Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей

Mack

Mack – практически самая старая и при этом известная компания, которая занимается производством грузовых автомобилей в США. На протяжении долгого периода времени, компания Mack была известна благодаря собственным разработкам в сфере производства пожарных машин. Первая модель комплектного автомобиля для тушения фирма Mack выпустила в 1911 году.

Значимый толчок в развитии и распространении автомобилей случился через 45 лет, в 1956 году, когда Mack выкупила права на C-85. Этот бескапотный автомобиль стал базой для последующих легендарных С-95 и CF-600. Последний автомобиль считался самым популярным пожарным автомобилем своего времени.

(Пожарный автомобиль Mack C-85 (1950 — 1989))

Самая последняя серия автомобилей для огнеборцев – MS, была выпущена в 1990-х годах. Пожарное шасси изготавливалось компанией Renault, которая в то время владела Mack.

Ward La France

Ward La France – это пример самой известной из всех уже разорившихся фирм. Основанная в 1916 году фирма занималась производством большого количества разнообразных коммерческих машин, фургонов, тягачей и даже троллейбусов. В 1931 году была выпущена первая пожарная машина, а уже к середине того столетия фирма создала большое количество коммерческих шасси для разных типов пожарных авто.

Р-80 Ambassador – одна из самых известных моделей, которая появилась в 1968 году. К сожалению, производство было не из дешёвых и поэтому к 1979 году фирма обанкротилась и прекратила производить пожарные машины.

Снегоуборочная машина СМ-2

Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.

Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.

Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.

Зимой машину используют для уборки от снежной массы и льда рельсов, стрелочных стыков и станционных путей. Это необходимо для нормального функционирования железнодорожного транспорта, а также для возможности работать монтерам пути, проверяющим крепления и устраняющим неполадки.

Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.

Фото снегоуборочной машины СМ-2

«Пожарка» на базе ЯГ-6

фото: fire-truck.ru

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.

фото: fire-truck.ru

Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.

фото: carakoom.com

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.

Автоцистерна ПМЗ-9М

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.

ПМЗ-18

фото: drive2.ru

Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.

фото: po-bereg.ru

Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.

фото: po-bereg.ru

Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.

АЦ-40 (131) мод. 137

фото: ru.wikipedia.org

АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131

фото: po-bereg.ru

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.

АЦ-40 (130)-63Б

фото: drive2.ru

Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.

фото: rudiecast.wordpress.com

Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.

Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313

фото: ru.wikipedia.org

Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.

International Harvester B120

фото: drive2.ru

International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.

УАЗ-469 для пожарных

фото: drive2.ru

УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.

Пожарная техника Российской Федерации

В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).

Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.

АЛ-50 на базе КамАЗ-53229

фото: vitalykuzmin.net

АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.

Мобильный пункт управления на базе КамАЗ

фото: mchs.gov.ru

Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ)

Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы

Принят в эксплуатацию в 2010 году.

Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов

FMC

Эта фирма появилась в 1883 году и тогда получила название John Bean. Популярность компании быстро возросла благодаря выпуску брендовых пожарных насосов, которые широко применялись в производстве пожарных машин другими компаниями.

После объединения с другими фирмами в 1928 году, компания стала называться FMC или Food Machinery Corporation. Собственные разработки использовала для создания подъёмных механизмов.

Успех пришёл лишь в 1984 году, когда была выпущена бюджетная серия автомобилей, которая пользовалась популярностью в небольших населённых пунктах. К сожалению, в 1990 году, компания FMC обанкротилась.

Описание конструкции и основные ТТХ

Конструктивно машина разграждения ИМР-2 состоит из базового танкового шасси и рабочего оборудования.

Это бронированная гусеничная машина, изготовленная на базе узлов и агрегатов танка Т-72А. Однако в корпус «изделия 637» были внесены изменения: усилили дно, изменили конструкцию подбашенного листа, приборы наблюдения заменили смотровыми стёклами, на носовую часть корпуса приварили элементы крепления для стандартного рабочего оборудования.

Танковый корпус ИМР-2 разделён на 2 отделения: отделение управления (спереди и посередине) и трансмиссионное (сзади). В передней части отделения управления располагается место механика-водителя. В средней части находится место оператора. В трансмиссионном отделении, которое занимает заднюю часть корпуса, размещён двигатель. Он расположен поперечным образом и несколько смещён к левому борту машины.

Для выполнения вождения по заданному курсу при плохой видимости и в условиях отсутствия ориентиров базовая машина снабжена гирополукомпасом. Приборы наблюдения механика-водителя состоят из дневного и ночного приборов наблюдения, обеспечивающих возможность вождения ИМР-2 и работу на ней в любое время суток. Кроме того, машина оснащается системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Единственное стрелковое вооружение ИМР-2 – 7,62-мм пулемётом, установленный над башней оператора.

Общие сведения

Многие годы завод ЗИЛ являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей в СССР. Завод выпускал два типа грузовиков – ЗИЛ-130 с задним приводом и ЗИЛ-131 с полным приводом. Именно эти два шасси чаще всего использовали для создания спецтехники.

Следует отметить, что шасси с задним приводом использовалось для постройки машин-цистерн, а более устойчивое и универсальное шасси с полным приводом – для выдвижных автомобильных лестниц.

Пожарные автоцистерны предназначены не только для тушения очагов пожара в различных условиях, но и служат для доставки пожарного расчета. На борту машины имеется запас воды и пенообразователя, а также насосная установка с возможностью подачи воды из открытых водоёмов.

Машины на шасси КамАЗ-65111

База 65111 стала основой для производства габаритных пожарных автомобилей. Это модели 7.0/40-70, 7.5-40 65ВР и 8.0-40. В зависимости от модификации машины комплектуются насосами типа НПЦ-40/100 с АВС-01Э, НЦПН-40/100, ПН-40УВ, НПЦ-60/100 и НЦПН-70/100. Автомобили работают на дизеле. Колесная база – 6×6.

Кабина для боевого расчета у пожарных КамАЗов модульного типа, рассчитана для доставки 6 человек и водителя. Вместимость цистерны для воды варьируется в зависимости от модели, минимум это 7000 литров. Водяной резервуар поставлен на раму поперечно. Для предупреждения раскачивания бака предусмотрен демпфирующий элемент и волнолом. Последний делит цистерну на сообщающиеся резервуары по 1500 литров каждый. Вместимость пенобака – 480 литров независимо от модификации. Все резервуары отапливаются, благодаря чему эксплуатация автомобиля не зависит от погодных условий.

Отделения для ПТВ расположены вдоль насосного отсека и между цистерной и кабиной. Дверцы у них шторного типа. Для осуществления быстрого развертывания предусмотрены откидные ступени. Каждое отделение с индивидуальной подсветкой.

Лафетный ствол типа ЛС-С20 или С40 монтируется на крыше кабины. Сверху надстройки предусмотрена осветительная мачта, работающая в температурном диапазоне -50…+50°С. В базовой комплектации предусмотрена трехколенная лестница, расположенная посередине крыши надстройки.

Шасси 65111 стало базой для производства пожарной автоцистерны АЦ 8.0-90. Она используется для выезда в места на значительном удалении от водоисточника или с затрудненными подъездами к нему. Также такой автомобиль востребован при тушении пожаров на объектах нефтехимической промышленности.

Колесная формула 6×6
Боевой расчет 4+2
Двигатель Дизельный
Мощность двигателя, кВт 268
Цистерна, л 8000
Пенобак, л 500
Производительность насоса, л/мин 5500
Длина рукава, м 60
Тип лафетного ствола RM25C
Производительность струи, л/с 6
Напор, м 70

Преимуществом всех пожарных автомобилей на базе КамАЗ считается высокая проходимость по бездорожью и возможность комплектации объемным баком для воды. Небольшие габариты машин позволяют им маневрировать в городской застройке, а повышенная грузоподъемность – подбирать полный комплект ПТВ и размещать дополнительную кабину для боевого расчета.

Источник

Новейшие концепции производства

В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.

Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.

Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ

Пожарные машины на базе ЗИЛ комплектуются следующим оборудованием: салон для огнеборцев, мощные насосы, подающие воду, лестницы, хранилища или резервуары для перевозки разных материалов огнетушительных, отделение для ПТВ (пожарно-техническое вооружение).

Одна из самых востребованных АЦ на базе ЗИЛ – это модель АЦ-40-63Б или АЦ-30(130)-63А. В данном автомобиле увеличенная ёмкость бака для пены, цистерны и резервуара для огнетушительны материалов, а также эта АЦ отличается более широким кузовом. Вместимость цистерны – 2 300 литров. Вместимость бака для пены: 165 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 2 500 литров, при 6% — 2 200 литров.

Другая часто используемая модель АЦ-40(131)-137 собрана на базе ЗИЛ-131. Машина, прошедшая большое количество модернизаций, отличается оптимальными условиями эксплуатации в разных условиях. Вместимость цистерны – 2 400 литров. Бак для пены вмещает 150 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 3 750 литров, при 6% — 2 500 литров.

Вес пожарных машин на базе ЗИЛ

Масса модели АЦ-40-63Б с максимально возможной нагрузкой: 9 600 килограмм. Без полной цистерны с водой и без полного бака с пеной – вес автомобиля уменьшается на 2 200 – 2 500 килограмм и составляет от 7 100 до 7 400 килограмм.

Автомобильная цистерна АЦ-40(131)-137 при полной нагрузке весит 11 500 килограмм. Без нагрузки автомобиль весит примерно 8 500 – 8 700 килограмм.

Seagrave Fire Apparatus

Другая не самая молодая американская фирма — Seagrave Fire Apparatus появилась в 1881 году. Изначально она выпускала обычные лестницы, которые очень быстро стали популярными. Позднее стали производиться прицепы с пожарным оборудованием, телескопические высотные лестницы, пожарные надстройки, насосы и наконец-то полноприводные автомобили.

Для больших и населённых городов были выпущены специальные поворотные и манёвренные автомобили. Позднее была выпущена целая серия автомобилей Marauder, которые покупаются властями крупных американских городов.

Сегодня компания Seagrave Fire Apparatus – это один из лидеров, выпускающий пожарные автомобили на собственном шасси.

(Автомобильное шасси SFA — Force)

10-тонный пожарный комплекс АЦ на базе «КамАЗа»

 

Эта пожарная машина, разработанная российской компанией, впервые встала на вооружение МЧС на Олимпиаде в Сочи. Затем эта модификация грузовика начала поставляться и в другие регионы России. 

Длина автомобиля составляет 11 метров. Максимальное количество экипажа 6 человек. 

Автомобиль оснащен:

  • 150 + 77 метрами пожарных рукавов, размещенных в разных частях машины
  • выдвижной мачтой с прожекторами
  • двумя пеногенераторами
  • дистанционным управлением  с лафетным стволом 
  • тремя лестницами
  • бензорезом
  • бензопилой
  • противооткатными колодками
  • другим спасательным оборудованием

Максимальная дальность подачи воды под высоким давлением составляет почти 100 метров. Скорость подачи воды – 7 500 литров в минуту.

Вот еще бонус: Илюстрация художника, который собрал все известные пожарные машины со всего мира. 

 

Двигатель ИМР-2

На танке спецмашине устанавливали 12-цилиндровый V-образный танковый двигатель – четырехтактный многотопливный дизель мощностью 780 лошадиных сил при 2000 об/мин, с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем.

В систему питания данного двигателя входят 4 внутренних и 5 наружных топливных баков, общей вместимостью в 705 л и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами.

Рабочее оборудование данной инженерной машины разграждения состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала и установки разминирования.

Spartan/Crimson

Spartan/Crimson – достаточно молодой крупный производитель пожарной техники в США. Появилась компания после банкротства производителя крупных грузовых автомобилей.

С самого начала осуществлялось производство индустриальных пожарных машин серии Snoozle. Позднее были выпущены модели комплектных автомобилей.

В 2003 году компанией Spartan была создана другая «дочка» — Crimson, которой производятся и продаются пожарные авто из серий: Classic, Legend и Star. Также «дочка» производит выдвижные лестницы и подъёмники.

А компания Spartan сейчас занимается производством полномасштабных шасси, которые очень востребованы среди остальных производителей. Помимо «голых» шасси, компания готова предложить модели с установленными кабинами.

(Пожарный автомобиль 125`Spartan Rear Mount ladder)

BMW Isetta – версия для пожарных

Вы не поверите, но этот микроавтомобиль стоял на службе у пожарных  Англии и некоторых других стран Европы. Isetta Feuerwehr использовался для доставки двух огнеборцев на место пожара по узким улицам больших городов. 

К сожалению, из-за недостаточных габаритов машины пожарные не могли перевозить с собой спецоборудование, необходимое для тушения пожаров. Правда, некоторые автомобили все-таки перевозили специальный пожарный рукав. Были также экземпляры, у которых на крыше крепились небольшие пожарные лестницы. Тем не менее задача этой машины была в том, чтобы доставить огнеборцев на место пожара быстрее, чем на громоздких тяжелых машинах. 

Почему автомобиль на воде — хитрый трюк и ловкое надувательство?

Топливные ячейки, работающие на водороде, — вполне реальные конструкции. Но в них заправляют не воду, а чистый водород. Внутри двигателя водород и кислород пережигаются. На выходе получается энергия и вода. Проблема у таких двигателей одна — необходимо много водорода. Никто не будет пользоваться баллонами с потенциально опасным газом. Двигатели на воде — удел фантастики. Для электролиза — расщепления воды на элементы — необходима энергия. И её требуется гораздо больше, чем вырабатывается во время разделения, так как электролиз происходит не в вакууме. То есть двигатели не в состоянии обеспечивать сами себя. Таким образом, требуется источник питания извне. В итоге получается обычный водородный двигатель со встроенным генератором. И работает он не на воде, а на тех самых баллонах. Ну или от аккумулятора.

К такому заключению пришли
учёные-критики конца XX века. Именно этот довод использовал суд Огайо, когда
назвал Мейера «наглым мошенником». Однако из-за того, что после учёного
остались лишь чертежи и патенты, сложно сказать, как именно он запустил свой
багги. Получается, автомобиль на воде — несбыточная мечта человечества?

Тяжелые огнеметные системы

Самая современная ТОС, которая стоит на вооружении армии России — ТОС-1 “Солнцепек”. Он содержит пакет с 24 направляющими трубами для неуправляемых реактивных снарядов (НУРСов). В качестве платформы используется шасси танка Т-72.

Надо сказать, что в отличие от РСЗО, ТОС “Солнцепек” является оружием ближнего боя, и используется в основном в пехотных наступательных операциях. Именно с этим связана бронированная платформа — она защищает экипаж от ответного огня противника.

Стрельба из ТОС-1 «Солнцепек»

Минимальная дальность стрельбы ТОС-1 составляет 400 метров, а максимальная с ракетами нового типа — до 10 км. Площадь поражения — до 40 000 м². Наведение на цель экипаж осуществляет не выходя из машины в автоматизированном режиме. Для этого ТОС-1 обладает лазерным дальномером с точностью до 4-5 метров.

Надо сказать, что у “Солнцепека” есть предшественник — ТОС “Буратино”, разработанный в конце 70-х годов. Это оружие показало себя эффективным в нескольких военных конфликтах, в том числе второй Чеченской компании, а также в Афганистане. Он отличается большим количеством направляющих труб, в результате чего вес больше, чем у «Солнцепека». Кроме того, уступает некоторыми другими параметрами. Надо сказать, что ТОС-1 не имеет реальных аналогов в мире.

Тяжелая огнеметная система ТОС-2 «Тосочка»

“Солнцепек”, разработанный в 2001 году, в настоящее время уже не является самой новой тяжелой огнеметной системой. На НПО “Сплав” была разработана ТОС нового поколения, получившая название “Тосочка” (ТОС-2). Главное отличие этой машины от предыдущих систем заключается в колесной базе. ТОС-2 уже была успешно испытана в Сирии.

Ahrens-Fox — HME

Изначально данная фирма получила название — Ahrens Manufacturing и начала выпускать пожарную технику ещё в XIX веке. В 1887 году была выпущена машина, в основе которого был паровой котёл, ещё через несколько лет, в 1902 году была выпущена машина, в которой был установлен собственный бензиновый пожарный насос для перекачки воды.

Из-за финансовых трудностей, в 1956 году фирму Ahrens-Fox приобрел другой известный производитель пожарной техники — Mack. При этом в 2002 году право на производство пожарных автомобилей от лица Ahrens-Fox Fire Engine получил производитель HME.

Теперь основой для пожарных машин являлась база Spectr 1871, которая комплектовалась разным оборудованием.

(Пожарный автомобиль HME Spectr 1871)

Данные американские пожарные машины отличаются необычной маневренностью и увеличенным до 52 градусов углом поворота. Двигатели, среди которых и газовые, поставляет Cummins.

У компании есть собственные комплектные машины: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Именно эта компания выпустила самую большую 4-осную пожарную машину, которая оснащена кабиной на 12 мест и мотором мощностью 500 л.с.

(Комплектный пожарный автомобиль HME RAT)

Вездеход МТЛБ — когда впервые появился

Проект вездехода был создан в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода ХТЗ, предполагалось одновременное производство стандартной модели МТЛ и бронированного армейского аналога МТЛБ. Предприятие свернуло сборку транспортера ГТТ (который передали на Рубцовский машиностроительный завод) и в 1964 г. отгрузило первые партии техники. Гражданская версия была собрана ограниченной партией из-за загрузки ХТЗ.

Краткое сравнение характеристик МТЛБ и ГТТ:

Параметр МТЛБ ГТТ
Вес снаряженный, кг 9700 8000
Вместимость десантного отделения, чел. 11 21
Мощность мотора, л.с. 240 200
Максимальная скорость на шоссе, км/ч 61,5 45,5
Скорость на воде, км/ч до 6 до 6

Серия ПТС

Плавающий средний транспортер создан в 1961 году на комбинате в Крюкове. За основу конструкторы во главе с Е. Ленциусом взяли арттягач АТС-59. Компоновка новой машины была идентична конфигурации К-61. При этом транспортер ПТС-2 обладал более высокими техническими параметрами в направлении грузоподъемности, маневренности и скорости. Техника оснащалась герметичной кабиной с фильтрационным вентиляционным устройством.

Агрегат за одну попытку переправлял:

  • пару пушек калибром 85 мм с боевым экипажем;
  • 122-152-мм гаубицу;
  • две машины типа УАЗ;
  • грузовики «Урал» без груза.

Тягачи и системы артиллерийского огня переправлялись при помощи плавающего прицепного устройства ПКП. Усовершенствованная модификация ПТС-М оснащалась дизельным обогревателем кузовной части и кабины, что увеличивало возможности техники в зимний период и предотвращало появление наледи на бортах. В оборудование вошли морские приспособления для ведения работ при волнении силой до трех баллов, устройства ночного видения.

Популярные модели

Одной из наиболее востребованных моделей пожарных автомобилей КамАЗ считается 43118. На базе этого автомобиля сконструированы 3 разновидности пожарных автоцистерн, которые отличаются техническими характеристиками, объемами емкостей и т. д.

Кроме того, модель автоцистерны 9,0-40 оснащена только одной кабиной для пожарного расчета. Именно благодаря этому модель оснащена наиболее вместительной цистерной, объем которой составляет 9 куб. м.

Также на базе модели грузового автомобиля КамАЗ 43118 выпускаются такие варианты пожарных автоцистерн, как:

  • автоцистерна 6,0/40 (24-АВР);
  • цистерна 7,0/70 – 62ВР;
  • автоцистерна 8/40 – 24 ВР.

По технической документации конструкция указанных автомобилей рассчитана на доставку к месту тушения пожаров личного состава пожарной части, веществ для тушения пожаров и специального оборудования и инструментов. Мощность силовых агрегатов этой модели составляет 221 л. с., при этом транспортное средство может достигать максимальной скорости в 90 км/ч.

Пожарный насос у описываемой модели расположен в задней части автомобиля, а номинальная производительность устройства рассчитана на выталкивание воды на расстояние до 100 метров.

Основная цистерна и бак для пенообразующего вещества изготовлены из нержавеющей стали и имеют слой утеплителя. Кроме того, боковые стенки дополнительно защищены от механических повреждений алюминиевыми листами.

Кроме вышеописанной модели достаточную популярность получила модель пожарной автоцистерны на базе КамАЗа 43253. Хорошие эксплуатационные характеристики и эффективность в работе продемонстрировали модификации автоцистерны 5/40-22ВР и однокабинный вариант этой же модели.

Эта пожарная машина рассчитана на привлечение к тушению пожаров в черте населенного пункта или на промышленных объектах. Боевой расчет состоит из 6 членов экипажа, включая водителя.

Колесная формула этого автомобиля предусматривает наличие четырех колес, два из которых ведущие. Бак для пенообразующей жидкости немного меньше чем у вышеописываемой модели, объем которого составляет 420 литров.

Основная цистерна же позволяет доставить к месту тушения пожара воду в количестве до 5 куб. м. Производительность насосного оборудования составляет порядка 40 литров за одну секунду работы.

Высота этой машины составляет 3200 мм, длина – 7250 мм, а ширина – 2500 мм. Однокабинный вариант пожарной машины на базе КамАЗ 43253 отличается лишь количественным составом пожарного расчета – экипаж состоит из трех человек, включая водителя.

Технические характеристики ПМ: объем воды и нагрузка в пожарной машине

Технические особенности разнятся в зависимости от типа пожарной машины. Каждый вариант подразумевает определенные характеристики. Соответственно, выделяют три направления использования:

  • автономное. Отличается ограничением запаса воды объемом резервуара;
  • подключение к гидранту. Посредством насосных механизмов осуществляется увеличение напора воды, количество которой неограниченно;
  • подача воды непосредственно из открытого источника. Характерно для сельских районов, не оборудованных устройствами водоснабжения.

Существуют также различия относительно объемов емкостей. Исходя из этого можно просчитать, сколько литров воды пожарной машине удастся доставить к месту пожара. Выделяют три группы:

  1. Легкая. Объем бака достигает максимум 2 кубометра.
  2. Средняя. Резервуар вмещает от 2 до 4 кубометров.
  3. Тяжелая. Подразумевает максимальную вместимость емкостей, объем которых превышает 4 кубометра.

Наиболее распространенной маркой в автопарке МЧС России выступает КАМАЗ. Основные технические характеристики шасси КАМАЗа предполагают доработку базового варианта согласно требованиям технологической документации. Основополагающим параметром выступает колесная формула. Существуют комбинированные либо полноприводные варианты.

Не менее важен также показатель грузоподъемности. Диапазон существующих автоцистерн колеблется от 7 до 30 тонн. Благодаря этому возможна транспортировка до семи человек со всем необходимым оборудованием.

Кроме того, специализированные автомобили комплектуются более мощными двигателями. Диапазон лошадиных сил составляет 185 – 400. При полной комплектации максимальная скорость км/час достигает показателя 90. Данная характеристика гарантирует оперативное прибытие к месту пожара при условии отсутствия препятствий на пути.

Групповой эксплуатационный комплект для МТЛБ состоит из:

Приспособлений ; Инструмента; Приборов. Приспособления Приспособления для спрессовки ведущего колеса; Приспособления для напрессовки ведущего колеса; Приспособления для спрессовки опорного катка; Приспособления для напрессовки опорного катка; Приспособления для спрессовки направляющего колеса; Комплект конусов – предназначен для установки крышек в сборе с уплотнительными манжетами; Трос -100-сб 104 – 15 штук – для буксировки неисправной техники; Приспособление для снятия гидро­амортизатора с верхнего пальца; Приспособление для выпрессовки нижнего пальца гидроамортизатора 165-100-сб118; Приспособление для выпрессовки торсионного вала; Стрелка 765-100-124 для установки балансира на определён­ный угол закрутки торсионного вала; 15

Увеличение объема воды в автоцистернах

Поскольку объемы воды в цистернах ограничены, необходимо подключение к дополнительным источникам водоснабжения. Процесс осуществляется по команде командира экипажа. Различают два варианта:

  • подключение к пожарному гидранту. Подразумевает комплекс мероприятий с использованием рукавной магистрали. Выделяют параллельное подключение на пару напорных либо всасывающих рукавов, а также комбинированный вариант. Последний характеризуется одновременным соединением как с напорной, так и всасывающей магистралью;
  • забор воды из открытого источника. При условии удаления нижнего уровня воды более чем на семь метров относительно оси насоса, а также в случае преград для подъезда к водоему в виде топи, водорослей, необходимо использование гидроэлеватора.

Чтобы обеспечить рабочее давление в устройстве подачи воды, следует постоянно отслеживать уровень ее содержания в емкости. Оптимальным вариантом выступает полное заполнение цистерны. Влияние также оказывает состояние рукавов. Недопустимым считаются заломы и передавливания.

По назначению предметы ЗИП можно разделить на следующие группы

Принадлежности и ключи для заправки эксплуатационных материалов и их слива. Инструмент механика-водителя. Шанцевый инструмент. ЗИП вооружения. ЗИП средств связи. ЗИП приборов наблюдения и освещения. ЗИП электроспецоборудования. Запасные части общего назначения (траки, пальцы, прокладки, проволока для шплинтовки крепежных деталей и др.). Приспособления и принадлежности специального назначения (для проверки натяжения, разбивки и соединения гусениц, крепления бревна при самовытаскивании, ОПВТ). Табельное имущество (буксирные тросы, брезент или укрывочный чехол, коврики, защитный колпак механика-водителя, переносная лампа ПЛТ-50) 7

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: