Культовые американские хот роды

Дроны-огнемётчики

Как стало известно, Минобороны уже согласовало тактико-технические требования к новым системам вооружения для войск РХБЗ. В перечень новинок попали и беспилотные огнемётные системы, которые будут выполнены на базе небольших летательных аппаратов либо квадрокоптеров. БПЛА смогут поражать противника, сбрасывая компактные термобарические или зажигательные заряды.

Предполагается, что такие системы будут особо эффективными в условиях городского боя и при уничтожении укреплений противника. Они позволят избежать разрушения построек, не относящихся к военной инфраструктуре,  сохранить жизни мирных жителей и солдат в уличных боях.

Базовые потребности

На самом деле в России отсутствует базовая основа для существования автопрома, посетовал Петр Шкуматов. Автомобили — это некая вершина общего уровня технологического развития, если оно идет органично, пояснил он.

Российские власти всегда фокусировались на автозаводах, на «вершине айсберга», однако это неправильно, считает он. «Автозавод — венец большой инфраструктуры, но не наоборот. У нас автозаводы сейчас висят в воздухе, потому что туда вливали миллиарды, а на то, что под ними, не обращали внимания», — уточнил аналитик.

Координатор общественной организации автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Последний «гвоздь в крышку гроба» развития автопрома в России вбивает отсутствие длинных денег и дешевых кредитов, считает Петр Шкуматов. Это делает бессмысленными любые долгосрочные инвестиционные проекты, будь то создание производства машин или комплектующих для них.

По словам эксперта, задача может быть поставлена так: если мы хотим, чтобы у нас появился автопром — наш, настоящий, российский, — то это долго и дорого. Если же хочется быстро и дешево, мы в лучшем случае получим имитацию, когда китайские, по сути, автомобили будут иметь шильдики made in Russia, в худшем — ничего.

Еще одна большая проблема — качество инженерного образования в России. По словам Яна Хайцеэра, уровень образования по автомобильным специальностям в вузах настолько низкий, что не позволяет выпускникам работать даже в обычном автосервисе. Единственным исключением, возможно, является МГТУ им. Баумана, но его «птенцов» на всю отрасль не хватит. В стране нет дееспособных команд, которые могли бы разработать современный автомобиль, соглашается Петр Шкуматов.

По мнению Максима Шишко, говорить о полной кончине автопрома в России все же не стоит: его будут поддерживать ради сохранения рабочих мест, но это будет устаревшее и глубоко дотационное производство. Сейчас же нужно сфокусироваться на обеспечении краткосрочных задач, чтобы у людей была возможность безопасно добраться из точки А в точку Б. Необходимо убрать все таможенные заграждения, открыть границы для свежих автомобилей с пробегом, считает эксперт.

Генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.

Чуть более оптимистично настроен Руслан Нигматулин. Он считает, что уход иностранных компаний открывает окно возможностей для российских предприятий, которым прежде было сложно конкурировать с глобальными корпорациями. Какие-то вещи, которые невозможно сделать в России, можно будет привозить из Китая, Индии и других условно дружественных стран.

Безусловно, придется забыть о том бурном росте, который наблюдался, когда в Россию заходили иностранные бренды с инвестициями и технологиями, признает эксперт, но автомобилестроение в любом случае будет. Какого оно будет качества и как будет выглядеть — это уже другой вопрос.

Китайцы нам не помогут

Ян Хайцеэр считает, что сегодня единственный реальный путь развития автомобильного рынка России — параллельный импорт. Он как минимум даст время, чтобы создать какой-то свой автомобиль, если на то будет политическая воля.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Российские власти принимают вежливость за готовность сотрудничать, поддерживает коллегу Сергей Асланян. В частности, это касается того же Renault, который формально сохранил право на выкуп своих российских активов в течение нескольких лет. «То, что французы вежливо, не хлопнув дверью, от нас ушли навсегда, мы принимаем за продолжение банкета на верхней палубе „Титаника“, когда низ уже утонул. У нас не будет в принципе никакого производства Renault», — уверен аналитик.

Автомобильный салон Renault на юге столицы.

Эксперт согласен с тем, что в отношении Китая многие тоже ошибаются. Китайцы больше всего боятся США и вовсе не горят желанием попасть под вторичные санкции, помогая России их обойти.

Украинская «Жара»

Любопытно, что украинский ВПК тоже занимался огнемётами. Госпредприятие «Артём» в ноябре прошлого года провело испытание твёрдотопливного ракетного двигателя к лёгкой огнемётной системе «Жара», который используется в ракете РС-122. С его помощью можно доставить термобарическую боеголовку на расстояние до семи километров.

Реактивным снарядом с термобарической боевой частью ВСУ предполагали поражать живую силу, небронированную, легкобронированную технику и некоторые стационарные объекты. Как сложилась судьба «Жары», сведений нет. Но известно, что жару она никому не задала и на поле боя так и не появилась. Тогда как «Солнцепёк» был неоднократно замечен в районе «Азовстали».

Перепад давления

Разработка огнемётных систем началась в 1970-е годы, в разгар холодной войны. Тогда активно осваивались боеприпасы объёмно-детонирующего действия, а на вооружение оборонных НИИ была принята концепция «активирования» горючей смеси. В результате появились авиационный боеприпас ОДАБ-500, реактивный пехотный огнемёт РПО-А «Шмель» и ТОС-1 «Буратино».

Принцип действия оригинален до простоты. После падения боеприпаса ТОС-1 происходит смешение воздуха и термобарической смеси и образуется обширное облако — оно и даёт объёмный взрыв, который полностью выжигает кислород в зоне поражения: давление мгновенно увеличивается, а затем резко падает — на 150-160 миллиметров ниже атмосферного. Такой перепад никакой живой организм не выдержит.

wikipedia.org
ТОС-1 комплектуются термобарическими боеприпасами с поражающими факторами — высокой температурой и давлением.

Это один термобарический снаряд. Тогда как у ТОС-1 на платформе целый пакет направляющих (от 24 до 30) калибра 220 мм. При этом дизельная силовая установка позволяет 46-тонной машине развивать скорость 65 км/ч, а запас хода 550 километров.

Мощь на колёсах

В прошедшем году в войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) в опытную эксплуатацию поступили первые образцы . Как указано в «инструкции по эксплуатации», система предназначена для вывода из строя легкобронированной техники, поджигания и разрушения зданий и сооружений, уничтожения живой силы противника на открытой местности и в фортификационных сооружениях.

Параллельно идут испытания нового реактивного термобарического снаряда — с увеличенной до 15 км дальностью, лучшей точностью и большим боевым могуществом. За минуты новый огнемёт способен выжечь тысячи гектаров местности.

rostec.ru
В опытную эксплуатацию поступили первые образцы нового огнемёта ТОС-2 «Тосочка».

Новую огнемётную систему можно быстро перебрасывать по автодорогам и бездорожью. Кабина экипажа защищена противопульной (противоосколочной) бронёй, есть средства маскировки и оптико-электронного противодействия. Боекомплект — 18 реактивных снарядов (вместо 24 у предшественников) калибра 220 мм. Перезаряжается установка самостоятельно — входящим в комплект краном-манипулятором. Имеется система управления огнём (спутниковая навигация, цифровой вычислитель).

ТОС-2 — это улучшенная и исправленная версия ТОС-1А «Солнцепёк». Например, недостатком у «Солнцепёка» считается гусеничная база — ниже мобильность, выше стоимость машины. И хотя на колёсном ходу машина стала уязвимее, это тенденция последнего времени — даже артиллерия переходит на колёсную основу. Зато увеличилась дальность пуска ракет, модернизирована система наведения и управления огнём, усовершенствована сама ракета.

На модернизированной системе ТОС-2 установлена встроенная динамическая защита, спутниковая система, позволяющая определять точное время, географические координаты, высоты и графическое положение объекта на электронной карте. Система получила новую радиостанцию Р-168 и аппаратуру коммутации и управления. 

«Тосочка» включена в госпрограмму вооружения до 2025 года. Не исключается, что изделие пойдёт и на экспорт. Традиционно — после насыщения российской армии.

wikipedia.org
«Тосочка» включена в госпрограмму вооружения до 2025 года.

В состав комплексов входят датчики предупреждения об атаке, аппаратура управления и индикации, пусковые устройства, а также аэрозольные боеприпасы. Комплекс способен защитить технику от высокоточного оружия с лазерным, оптическим, тепловым и радиолокационным наведением.

Во время атаки противника комплекс определяет угрозу и «прячет» технику за завесой из комбинированных помех. Благодаря этому боеприпас теряет контакт с целью, сбивается с атакующего курса или продолжает полёт «вслепую» — в инерциальном режиме без точного наведения на цель. Испытания показали, что комплекс способен защитить технику во время боя и на марше от ракет противотанковых комплексов, а также от атак с воздуха высокоточными авиационными средствами поражения.

Кроме того, в Сухопутных войсках внедряется Единая система управления тактического звена, способная эффективно контролировать работу артиллерии. Огнемётные системы тоже будут интегрированы в эту систему. В результате, как ожидается, сократится время подготовки к стрельбе, повысится точность огня.

Кстати отечественные «Кулибины» предлагают применять ТОС и в мирных целях: например, сжигать залпами конопляные и маковые поля, гасить лесные пожары, инициировать сход снежных лавин в горах.

Сладкая парочка — «Солнцепёк» и «Земледелие»

«Солнцепёк» был создан на Омском заводе транспортного машиностроения. В качестве платформы использовали модернизированное шасси танка Т-72А. У ТОС-1А усилена бронезащита, уменьшена (44,3 т) масса, применяется новый тип боеприпаса с дальностью полёта 6 тысяч метров. Система управления огнём включает дальномер, прицельное устройство, специализированный вычислительный комплекс, аппаратуру стрельбы и электрогидравлические приводы, приборы дневного (ночного) наблюдения. А транспортно-заряжающих машин стало две.

Не так давно прошла апробация нового способа совместного применения инженерного разведывательно-огневого комплекса «Земледелие» и мобильных групп тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк». Для нанесения огневого поражения наступающему условному противнику были задействованы две мобильны группы в составе десяти боевых машин ТОС-1А:  одновременным подрывом неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом снаряжении и дистанционно установленного комплексом «Земледелие» минного поля на пути колонн выдвигающегося «противника» было создано высокотемпературное огненное поле с  избыточным давлением в очаге поражения. После чего наступать было некому…

wikipedia.org
Инженерный разведывательно-огневой комплекс «Земледелие».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: