5 интересных моделей заз, которые не пошли в серию

Трансмиссия

Механическая 5-скоростная коробка передач, является основной, с ней идут все модификации с 1,5-литровым мотором.

А вот модель с двигателем на 1,4 литра работает в паре с автоматической коробкой, на 4 ступени.

Для версии авто с АКПП и в топовой комплектации АБС предлагается как опция, зато в базе идут литые диски. Привод у всех версий – только передний.

Немного по эксплуатационным показателям.

Конструкторы создали автомобиль, в котором оказались противоречивыми скоростные и эксплуатационные показатели.

К примеру, самую меньшую максимальную скорость развивает авто с 109-сильным мотором – всего 160 км/ч.

Двигатель на 84 л. с. с «механикой» разгоняет авто до 170 км/ч. А вот модель с АКПП и 1,4-литровым агрегатом позволяет уже разогнаться до 176 км/ч. Причем эти показатели одинаковы и для седана, и для хэтчбека.

По потреблению топлива самым выигрышным является 109-сильный мотор, в среднем он потребляет 7,2 литра, авто с АКПП расходует 7,3 литра в смешанном цикле, а вот 84-сильный агрегат – 7,8 литра в таком режиме.

Что касается остальных узлов Vida, то ничего примечательного в них нет. Подвеска спереди – независимая МакФерсон, сзади – полузависимая. Тормоза спереди – дисковые, сзади – барабанные.

По технической и конструктивной части тоже ничего примечательного нет, все вполне простое и без излишеств, что является нормой для бюджетных авто.

Технические характеристики в кузове седан.

В кузове хэтчбек.

ЗАЗ-1104

В 60-ых годах Запорожский автозавод уже успел зарекомендовать себя на советском авторынке как производитель дешевых, относительно качественных и даже в чем-то отличных автомобилей. “Запорожцы”, как их называли в народе, были компактны, потребляли мало бензина, отличались практически неубиваемостью на дороге.

Брали за них самое меньшее количество денег, если сравнивать с “Жигулями” или “Москвичами”, поэтому ЗАЗы обрели широкую популярность или даже культовый статус благодаря такому сочетанию качеств и их соотношению к цене. “Дешево и сердито” — как говорится в народе.

Но мало кто знает, что запорожские автоумельцы уже в те года работали над совершенно новым концептом автомобиля, который, выйди бы он тогда, мог бы перевернуть сферу автодизайна и придать ему совершенно новых красок. Сейчас дизайн ноль-четвертого не поражает, а смотрится даже немного карикатурно и гротескно, но тогда он просто разрывал все шаблоны того, как должен выглядеть автомобиль. Строгие и угловатые формы сменила плавность линий и переходов, машина выглядела обтекаемой и будто бы прилетела из будущего. Снимай бы в Союзе отечественную версию “Назад в будущее”, именно 1104 можно было использовать для того, чтобы показать транспортные средства 21-го века.

Но, к сожалению, руководство СССР, ответственное за автомобильную промышленность, решило что создавать авто по новому концепту будет гораздо затратней в плане денег и прочих ресурсов, поэтому просто-напросто приказала конструктора автозавода прекратить работу над проектом и заняться выпуском привычных советскому глазу моделей.

ЗАЗ-1305

Уже после запуска в производство массовой «Таврии» конструкторы по традиции принялись за ее различные модификации. Одной из них стал трехдверный универсал с приподнятой крышей, который сами разработчики прозвали «катафалком». Тем не менее, для начала 90-х годов машина выглядела весьма свежо, а главное — функционально. Из-за применения рессорной подвески взамен пружин сзади, инженерам удалось по максимуму сократить колесные арки, что положительно сказалось на размерах грузовой площадки. Машина хоть и не была грузовой, но могла перевозить весьма объемные грузы благодаря той самой грузовой площадки и приподнятому за счет стеклопластикового колпака потолку. Технически же машина была унифицирована с «Таврией», поэтому при производстве проблем не должно было возникнуть. Но и в этот раз руководство завода отвергло хороший проект, сосредоточившись на выпуске «Таврии» в единственном кузове.

ЗАЗ-1106

Но все же чертежи и сам проект не сгинули в “топке”, а были просто отложены до лучших дней. Которые, по сути, так и не наступили. Ведь вспомнили о концепте футуристического автомобиля тогда, когда будущее самого Союза уже виднелось крайне и крайне неустойчивым и зыбким. В 88-ом конструкторы Запорожского автозавода снова взялись за разработку авто будущего.

Но как и в конце 60-ых, так и сейчас никто из высших чинов не посчитал эту идею удачной и, учитывая контекст событий, своевременной. СССР переживал тяжелейший кризис, из которого он в итоге так и не выбрался, а вкладываться при этом в сугубо авторский концепт, который кроме дизайна не предлагает ничего существенно нового, считалось абсурдной идеей. Так идея ЗАЗ-1106 приказала долго жить.

Правда, определенные наработки остались, которые потом другие постсоветские автопроизводители использовали в своих новых моделях машин в конце 90-ых, начале 2000-ых.

Какие машины выпускает Запорожский автомобильный завод?

За все время существования было выпущено много рядов разных автомобилей.

Полномасштабное производство:

  1. «Запорожец» версии 965.
  2. «Запорожец» версии 966.
  3. «Таврия» версии 1102.
  4. «Дана».
  5. «Таврия Нова» версии 1102.
  6. «Таврия Пикап» версии 11055.
  7. «Славута».
  8. «Ланос».
  9. «Ланос» фургон.

Многоузловая сборка:

  1. Daewoo Lanos.
  2. Daewoo Sens.
  3. Mercedes-Benz M-class.
  4. Mercedes-Benz E-class.
  5. Opel Astra, Vectra, Corsa.
  6. Chevrolet Aveo, Lacetti.
  7. ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.
  8. Chrysler 300C.

Все эти модели выпускались на автомобильном запорожском заводе. Практически каждый помнит легендарные автомобили «Таврия» и «Славута», которые и сегодня пользуются большим спросом на рынке. И хотя эти автомобили уже не выпускаются, они все равно присутствуют на отечественных дорогах, а некоторые из них выглядят как новые.

Сегодня на официальном сайте можно посмотреть список машин, которые выпускает запорожский автомобильный завод. Цена на автомобили при этом вполне доступны для потребителя:

  1. «Сенс» седан (176 000 гривен или около 6 800 долларов США).
  2. «Сенс» хэтчбек (цена не указана).
  3. Forza седан (225 000 гривен или 8 600 долларов США).
  4. Forza хэтчбек (220 000 гривен или 4 500 долларов США).
  5. «Вида» седан (228 000 гривен или 8 760 долларов США).
  6. «Вида» хетчбэк (260 тысяч гривен или 10 000 долларов США).
  7. «Ланос Карго» (221 000 гривен или 8 500 долларов США).
  8. «Вида Карго» (274 300 гривен или 10 500 долларов США).
  9. Городские, пригородные и туристические автобусы.

В данном списке указаны цены запорожского автомобильного завода только на базовые комплектации. Некоторые модели имеют класс «комфорт», и там стоимость выше приблизительно на 5-10%.

Судя по отзывам покупателей, качество всех этих автомобилей вполне соответствуют стоимости. Они не лучше импортных аналогов, но и не дороже. ЗАЗ производит автомобили бюджетного класса, и они идеально адаптированы для украинских эксплуатационных условий и дорог. Эти машины просты и дешевы в обслуживании, доступны на рынке и могут даже конкурировать с бюджетными автомобилями известных китайских, корейских, европейских брендов.

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ семейства «Запорожец»

**только основные модели без специализированных модификаций с различными типами двигателей и исполнений для людей с ограниченными возможностями.

ЗАЗ-965 / ZAZ-965

годы выпуска: 11.1960 — 1964

двигатель: воздушн. охл. V4 0,8 L МеМЗ-965 23 л.с.

Явные отличительные черты: двигатель 23 л.с. (ранний генератор постоянного тока Г-114, круглые воздуховоды в моторном отсеке с пластиковыми патрубками); вогнутая панель передка с надписью «Запорожець»; на крышке багажника эмблема в виде звезды; пластиковые противосолнечные козырьки; аварийная лампочка температуры масла на приборной панели; штырьковые ручки открывания дверей в салоне.

ЗАЗ-965а / ZAZ-965a

годы выпуска: 11.1962 — 13.05.1969

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966 27 л.с. (V4 0,9L МеМЗ-966А 30 л.с.)

Явные отличительные черты: двигатель 27 л.с. (генератор переменного тока Г-501 с выносным селеновым выпрямителем, прямоугольные воздуховоды в моторном отсеке); иная панель передка; иная эмблема или молдинг с «каплей»; боковые повторители сигнала поворота на передних крыльях; зеркало заднего вида в салоне нового образца; указатель температуры масла на приборной панели; поворотные ручки открывания дверей в салоне.

с 12.1965 двигатель МеМЗ-966А с карбюратором К-125 и мощностью в 30 л.с.; корпус воздушного фильтра увеличенного размера; выпуклая панель передка с прорезями для сигнала; на крышке багажника эмблема Днепрогэс; виниловые противосолнечные козырьки.

С 1968 генератор Г-502 с кремниевым выпрямителем.

ЗАЗ-966В / ZAZ-966В

годы выпуска: 11.1966 — 12.1972

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966В 30 л.с.

Явные отличительные черты: хромированная накладка панели передка «китовый ус»; заливная пробка бензобака возле капота; полностью стальная приборная панель; спидометр ленточного типа; подвесная педаль сцепления; круглые задние фонари с окантовкой «тарелочкой».

С 1968 по 1972 выпускался ЗАЗ-966 / ZAZ-966 c двигателем V4 0,9 L МеМЗ-968 30 л.с.

В 1971 на данных моделях появились подфарники, изменилась панель приборов (появилась двухуровневая).

ЗАЗ-968А / ZAZ-968А

годы выпуска: 1974 — 1980

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968А 45 л.с.

С IV квартала 1971 по 1979 выпускался ЗАЗ-968 / ZAZ-968 с двигателем V4 1,2 L МеМЗ-968 40 (43) л.с.

Явные отличительные черты: хромированная декоративная накладка на панели передка («птичка»); начиная с 968 появились 2 РТЦ на передних колесах и фонари заднего хода; заливная пробка бензобака под капотом; пластиковое торпедо (с 02.1972); статические ремни безопасности; сминаемый рулевой вал; подвесные педали сцепления и тормоза;

Для 968А отличительно: раздельные тормозные контуры; современная безопасная пластиковая «мягкая» панель приборов (с 1976-78); аварийная сигнализация и замок зажигания с блокировкой рулевого вала; передние сиденья унифицированные с ВАЗ-2101; механизм блокировки передних сидений при закрытых дверях; катафоты в задних фонарях.

ЗАЗ-968М / ZAZ-968М

годы выпуска: 1979 — 01.07.1994

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968БЭ 50 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968ГЭ 45 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Э 41 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Н 43 л.с. (ЗАЗ-968M-003) / V4 0,9 L МеМЗ-966Г 28 л.с. (ЗАЗ-968M-005)

Явные отличительные черты: выпуклая панель передка с указателями поворотов; отсутствие родовых воздухозаборников («ушей»), которые заменили прорези в боковых задних панелях; запасное колесо в моторном отсеке; бамперы с пластиковыми накладками; резиновые ободки фар; многосекционные задние фонари; новая заводская эмблема.

Множество моделей, особенно среди выпускавшихся в переходный период, могли нести на себе частично морфологические признаки модернизированных версий.

Помимо множества моделей специального назначения (для людей с ограниченными возможностями, экспортными, почтовыми), все модификации имеют множество рестайловых разновидностей со своими незначительными особенностями. Среди редких и особо ценимых почитателями марки и коллекционерами стоит выделить экземпляры самых первых выпусков ЗАЗ 965 с особым оперением кузова, без подфарников и боковыми указателями поворотов каплевидной формы, расположенными на передних крыльях сверху, надписью «Запорожец» с росчерком на передней панели, а также первые выпуски ЗАЗ 966 со стилизованной надписью «Запорожец» на крышке багажника, цельными хромированными бамперами, рёбрами жёсткости, расположенными в воздухозаборниках двигателя. Также редко встречаются все «длинноухие» и 966, и первые 968, у которых воздухозаборники начинались от переднего края арки заднего колеса.

ЗАЗ-1102

Проект знаменитой «Таврии» сошел с конвейера в далеком 1987 году. Однако еще в 70-е инженеры завода предпринимали попытки разработать преемника классического «Запорожца». Машина должна была получить современную переднеприводную компоновку, а мотор, вопреки традициям, должен был быть под капотом, а не в багажнике. Сначала свет увидел опытный 3-дверный хэтчбек, появившийся в начале 70-х. Однако руководство партии он не заинтересовал, тогда конструкторы спустя 4 года выпустили на основе того хэтчбека неплохое двухдверное купе с той же технической начинкой. Но и этот автомобиль не заинтересовал руководство, тогда, к 1977 году, был представлен третий вариант переднеприводного хэтчбека, но и он был отвергнут — только с 4-й попытки Минавтопром утвердил планы по производству будущей «Таврии».

ЗАЗ-970Б

Практически все «концепты» запорожского завода собирались втихую — по инициативе отдельных инженеров. Заканчивая работу над очередным плановым автомобилем, конструкторы брались за его всевозможные вариации. Так случилось и с проектом 970, который создали на базе только что выпущенного ЗАЗ-966. Это недалекий предок легендарного 968-го «Запорожца», но в проекте № 970 на его основе создали сначала легкий двухместный грузовик, а затем и развозной фургон. Как и его донор, автомобиль получил задний привод и мотор под полом грузового отсека. Из-за такого расположения мотор даже меньше грелся, чем на «ушастом» «Запорожце», зато машина могла взять на борт до 300 килограммов груза. Позже на основе фургона сделали даже 6-местный автобус с возможностью установки полного привода, но в серию ни один из прототипов так и не пошел.

Современное положение дел.

Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля «Сенс», который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.

В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как «Мерседес» Е и МL классов.

4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как «Опель»: «Астра G «, «Вектра», Корса», а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.

В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.

2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.

В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.

«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .

В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.

В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.

голоса

Рейтинг статьи

Силовые агрегаты

Изначально Vida шла в продажу только с одной силовой установкой – 1,5 литровой, 8-клапанной, развивающей 84 л. с. Двигатель этот разработан в General Motors, в общем, позаимствовали его опять же с Aveo.

Позже появились еще две силовые установки: 1,4-литровая, с 16 клапанами и 94 л. с. мощности и 1,5-литровая, но уже 16-клапанная с мощностью в 109 л. с.

Первый из них – тоже разработка GM, а вот 1,5-литровый является совместным детищем Мелитопольского завода и компании Chery.

Все двигатели – бензиновые, инжекторные, отвечают нормам Евро-4.

Двигатели считаются неплохими, как для субкомпактного авто, хотя выдающихся показателей они не обеспечивают.

Но есть интересная особенность, мало кому известная.

Одна из версий ЗАЗ Vida, с заводской модификацией SF69Y0-71, хоть и укомплектована самым «слабым» мотором из всех, но в ее штатное оснащение входит газобаллонное оборудование, что является довольно интересным ходом производителя.

История Запорожского автомобилестроительного завода

В сегодняшней теме я хотел бы поделиться историей автомобилестроительного завода, на сегодняшний день известного как ЗАО «ЗАЗ». Из письменных источников 19-го века нам стало известно, что момент открытия завода приходился на 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп переоборудовал в колонии Шенвизе свои мастерские по производству соломорезок и деталей к ветряным мельницам в завод сельскохозяйственных машин производящих плуги, молотилки и жатки.

В 1908 году основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ) на сегодняшний день известный как – структурное подразделение ЗАО «ЗАЗ» по выпуску стационарных двигателей внутреннего сгорания. Позже МеМЗ будет поставлять свои двигатели внутреннего сгорания на автомобили марки ЗАЗ.

В 1923 году бывший запорожский завод Абрагама Коопа был национализирован и переименован в «Коммунар». В 1930 году завод выпустил первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар.

1959 год стал началом легкового автомобилестроения в Украине. Завод занимался выпуском автомобиля ЗАЗ-965. В народе получивший прозвище «Горбатый Запорожец». На момент выпуска «горбатого» который призван был на смену 401-го «Москвича», на заводе разработали множество прототипов «народной малолитражки». «Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 (1956), НАМИ-031 (1958), НАМИ-048, НАМИ-049 и НАМИ-059. Все эти прототипы не вышли в серийное производство на отечественном авторынке в силу своих множественных и неустранимых недостатков. Слабый не приспособленный для автомобилей мотоциклетный двигатель, откидывающийся кузов для пасадки пассажира, неустойчивость на скорости. Все это привело конструкторов к совершенно иному взгляду на новую малолитражку

В следствии чего советские конструкторы обратили внимание на Итальянский FIAT 600, на тот момент славившийся своей новизной и инновационными решениями

В 1961 года завод переименовали в «Запорожский автомобильный завод».

Хотя новая модель ЗАЗ-966В вышла в 1966 году, началом новой эры украинского автомобилестроения принято считать 1967 год. Когда на заводе началось полномасштабное производство ЗАЗ-966. Так как ЗАЗ-966В(временный) оснащался двигателем от своего предшественника (МеМЗ-966В) а маркер «В» указывала на то, что специально для данной модели вскоре будет разработан новый двигатель. В 1967 году ЗАЗ-966 получил собственный силовой агрегат МеМЗ-968 с воздушным охлаждением («сороковка» — 1198 куб.см, 40…43 л.с.). Автомобиль кардинально отличался от своего «горбатого» предшественника. Дизайн данной модели приближен к зарубежным моделям Hillman Imp (Британия) и NSU Prinz IV (Германия), по другой версии за основу был взят образец Chevrolet Corvair.

В 1972 года с конвеера сошла модель ЗАЗ-968 в народе именуемый «ушастый» или «чебурашка». А с 1973 по 1979 завод выпускал модернизированную модель ЗАЗ-968А.

В 1979 году с конвейера завода сошел новенький ЗАЗ-968М. Автомобиль также имел заднемоторную компановку двигателя с воздушным охлождением и автономным отопителем.

В 1987 году началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые автомобили с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе. За всю историю производства серии моделей ЗАЗ-110Х выпускались в десятках различных конфигураций. Таврия производилась с различными двигателями, объемом от 1,1 до 1,3 литров. Также в свет вышли мелкосерийные модификации с двигателями от ВАЗ 2108 и FIAT 903. Различные варианты кузова не редкость у таврии, как например кузов фургон. Постоянно менялся и дизайн интерьера, не говоря уже о трансмиссии, ходовой части и тормозной системы, которая к слову иногда оснащалась вакуумным усилителем.

В 1994 году 1 июля, ЗАЗ-968М был снят с производства, а вместе с ним и история завода советского периода.

В общей сложности с 1960 по 1994 гг. Запорожским автомобильным заводом было изготовлено 3 422 444 автомобиля.

В середине 90х на заводе сложилась сложная экономическая ситуация. Директор авто ЗАЗ был вынужден искать инвестора среди лидеров мирового автомобилестроения. Но об этом я расскажу вам чуть позже…

чип ключ

Подковерные страсти

Разработку поручили специалистам Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК), главным конструктором которого в то время был Александр Федорович Андронов. Вот что он писал об этом в своих мемуарах: «Звонок от заместителя председателя Госплана СССР Н.И. Строкина:

– Заезжай ко мне сегодня часов в семь, надо поговорить об одном задании.

Явился. Слушаю.

– Я тут завизировал Постановление о Запорожском заводе. В нем на тебя возлагается спроектировать автомобиль. Сроки там короткие, так что имей это в виду. Характеристику сам составь, согласуй с НАМИ и дай мне на утверждение. Я должен сказать, что мне нравится ФИАТ-600. Он технологичен, так что непременным условием в задании должно быть точно такое же членение кузова и способы соединения его панелей. Но ФИАТ мы «обдирать» не должны, это обязательное условие…

– Николай Иванович! Но мы приступили к проектированию модели 408, людей не хватает, помещений нет, развивать инженерную службу никто не хочет – ни завод, ни СОВНАРХОЗ. Пусть уж кто-нибудь другой проектирует. Вот хотя бы НАМИ!

– Ну, вот еще! Я же сказал, что завизировал Постановление. Тебе это в самый раз, и твои люди знают маленькие автомобили… Этот вопрос решен, приступай к выполнению. В НАМИ я поручил Липгарту готовить вместе с тобой задание и характеристики. Вот и поторопитесь в этом деле…

Но и тут явились трудности. Липгарт в лице НАМИ уперся в желание скопировать переднюю подвеску автомобиля «Фольксваген». Уж давно пора бы не «сдирать». Поспорили… Но при утверждении технического задания и характеристик Строкин принял формулировку НАМИ. Оставался вопрос с двигателем. Сначала был записан двухцилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения. А надо сказать, что от конструкции двигателя зависит конструктивное решение всего заднемоторного агрегата, включая трансмиссию и подвеску, и, кроме того, конструкция силового агрегата в большой мере влияет на конструкцию всей задней части машины.

Спроектировав автомобиль, кузов и хороший двигатель воздушного охлаждения, мы уже предвидели скорое окончание работ, но тут посыпались изменения задания по двигателю, и все утверждены Строкиным. Липгарт предложил двухцилиндровый оппозитный двигатель фирмы BMW с последующей закупкой лицензии. И это тоже было утверждено. Мы перепроектировали всю заднюю часть автомобиля. А через некоторое время был предложен другой двигатель. Очередной вариант – четырехцилиндровый, V-образный, с воздушным охлаждением. НАМИ взялся за его проектирование… В шестой раз переделали заднюю часть автомобиля… Наконец проект был готов. В основу формы кузова был положен вылепленный макет, а в схему членения и соединения кузовных панелей – заложен принцип, примененный на автомобиле ФИАТ-600. Впервые в кузове легкового автомобиля были использованы одинаковые по размеру и форме передние и задние стекла. Передняя подвеска – торсионная, аналогичная таковой фирмы «Фольксваген». Схема автомобиля жизненно крепка, параметры обеих подвесок подобраны удачно для всех видов дорог. Большой клиренс обеспечил езду по проселкам. Малый вес при относительно большой прочности и разумная подетальная унификация с «Москвичом» отличали этот автомобиль».

ЗАЗ-1106

Так появилась пара пластилиновых макетов автомобилей, выполненных в натуральную величину и передающих видение концепции нового дизайна хетчбеков ЗАЗ будущего. Впервые прототип, получивший индекс ЗАЗ-1106, показали в закрытой экспозиции на выставке «АвтоДизайн-88». Он стоял в одном ряду с опытным хэтчбеком ЗАЗ-1105, ставшим впоследствии «Даной» и грузопассажирской модификацией ЗАЗ-1102.

В конце 80-х перспективные хэтчбеки ЗАЗ-1106 с модным в то время биодизайном производили неизгладимое впечатление. Художникам удалось воплотить преемственность поколений: в элементах внешнего вида явно проглядывалась связь с новым на то время ЗАЗ-1102.

Журнал «Колесо» писал про ЗАЗ-1106 следующим образом:

«Не совсем удачный дебют ЗАЗ-1102 «Таврия» в странах Европы может подтолкнуть Запорожский автомобильный завод на еще одну «революцию» — освоение принципиально новой модели «1106».»

Но распад СССР поставил крест на этом проекте, как и на идеях многих других автозаводов того времени. В то смутное время больших перемен, было точно не до нового кузова. Несколько сделанных вручную макетов ЗАЗ-1106 спрятали на задворках завода, а затем передали в заводской музей.

Интересно, что завод планировал к выпуску целое семейство автомобилей ЗАЗ-1106. В масштабных макетах был сделан седан, а также несколько вариантов хэтчбеков.

А ведь был даже вариант спортивного купе ЗАЗ-1104 с поднимающимися фарами, напоминающий японские Mazda или Toyota конца 80-х.

ЗАЗ-969

Не правда ли, знакомый индекс? В начале 60-х запорожский завод получил госзаказ на разработку легкого внедорожника, способного перевозить людей и грузы. Машина должна была получить полный привод и быть способной брать на борт до 300 килограммов поклажи. Спустя 5 лет внедорожник был готов — он получил сначала 900-кубовый мотор на 30 «лошадей», а потом и более мощный агрегат на 1,2 литра, выдававший уже 40 сил. Машина получилась не только крайне проходимой, но еще и водоплавающей в отдельных версиях. Но ближе к началу производства стало ясно, что мощностей загруженного «Запорожцами» завода не хватит на производство новинки. Тогда выпуск будущего 969-го перенесли на Луцкий завод, который в то время выпускал автоприцепы. Соответственно, и индекс модели поменялся на ЛуАЗ-969, который джиперам больше знаком как «Лунтик» или «Луноход».

ЗАЗ-1104

Сложно поверить, но это стремительное купе со стеклопластиковым кузовом на пространственной алюминиевой раме появилось в далеком 1967 году! Стараниями молодого конструктора в рамках творческого конкурса был разработан макет автомобиля, который по дизайну и внешней стремительности вряд ли уступал какой-нибудь Lancia Stratos. Автор миновал этап пластилинового макета и сразу построил кузов из стеклопластиковых панелей на металлической раме. Однако до установки в машину двигателя дело так и не дошло, хотя проект предусматривал различные варианты мотора — от 1,1 до 1,6 литра объемов. В неходовом макете даже смонтировали рулевое управление и педальный узел, однако перспективную модель и здесь завернули, бросив все силы на выпуск более востребованных советских малолитражек.

Габаритные параметры

Обе версии автомобиля являются 5-дверными и рассчитаны на 5 человек. Но седан при этом длиннее – 4,325 м против 3,920 м – у хэтчбека.

Седан также и шире, этот параметр у него составляет 1,71 м, а у хэтчбека – 1,68 м. А вот по высоте они одинаковы – 1,505 м.

Интересно, что седан копировали с Aveo 1 первого поколения, а хэтчбек, появившийся позже – с Aveo хэтчбек 1 поколения, но только рестайлингового. Поэтому эти два авто внешне непохожи.

Но если сравнить седан Вида с Авео, то с отличий можно заметить лишь небольшие переделки, в основном коснувшиеся решетки радиатора.

То же примерно касается и хэтчбека, поменяли лишь некоторые элементы экстерьера.

Шутки о «Запорожце».

Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики.

Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.

Возрождение производства

Недавно запорожский автозавод решил возродить свое автомобилестроение, правда, уже на основе наработок своих зарубежных коллег.

В частности, конструкторами за основу была взята модель Chevrolet Aveo первого поколения, которая сыскала популярность на просторах СНГ. На ее базе ЗАЗ выпустил свою модель, получившей имя ЗАЗ Vida.

Выпуск этой модели начался в 2012 году и продолжается до сих пор, но из-за ряда факторов, в основном экономических, производство идет с перебоями.

Но автомобиль все же «живет», продается и на нем ездят.

Итак, ЗАЗ Vida относится к субкомпактным городским автомобилям. Основой его выступает модель Авео первого поколения, но Vida несколько переработана и поэтому на радиаторной решетке у нее красуется фирменный шильдик ЗАЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: