История автомобиля
В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.
Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.
ЗИЛ-157
Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.
Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.
За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.
В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.
Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.
Пожарные автомобили в СССР
Из вышеописанного может сложиться впечатление, что серийное производство пожарных автомобилей было налажено еще до революции, но на самом деле описанные модели были огромной диковинкой и выпускались чуть ли не в единственном экземпляре. Срок их службы был непродолжительным из-за производства в тестовом режиме, а Первая мировая и Гражданская войны сказались на их состоянии еще негативнее, потому после революции огромная страна осталась всего-то с десятком работоспособных пожарных автомобилей.
Как итог, с начала 20-ых годов прошлого века стали появляться самодельные пожарные автомобили – благо, в те времена законодательство не было таким строгим, и позволяло народным умельцам самостоятельно клепать полезную технику. В большинстве случаев служебная машина переделывалась из старого грузовика, способного утащить на себе и экипаж, и бочку с водой. Впрочем, новые власти быстро поняли необходимость серийного выпуска таких авто, и в 1926-1932 годах в разных городах начался стабильный выпуск подобной техники.
В советской пожарной истории стоит выделить пять наиболее знаменательных автомобилей:
- АМО-Ф-15. Этот автомобиль был универсальным – в разных модификациях он использовался и как скорая помощь, и как микроавтобус, и как пожарный автомобиль. Знаменит он хотя бы тем, что это первый советский автонасос с грузоподъемность 1,5 т и мощностью двигателя 30 кВт. Его насос подавал до 940 л воды ежеминутно, хотя сама машина, рассчитанная на экипаж из 8 человек, несла всего 350 л. Автомобиль разработал АМО на базе итальянского аналога и начал выпускать в 1924 году, но пожарная версия появилась лишь два года спустя и сначала выпускалась в Ленинграде на заводе «Промет» и в Москве на заводе №6.
- ЗИС-11. Первое время пожарные машины фактически были переоборудованными грузовиками, и лишь в 1934 году начали производить модель на собственном шасси, которую иначе называли еще ПМЗ-1 – «пожарной машиной ЗИС». До 1941 года было выпущено более 3 тысяч экземпляров. Подача воды осуществлялась сразу через четыре ствола, за счет чего небольшой пожар можно было погасить усилиями одного экипажа, насчитывавшего вплоть до 16 человек.
- АЦ-40(375н)Ц1А. Выпускалась в 60-ых годах прошлого века на базе шасси от ЗИЛ и была настоящим образцом «тяжелой артиллерии» – при запасе воды в 2000-2300 л воды у тогдашних коллег этот зверь возил за собой 4000 л воды и 180 л пенообразователя. Выдавая 40 л/с, этот агрегат подавал струю на расстояние до 100 м.
- АЦ-40 (131) модель 137. Самая узнаваемая советская пожарная машина, выпускавшаяся с 1970 по 1984 годы на Прилукском заводе противопожарного оборудования. В России и многих других постсоветских странах эксплуатируется до сих пор, в крайнем случае будучи переставленной с оригинального шасси ЗИЛ-131 на зарубежные аналоги. При цистерне в 2,4 т автомобиль получился очень резвым и юрким, благодаря чему годится для любой, даже труднодоступной местности.
- АА-60(543) мод.160. Самая новая в списке советских легенд – выпущенная в 1973 году аэродромная машина, впечатляющая за счет своих потрясающих размеров. Построенная на шасси МАЗ-543, она несла на себе 11 т воды и еще 800 л пенообразователя, а насос с подачей 60 л/с был создан специально для этого авто. В отрасли аэродромных пожарных автомобилей модели сменялись довольно часто, но эта запомнилась любителям соответствующей тематики огромной цистерной – «потомки» обычно использовали уже смесь воды и порошка, потому имели меньший объем.
«Импульс-2М»
Рассказывая о самых крутых пожарных машинах нельзя обойти стороной и модель «Импульс-2М». Этот боец с огнем был разработан в Киевском конструкторско-технологическом центре на шасси танка Т-62. Но «Импульс-2М» интересен не только этим. Главная «изюминка» модели – это 50-ствольная установка залпового огня, позволяющая обстреливать зону возгорания зарядами со специальным огнетушащим порошком. Подобная особенность не позволяет использовать «Импульс-2М» на «гражданке», но при тушении нефтеных пожаров или других мощных источников огня, куда сложно подобраться обычной пожарной технике, эта машина весьма эффективна.
Первый пожарный Урал next
Миасское ООО «Приоритет» ведёт конструкторскую документацию к подготовке производства расширенного семейства пожарных автомобилей на шасси «Урал NEXT». Работа здесь очень ответственная и подразумевает ведение целого НИОКР с определением технических данных и параметров для пожарных машин с кабинами нового типоразмера «Некст».
В первую очередь предстоит запустить в производство пожарные, насосные и рукавные автомобили, а также автоцистерны АЦ-4,0 и АЦ-6,0 на шасси обновлённых «Урал-4320» и «Урал-5557» с новым оперением и кабиной.
Особенность конструкции новой кабины «Урал NEXT» заставила проработать сразу несколько вариантов компоновки для расположения боевого расчёта: базовая двойная кабина, сдвоенная кабина (так называемый «дуплет») и интегрированная кабина (когда кабина и кузов представляют единое целое). Изначально предполагалось, что конструкторы с автозавода «Урал» будут подгонять новую кабину под существующее шасси, чтобы не менять монтажную базу. Это позволило бы обеспечить использование старых кузовов на старом шасси.
Нужно учитывать особенности эксплуатации на бездорожье. Рама внедорожника испытывает знакопеременные нагрузки на бездорожье. Поэтому от интегрированной кабины пришлось отказаться сразу. «Дуплетные кабины» тоже не могут быть панацеей, поскольку в изготовлении стоят дорого. Поэтому для первых образцов были взяты стандартные кабины от нового поколения среднетоннажников «ГАЗон Next», тесно унифицированные с эталонными кабинами «ГАЗель Next». Но тут возникла проблема, связанная с теснотой. Пожарный расчёт покидает кабину в полной выкладке с ранцами и снаряжением.
Приоритетный выбор базовой кабины «ГАЗель Next» в качестве исходной с двухрядным расположением сидений для боевого расчёта сулит выгоду лишь на производстве. Но никак не в эскплуатации! Фактически автомобилестроителям из Миасса предлагается получать из Нижнего Новгорода готовую «теплицу» – кабинный блок. Но для нужд пожарных и МЧС он не удобен.
На хронометраже выяснилось, что в стандартной сдвоенной кабине боевой расчёт не успевает развернуться с полной боевой выкладкой и задерживается из-за тесноты.
Тестирование производилось в полной боевой выкладке со снаряжёнными ранцами. Кроме того, в кабине «ГАЗель Next» необходимо размещать ещё корпусные ящики и футляры для оборудования и противогазов. И всё это следует либо перекомпоновать, либо отказаться от стандартной сдвоенной кабины NEXT.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:
- Основные, общего применения.
- Основные, целевого применения.
- Специальные.
Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.
Основные
Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:
- автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);
- насосно-рукавные (АНР);
- с насосом высокого давления (АВД);
- первой помощи (АПП);
- пожарно-спасательные (АПС и ПСА).
Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:
- аэродромные (АА);
- порошкового тушения (АП);
- пенного тушения (ПТ);
- комбинированного тушения (АКТ);
- газового тушения (АГТ);
- газоводяного тушения (АГВТ);
- насосная станция (ПНС);
- газоводяное тушение (АГВТ);
- пеноподъемник (ППП).
Специальные
Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:
- автолестница (АЛ);
- коленчатый автоподъёмник (АПК);
- телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);
- аварийно-спасательный (АСА);
- водозащитный (АВЗ);
- связь и освещение (АСО);
- газодымозащита (АГ);
- дымоудаление (АД);
- рукавный (АР);
- штабной (АШ);
- автолаборатория (АЛП);
- профилактика и ремонт связи (АПРСС);
- диагностика техники (АДПТ);
- база службы газодымозащиты (АБГ);
- техническая служба (АПТС);
- отогрев техники (АОПТ);
- компрессорная станция (ПКС);
- пожарно-технический (АТ);
- оперативно-служебный (АОС).
Вспомогательная техника
Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:
- бензовоз;
- автомастерская;
- легковые и грузовые машины;
- автобусы.
Популярные модели
Одной из наиболее востребованных моделей пожарных автомобилей КамАЗ считается 43118. На базе этого автомобиля сконструированы 3 разновидности пожарных автоцистерн, которые отличаются техническими характеристиками, объемами емкостей и т. д.
Кроме того, модель автоцистерны 9,0-40 оснащена только одной кабиной для пожарного расчета. Именно благодаря этому модель оснащена наиболее вместительной цистерной, объем которой составляет 9 куб. м.
Также на базе модели грузового автомобиля КамАЗ 43118 выпускаются такие варианты пожарных автоцистерн, как:
- автоцистерна 6,0/40 (24-АВР);
- цистерна 7,0/70 – 62ВР;
- автоцистерна 8/40 – 24 ВР.
По технической документации конструкция указанных автомобилей рассчитана на доставку к месту тушения пожаров личного состава пожарной части, веществ для тушения пожаров и специального оборудования и инструментов. Мощность силовых агрегатов этой модели составляет 221 л. с., при этом транспортное средство может достигать максимальной скорости в 90 км/ч.
Пожарный насос у описываемой модели расположен в задней части автомобиля, а номинальная производительность устройства рассчитана на выталкивание воды на расстояние до 100 метров.
Основная цистерна и бак для пенообразующего вещества изготовлены из нержавеющей стали и имеют слой утеплителя. Кроме того, боковые стенки дополнительно защищены от механических повреждений алюминиевыми листами.
Кроме вышеописанной модели достаточную популярность получила модель пожарной автоцистерны на базе КамАЗа 43253. Хорошие эксплуатационные характеристики и эффективность в работе продемонстрировали модификации автоцистерны 5/40-22ВР и однокабинный вариант этой же модели.
Эта пожарная машина рассчитана на привлечение к тушению пожаров в черте населенного пункта или на промышленных объектах. Боевой расчет состоит из 6 членов экипажа, включая водителя.
Колесная формула этого автомобиля предусматривает наличие четырех колес, два из которых ведущие. Бак для пенообразующей жидкости немного меньше чем у вышеописываемой модели, объем которого составляет 420 литров.
Основная цистерна же позволяет доставить к месту тушения пожара воду в количестве до 5 куб. м. Производительность насосного оборудования составляет порядка 40 литров за одну секунду работы.
Высота этой машины составляет 3200 мм, длина – 7250 мм, а ширина – 2500 мм. Однокабинный вариант пожарной машины на базе КамАЗ 43253 отличается лишь количественным составом пожарного расчета – экипаж состоит из трех человек, включая водителя.
Российский пожарный комплекс «Гюрза»
Эти необычные пожарные автомобили на вооружение к пожарным России начали поступать совсем недавно. Решение о создании современного компактного мобильного пожарного комплекса было принято в 2012 году.
Этот многофункциональный пожарный комплекс оснащен не только оборудованием для тушения пожара водой. Например, «Гюрза» имеет оборудование для резки металлических конструкций на месте пожара, которые мешают спасательным работам. Также автомобиль оснащен оборудованием для тушения пожара пеной.
Эта удивительная пожарная машина способна в буквальном смысле проходить сквозь стены. Так, автомобиль оснащен абразивными материалами, которые, смешиваясь с водой, подаваемой тонкой струей под высоким давлением, могут разрезать стены задний, металлические конструкции и т. п. (гидроабразивная резка).
Конструкция
В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:
На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.
Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.
ЗИЛ-130
Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.
Новейшие концепции производства
В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.
Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.
Разновидности российских пожарных автомобилей
Основной фонд как и прежде составляют автоцистерны. Российские производители сосредоточились на выпуске машин большой емкости: АЦ-3-40, АЦ-5-40, АЦ-7-40, АЦ-6-40. Их плюс – разноплановость и универсальность в выполнении боевых задач. Эти АЦ имеют сдвоенную кабину, оборудованы лестницей и механизмом пенного тушения.
Конструкторы работают над созданием многофункциональных машин для решения большинства типичных ситуаций. Преимущество остается за теми же автоцистернами, но уже с расширенными функциями. Автомобили производят с учетом работы в российских условиях. Их оборудуют усиленными рессорами, работающими при пониженных температурах.
Используя базовые шасси КамАЗа, инженеры создают варианты автоцистерн с лестницей. Это машины, способные обеспечить тушение пожаров на высоте до 60 метров. На них ставят усиленные насосы, увеличенные емкости для воды и пенобаки.
Претерпели изменения и автомобили аварийно-спасательной службы. Базовым шасси для них чаще всего выступает УАЗ. Задача такой техники – оперативное прибытие на пожар с доставкой бригады медиков и спасателей. Машины не оборудованы цистернами, но они имеют в своем арсенале комплект первичных средств эвакуации пострадавших и оказания им помощи.
Предприятие «Велмаш-Сервис» разработало насосно-рукавный модульный комплекс «Ловать». Он помогает выполнять задачи по пожаротушению в условиях недостатка воды. Функции этого комплекса заключаются в подаче и откачке больших объемов жидкости, прокладке магистральных рукавных линий от водоисточника к месту пожара, в использовании увеличенной емкости для воды.
Cadillac Model 314, г.
Довольно странно видеть Кадиллак в качестве пожарной машины, поскольку марка ассоциируется с богатыми или известными людьми — американскими президентами, звездами Голливуда, удачливыми дельцами с Уолл-Стрит, гангстерами, наконец. Однако у Кадиллака было одно свойство, очень подходящее пожарным — мощный мотор, способный оперативно доставить бригаду огнеборцев к месту возгорания.
Поначалу автомобиль принадлежал какому-то богатенькому Буратино, но через несколько лет вышел из моды и был продан пожарной команде, которая и переоборудовала машину под свои нужды. Хотя, возможно, не мода была виновата, а Великая депрессия.
Автомобилю, приобретенному в прошлом году в США, предстоит пройти полный цикл реставрации.
Критерии выбора мотобуксировщика от опытных рыболовов
Пользователи, у которых получилось протестировать купленную мотособаку, могут предоставить полезные рекомендации. Предложенные ниже советы помогут грамотно подойти к покупке машины:
- Наиболее благоприятной мощностью принято считать показатель в 6,5 л.с. Такой агрегат подходит для транспортировки небольших грузов, а также нескольких человек. Для езды по местности со сложным ландшафтом и транспортировки габаритных грузов, эксперты рекомендуют покупать мотобуксировщик мощностью от 10 лошадиных сил.
- Еще до приобретения машины, нужно определить, какой необходим привод. Модели с передним приводом отличаются от машин с задним приводом лучшими показателями проходимости и, напротив, мотобуксировщики с задним приводом обгоняют своих «собратьев» по скорости.
- Эксперты советуют провести тщательный осмотр мотособаки на предмет защиты основных узлов от воздействия коррозии. Не будет лишним также задать вопрос продавцу относительно уровня прочности корпуса.
- Для езды ночью необходимо покупать машину с мощной передней фарой.
- Опция подогревания ручек позволяет ездить на дальние расстояния.
Конструкция
В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:
- салон для боевого расчета;
- насосы;
- автомобильные лестницы;
- резервуары для огнетушительных материалов;
- отделения для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.
Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.
ЗИЛ-130
Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.
В процессе серийного производства цистерн постоянно вводились конструкционные изменения. Так, сначала в машинах имелась «низкая юбка», которая формировала колесную арку. С конца 80-х на дверь насосного отсека не устанавливалось окно, затем задняя стенка была выпрямлена и более не изгибалась.
Конструкционные особенности современной пожарной машины АЦ-40-63Б следующие:
- 2-рядная 4-дверная кабина с панорамным ветровым стеклом;
- цистерна для воды — 2360 л и бак для пены на 170 л;
- стальной кузов с отделениями для ПТВ и пеналами для всасывающих рукавов;
- одноуровневый центробежный насос ПН-40УА заднего положения или одноступенчатый нормального давления насос НЦПН-40/100;
- крепление для катушки рукавов РК-4А.
Для увеличения проходимости на ведущий мост машины устанавливаются арочные шины, на бампер — лебедка.
ЗИЛ-131
АЦ-40(131)-137 имеет такую конструкцию:
- улучшенная 2-рядная 4-дверная кабина с большими прямоугольными окнами в дверях;
- наличие установки подогрева воды в цистерне выхлопными газами;
- бензиновый карбюраторный двигатель А-76;
- центробежный одноступенчатый пожарный насос ПН-40УВ;
- водоструйный эжекторного типа пеносмеситель ПС-5;
- газоструйный или воздушный всасывающий механизм;
- защитные решетки на окнах в случае массовых беспорядков для разгона толпы.
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118)
фото: mchs.gov.ru
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118). Полный привод – 6×6 – позволяет доехать туда, куда никто другой не доберется (возможно, даже пешком).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501)
фото: paffst.com
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501). Предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов.
фото: fishki.net
Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4
Очень важно, чтобы все инструменты были под рукой, как у хирурга в операционной!
Автомобиль пожарный многофункциональный
фото: mchs.gov.ru
Автомобиль пожарный многофункциональный. Невзрачный на вид, но такой полезный! Специально приведем перечень, опубликованный на сайте МЧС России
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН
фото: fire-truck.ru
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений.
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300
фото: kargoteka.info
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ. На базе шасси фургона Fiat Ducato.
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104)
фото: В.Фиглев
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104) с элементами аварийно-спасательного автомобиля. Кроме доставки расчета и автономного тушения пожаров, может применяться для выполнения аварийно-спасательных работ.
фото: drive2.ru
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400.
Автолестница (АЛ-60)
фото: auto-daily.livejournal.com
Автолестница (АЛ-60). Строится как на базе КамАЗа, так и на базе зарубежных грузовых аналогов.
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А
фото: фото: foto-avto.narod.ru
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А. Пожарный автомобиль первой помощи создан для ведения разведки и тушения неразвившихся пожаров в жилых и административных зданиях и проведения аварийно-спасательных работ.
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206)
фото: v-babaevskiy.livejournal.com
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206). Еще в строю!
Более современный аналог для схожих целей:
фото: kargoteka.info
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206-79) на базе Урал-43206-79.
И так далее. На самом деле модификаций, построенных на разных основах, очень много. Только профессионал сможет разобраться во всех хитросплетениях технической документации и числовых обозначений комплектаций. Мы лишь постарались кратко рассказать историю пожарной автотехники России. Надеемся, получилось. Комментарии и замечания приветствуются.
Например, существуют такие интересные модификации на основе УАЗ:
Пожарный УАЗ-236382
фото: drive2.ru
Что хотелось бы сказать напоследок. Видно, что направление развивается и постоянно улучшается. А как иначе? Ведь от этих людей и техники, которую они используют, зависит самое главное – наша с вами Жизнь!
Поэтому в этот профессиональный праздник пожелаем огнеборцам здоровья, хорошей зарплаты, материального достатка и простого человеческого счастья! И пусть выезды на происшествия происходят без происшествий!
В чем опасность термобарического оружия
Термобарическое оружие поражает полем высокой температуры, а также избыточным давлением, то есть мощной ударной волной. От поражающего действия этого оружия практически невозможно скрыться, как, к примеру, от удара РСЗО «Град». Безопасным местом, как было сказано выше, является лишь бункер. Причем он должен быть хорошо герметизирован, чтобы в него не проникла горючая аэрозольная смесь.
Поражающая способность этого оружия по отношению к живой силе противника составляет 100%. Мощная ударная волна наносит травмы, несовместимые с жизнью. Кроме того, становится нечем дышать, так как полностью выжигается кислород. Строения, которые оказываются в зоне поражения, разрушаются изнутри до мелких обломков.
По своей мощности боеприпасы объемного взрыва больших калибров сравнимы с ядерными тактическими боеприпасами (не путайте со стратегическим ядерным оружием). Однако они обладают одним важным преимуществом — после применения такого оружия на местности не повышается радиационный фон. Боеприпас может доставляться как авиацией в виде бомбы, так и неуправляемыми ракетами, аналогично системам РСЗО.
ТТХ основных пожарных автомобилей
Одним из видов такой техники является автоцистерна (АЦ). Она может служить не только для доставки средств пожаротушения и боевого расчёта к месту пожара, но и непосредственно борьбы с огнём, передачи воды от водоёма к другим ПА. Ниже приведём конкретные примеры автоцистерн, используемых на сегодняшний день.
АЦ-0.8-4/400 (432732)
Автоцистерна используется для следующих видов работ:
Доставка к территории возгорания людей, необходимого оборудования для проведения спасательных работ (АСР), пожарного инструмента.
Обеспечение освещения объекта и поддержания связи между членами расчёта.
Тушение огня, посредством подачи воды из установленного резервуара, либо с помощью воздушно-механической пены (ВМП) малой и средней кратности. Для этого используется рукав, снабжённый стволом повышенного давления. Дополнительно предусмотрена возможность подключения к городским коммуникациям.
Выполнение АСР непосредственно на месте пожара.
Данная пожарная техника способна работать при температурах -40° — +40°, что позволяет отнести её к классу для умеренного климата. Основными элементами АЦ являются:
Проходимость и маневренность пожарного автомобиля. Показатели, их характеризующие.
Проходимость – способность пожарных аварийно-спасательных автомобилей двигаться по ухудшенным (заснеженным, мокрым) и плохим (разбитым, размокшим) дорогам, бездорожью и преодолевать естественные (подъемы, спуски, косогоры) или искусственные препятствия без вспомогательных средств
Маневренность – способность пожарных аварийно-спасательных автомобилей поворачиваться (маневрировать) на минимальной площади.
Показатели профильной проходимости:
– дорожный просвет h, м;
– передний a1 и задний a2 углы свеса (или угол a1 въезда и угол a2 съезда), град.;
– радиусы продольной R1 и поперечной R2 проходимости, м;
– наибольший угол преодолеваемого подъема amax;
– наибольший угол преодолеваемого косогора b;
– ширина преодолеваемого рва lр;
– высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа) Нэ
Показатели маневренности :
– минимальный радиус поворота наружного переднего колеса Rн;
– ширина полосы движения А при повороте;
– максимальный выход отдельных частей пожарного аварийно-спасательного автомобиля за пределы траекторий движения наружного переднего и внутреннего заднего колес (расстояния а и в).
Наиболее маневренны пожарные аварийно-спасательные автомобили со всеми управляемыми колесами. При буксировке прицепа маневренность пожарных аварийно-спасательных автомобилей ухудшается, так как при повороте увеличивается ширина полосы движения А.
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Важен и радиус поворота пожарной машины, от этого зависит, на сколько эффективно будет произведено тушение пожара.
Пожарные автомобили КамАЗ
Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:
- возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
- грузоподъемность до 10 тонн;
- возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
- комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
- возможность установки цистерн до 12 тонн;
- возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.
Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.
КамАЗ 43118
На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.
Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.
На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:
- АЦ 6.0/40-70;
- АЦ 7.0/40;
- АЦ 8.0/40;
- АЦ 9.0/40.
КамАЗ-43253
Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.
ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.
В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.
Автоцистерна ПМЗ-– 1936 год
До Второй мировой войны в Советском Союзе практически не использовали пожарные цистерны. Вместо них часто применяли автонасосы. Но после бомбежек, когда доступ к открытым источникам воды был затруднен, а водопровод разрушен, в пожарной охране стали появляться автоцистерны.
Еще до войны, в 1936 году, Московский завод пожарных машин начал выпуск автоцистерн ПМЗ-2 на шасси грузовика ЗИС-5. Такой автомобиль перевозил до 1500 литров воды и боевой расчет из шести человек, часть из которых ехали на лавке за кабиной. Машина доказала свою полезность, поэтому со временем примеру столичных огнеборцев последовали коллеги из других городов — если не удавалось достать заводскую цистерну, их мастерили в кустарных условиях.
Первый пожарный автомобиль на Руси
Разные источники дают разные первые пожарные автомобили в России, потому все из них заслуживают определенного рассмотрения.
Так, первая пожарная машина в России была сконструирована еще в 1863 году, но есть одно серьезное «но»: это была именно машина, а не автомобиль. Произвел ее машиностроительный завод Густава Листа, суть же парового механизма заключалась в том, что он, имея двигатель мощностью в 24 лошадиных силы, подавал воду под напором, позволяя заменить тяжелый труд по гашению пожаров водой из ведер. При этом речь все еще шла о конных экипажах, так что появившиеся в Москве сто пятьдесят лет назад пожарные депо не должны вводить в заблуждение – фактически они были конюшнями.
Если же рассматривать первый пожарный автомобиль в России, то таковым обычно называют агрегат, выпущенный в 1904 году компанией «Фрезе и К°». Мощность его двигателя была весьма скромной по нынешним меркам – всего 8 лошадиных сил, а основной функцией была доставка на место пожарной команды численностью в десять человек. Из собственно пожарного оборудования конструкция предполагала наличие двух лестниц, колонки гидранта и специального рукава в 80 саженей. Из-за того, что модель не предполагала собственного резервуара с водой, первенство именно этого автомобиля оспаривается.
Так, в Петербурге в том же 1904 году общество «Г.А. Леснер» выпустило конкурирующий автомобиль, который не имел лестниц, зато был оборудован и насосом, и цистерной, а еще позволял везти четырнадцать человек вместо десяти. Поставщиком шасси для этой модели выступила сама компания «Даймлер». Именно леснеровский автомобиль в 1908 году стал первым пожарным автомобилем для Москвы, ведь в дореволюционные времена большинство инноваций сначала испытывались в тогдашней столице – Петербурге. Стоит заметить, что к этому моменту пожарные службы уже использовали и проблесковый маячок, и прообраз сирены. Все это было придумано еще в 1890-ых годах московским обер-полицмейстером Власовским, но выглядело, по сегодняшним меркам, диковато: вместо современного маячка были пылающие керосиновые факелы, звук же издавался верховыми горнистами при помощи сигнальных рожков.