мотоцикл ТМЗ-5.951 на мощных пузатых шинах 6,70-10, оказывавших низкое удельное давление на грунт. Мотороллерный 200-кубовый двигатель с вентилятором принудительного воздушного охлаждения специально для этой модели впервые в советском мотоциклостроении дополнили лепестковым клапаном на впуске, заметно повысившим тяговую характеристику мотора. После устранения неизбежных для первых выпусков новой модели недостатков, модернизированный мотоцикл 1989 года получил индекс ТМЗ-5.952.

Следующим шагом стала разработка первого советского внедорожного «трайка» ТМЗ-5.971, который попал на конвейер в 1991 году. Передняя часть рамы, передняя вилка и двигатель у него остались такие же, как у ТМЗ-5.952. При проектировании независимой задней подвески была использована принципиально та же схема, что была у грузовых мотороллеров «Муравей», только пространственную трубчатую раму со штампованными элементами заметно усилили, увеличили размерность узлов задней подвески — трициклу предстояло работать в значительно более тяжелых условиях, чем грузовому мотороллеру. В целом конструкторам тульского завода пригодился опыт проектирования унифицированных между собой двухколесных и трехколесных транспортных средств, накопленный в годы производства обычных и грузовых мотороллеров.

Еще на двухколесном внедорожнике появились передовые для 80-х годов пластмассовые панели облицовки, переднее крыло. Ранее на советских мотоциклах эти детали штамповали их металла. Те же заметные пластиковые элементы остались и у трехколесного мотоцикла. Мотоциклист и его пассажир сидели друг за другом на обычном цельном седле, а над правым и левым задними колесами разместились большие решетки для багажа, удобные, например, для перевозки мешков картошки или ящиков с яблоками. Без пассажира «трайк» перевозил до 120 кг груза, а с пассажиром — примерно 90 кг. Вскоре для увеличения универсальности транспортного средства специально для него разработали прицеп ТМЗ-9.601, на котором можно было везти еще 100 кг. Также в 90-х появился специальный модуль ТМЗ-9.906, позволяющий силами владельца или сервисного предприятия превратить двухколесный мотоцикл ТМЗ в трехколесный.

Техническая характеристика

Число мест 2
Габаритные размеры 2300х1350х1250 мм
Грузоподъемность 230 кг (с учетом веса водителя)
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный
Рабочий объем 199 см3
Мощность 13.6 л.с. при 5000 об/мин
Масса 250 кг
Максимальная скорость 70 км/ч
Расход топлива 5.5 л/100 км
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: