На родину «восхода»

Легкий мотоцикл нашего детства. История от «Ковровца» к «Восходу»

Мы продолжаем вспоминать с вами мотоциклы нашего детства. В предыдущей статье мы читали с вами, как появился мотоцикл «Минск». Был еще очень схожий с ним мотоцикл, который тоже нужно вспомнить.

Это мотоцикл «Восход».

Он был очень схож по внешнему виду с минским собратом, как вы помните. И, в принципе, как они появились, тоже похоже.

Многим заводам, после окончания войны, была поставлена задача переквалифицироваться и начать выпуск техники, нужной людям в мирное время. Такая же задача была поставлена и Ковровскому заводу.. Он носил имя Дегтярева, и выпускал пулеметы во время войны.

Поэтому, 1946 год стал годом, когда впервые на этом производстве, вышел легкий отечественный мотоцикл, который получил просто номер «К-125». Он был сделан на основе трофейных немецких чертежей, поэтому как и минский собрат, был очень похож на немецкий. Двигатель первых моделей имел один цилиндр и был двухтактным. Руководил проектом по созданию первой такой техники для народа Н.Лопуховский.

Производились эти похожие модели до 1957 года. За это время вышли «К-125», «К-125М», «К-125-С2», «К-55» и «К-58».

Год 1957 был отмечен выходом марки «К-175» и чуть позже «К-175А», «К-175Б», «К-175В» . На модели «В» был установлен форсированный двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил. Эту модель называли «Ковровец», а в народе его прозвали «Ковровской Явой», потому что она сильно была похожа на легендарного чешского брата «Яву 250». «Ковровец» отличался четырех ступенчатой коробкой передач от своих предшественников, у которых было три ступени. «Ковровец» стал предшественником модели, которую мы все запомнили под именем «Восход».

Именно название «Восход» появилось уже позже, спустя девятнадцать лет, в 1965 , когда вышла новая рестайлинговая марка «Ковровца». Он отличался другим внешним видом. Сейчас мы бы сказали дизайном. Изменился бензобак, появились щитки для защиты, щиток ветровой и багажник. Мощность увеличилась до 10 лошадиных сил и он развивал уже 90 километров в час.

Он был легким, мало ломался, легко ремонтируемым и предназначенным как для городских дорог, так и сельских. За эти качества и маленькую стоимость он получил популярность. Выпускали первую модель до 1971 года.

Выход новой модели «Восход 2» в 1972 году имел несколько особенностей. Были установлены новые технические новшества: бесконтактная совокупность зажигания, новые приборы, новый глушитель. Была повышена прочность зубьев сцепления коробки передач. Выпускали этку модель пять лет.

С 1977 года и в течении двух лет была налажена модернизированная версия «Восход 2М», которая получила более мощный двигатель, дающий развивать скорость до 105 км/час. И позволяющий работать как на 76, так и на 92 бензине.

Мотоцикл был легкий, безотказный в работе, но было у него и ряд недостатков. Создавал много шума, быстро перегревался, имея воздушное охлаждение, без масла в бензобаке не работал. Ну и внешний вид был не очень привлекателен.

Третья модель, «Восход 3» вышла в 1979 году. Увеличился бензобак на два литра. Новое седло стало более комфортным. В модифицированной третьей версии улучшена система охлаждения, установлена фара с рассеивателем западного образца, появился замок с противоугонной системой, появилась приборная панель, помещенная в пластиковый корпус, и электрооборудование на 12 вольт.

Было несколько модификацией третьей модели. Это «Люкс» на основе третьей модели, который выпускался с 1984 года пару лет.

Минск

Первый вариант модели М1А разработали на основе немецкого мотоцикла DKW RT-125.

В 1951 году Минский велосипедный завод переквалифицировали под выпуск мотоциклов.

Модель М1А получилась компактной. Одноместный мотоцикл. Заднее колесо безрессорное. Удары при езде смягчались пружинами, которые располагались под сиденьем. Спереди – вилка с одной пружиной. Двигатель работал на бензине марки А-66. Максимальная скорость: 70 км/ч.

В 1956 году с конвейера сошел М1М пружинными амортизаторами, вилкой с коротким рычагом. Легкий мотоцикл дорожного класса. Двигатель 5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.

В 1961 году обобщили опыт эксплуатации М1М выпустили модель М-103 или Конек-Горбунок».

Мотоцикл оснастили гидравлическими амортизаторами, телескопической вилкой. Сиденье осталось одноместным. Для пассажира продавались подножка, дополнительное седло.

В 1964 выпускают М-104. Модель получает официальное название «Минск».

Мотоцикл рассчитан на водителя с пассажиром. Увеличилась мощность двигателя: 5,5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.

В 1967 собирают самую трудоемкую модель М-105. «Минск» приобретает: цилиндр алюминиевой рубашкой, коробку передач четыре ступени, спидометр подсветкой, стоп-сигнал, новый двигатель мощностью 7 л.с.

Его скорость увеличилась до 80 км/ч.

В 1971 году выпустили модель М-106 с багажником, двенадцати литровым топливным баком.

Мощность мотора увеличивается до 9 л.с. Максимальная скорость передвижения: 85 км/ч.

«Минск» 1973 года выпуска представили в более современном виде. Модель запомнилась формами: бензобака, ящиков для инструмента, крышек картера.

С конвейера сходит ограниченное количество моделей «Спорт». Мотоцикл снабдили спортивным рулем, убрали багажник. На байк установили переднее крыло. Двигатель перевели на бензин марки АИ-93.

Характеристики модели «К-125» выпуска 1946-1951 годов

«Ковровец» 125-й серии является одноместным легким дорожным мотоциклом, который оборудован двухтактным одноцилиндровым 4.25-сильным мотором с воздушным типом охлаждения, обеспечивающим максимальную мощность 4.8 тыс. об/мин. Цилиндр мотора изготовлен из чугуна, который вместе с легкосплавной головкой монтируется на алюминиевом картере посредством шпилек. На моторе также располагается переменный электрогенератор «Г-35» и поплавковый карбюратор типа «К-30» с игольчатым типом клапана.

Трансмиссия данной модели представлена в виде трехступенчатой коробки передач с ножным типом переключения. Сцепление многодискового типа располагается в масляном картере. Трубчатая закрытая рама весит немногим более чем 5 кг, а общая масса машины составляет 84 кг, при этом вес двигателя составляет 17.5 кг. Габариты базы составляют 1245×970×675 мм. Максимальная скорость, которую способен развить этот мотоцикл, составляет 70 км/ч. Отметим, что в 1951 году была выпущена модель «К-125М», которая весила уже 88 кг. Она оснащалась передней телескопической вилкой, которая сочленялась с гидравлическим амортизатором.

Внешность модели

Внешне он хоть и был сравнительно простым, но все же внимание притягивал. Большая фара, с выступающими по бокам круглыми поворотниками, и располагающимися сверху колодцами приборной доски сочетались очень гармонично. И пускай колеса на мотоцикле были спицевыми, на солнце они блестели очень хорошо

И пускай колеса на мотоцикле были спицевыми, на солнце они блестели очень хорошо.

Бак у мотоцикла был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке – это надпись «Jawa».

У модели 638 было двойное ровное сиденье, посередине разделенное ремешком для пассажира, за которое он должен был держаться. Под сиденьем и баком по обеим сторонам располагались вещевые бардачки.

Прозвище «Скамейка» этот мотоцикл получил из-за того, что под сиденьем располагались декоративные накладки, тянущиеся вдоль всего сиденья, и заканчивались стоп-сигналом. Из-за этого сиденье было объединено с задним стоп-сигналом.

Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль – мотор имел воздушное охлаждение.

К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести очень стильный вид, до которого советским мотоциклам, к примеру, продукции «ИЖ» было очень далеко.

Дополнительно к этому двигатель был более высокооборотистый, что делало этот байк вне конкуренции. Многим также очень нравилось решение запуска мотоцикла.

У него ножка переключения передач еще и выполняла роль кик-стартера, достаточно было немного вдавить ножку в корпус КПП и поднять вверх.

Из всех недостатков этого мотоцикла можно выделить только дефицит запчастей. Как и любой другой мотоцикл, он мог сломаться, а запчасти достать было трудно.

М-62 – «Урал»

Один из самых дорогих мотоциклов СССР – Урал М-72. Советский тяжелый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 до 1965 года. Основой послужил мотоцикл марки М-72.

В шестидесятых годах милиция передвигалась на «Урале» по дорогам Советского Союза. До 1964 года мотоцикл причислялся к военной технике. Владелец мотоцикла обязан становиться на военный учет. Транспортное средство эксплуатировалось только с коляской.

Двигатель мощностью 28 л.с. двухцилиндровый четырехтактный охлаждался потоком воздуха во время движения.

Мощность двигателя: 28 л.с. Наибольшая скорость: 105 км/ч.

Ремонт и тюнинг

Вся техника советских времён, даже импортная, отличается простотой конструкции. Это одновременно и хорошо, и плохо. Ремонтопригодность в данном случае идёт рука об руку с устаревшими технологиями, которыми в наши дни не пользуются даже китайские и индийские мотопроизводители, специализирующиеся на предельно бюджетной технике.

Ремонт

Кто же потащит Яву 350 в сервис? Такие мотоциклы ремонтируются в гараже, с любовью и крепким словцом, когда что-то не получается. А если серьёзно, то разобраться в конструкции чехословацкого байка сможет даже малоопытный мотоциклист, потому что она чрезвычайно проста. Износостойкость некоторых узлов невысока, зато починить или заменить их очень легко.

Запчасти

Оригинальные запчасти за модель, снятую с производства давным-давно, найти очень трудно, причём искать нужно только на досках объявлений, по форумам владельцев и так далее. В магазинах они почти не продаются, хотя есть китайские аналоги неизвестного качества. Впрочем, для восстановления мотоцикла до оригинального состояния они всё равно не годятся.

Тюнинг

В прошлом этот байк часто тюнинговался, особенно в сельской местности, но сейчас это выглядит кощунством. Подобную мототехнику, дожившую до наших дней, нужно бережно реставрировать, а не превращать в передвижной экспонат выставки «Колхозный тюнинг года». А тех, кто с этим не согласен, и намеревается с помощью болгарки и кувалды превратить старенькую Яву в «типа чоппер» или «типа спортбайк», нужно долго и вдумчиво бить разводным ключом, пока они не осознают всю ошибочность своего намерения.

Новый мотороллер на базе Ковровца-175

Мотороллер и мотоцикл. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. По комфортабельности и удобствам мотороллеры значительно превосходят мотоциклы, но уступают им в устойчивости и проходимости. Как создать машину, которая воплотила бы в себе положительные качества мотоцикла и была бы лишена недостатков, присущих мотороллеру? После длительных экспериментов, изучения отечественного и зарубежного опыта конструкторы пришли к выводу, что такой мотороллер можно сделать, используя мотоциклетные агрегаты. Общность назначения, конструктивная близость этих машин — хорошая основа для унификации их узлов и деталей.

Учитывая это, ЦКЭБ мотоциклостроения разработало конструкцию и построило опытный образец мотороллера М-175 на базе «Ковровца-175». Двигатель мотороллера унифицирован с двигателем этого мотоцикла; его рабочий объем — 173,7 см3, диаметр цилиндра — 61,75 мм, ход поршня — 58 мм, степень сжатия — 6,7; он развивает мощность 8 л. с. при 5000 об /мин. Цилиндр и его головка при движении машины охлаждаются встречным потоком воздуха. Стремясь сохранить характерный для каждого мотороллера проем в середине рамы и в то же время обеспечить хороший обдув цилиндра, конструкторы разместили двигатель внизу. Облицовка по форме напоминает туннель, по которому воздух направляется к цилиндру.

Вместе с тем двигатель несколько отличается от мотоциклетного. Алюминиевая рубашка цилиндра снабжена продольными ребрами, а головка — радиальными. Горизонтальное расположение цилиндра предопределило своеобразное размещение картера. Четырехступенчатая коробка передач оказалась вверху, над коленчатым валом. Ее работоспособность от этого, несмотря на изменение режима смазки, не ухудшилась.

Подвеска переднего колеса

На впускном патрубке цилиндра укреплен карбюратор. Он собран из стандартных деталей карбюраторов К-55 и К-28. Воздух поступает в него через сетчатый фильтр, находящийся в глушителе шума впуска.

Для задней втулочно-роликовой цепи, которая помещена в резиновых чехлах, в правой крышке картера двигателя сделаны новые окна. Старые окна закрыты резиновыми заглушками. В левой крышке картера также имеются новые наливное и спускное отверстия для масла.

Расположение силового агрегата на раме (вид слева)

Расположение силового агрегата на раме (вид справа)

Отработавшие газы удаляются из двигателя через глушитель, имеющий камеру предварительного расширения. Он расположен внизу, между рамой и задним колесом.

Система электрооборудования не отличается от мотоциклетной. В дальнейшем предполагается оборудовать мотороллер световыми указателями поворотов и стояночным светом. Но для этого потребуется увеличить мощность генератора Г-38 переменного тока и установить малогабаритный аккумулятор.

Рама мотороллера — трубчатая, сварная, опирается на переднюю и заднюю подвески колес.

Подвеска переднего колеса выполнена в виде длиннорычажной вилки толкающего типа с ходом колеса, равным 120 мм. Составленная из трубчатых элементов, она, как и задняя подвеска, подрессорена двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска маятникового типа, амортизаторы взаимозаменяемые, колеса с тормозным устройством, цепной привод и рулевое управление — от мотоцикла «Ковровец-175».

Рулевое управление

Все агрегаты и механизмы закрыты панелями, отштампованными из стального листа. Это придает мотороллеру обтекаемые формы.

Легкосьемный задний кожух обеспечивает хороший доступ к двигателю, механизмам трансмиссии и ходовой части.

Каковы эксплуатационные качества нового мотороллера? В 1962 году он был испытан в тяжелых дорожных и климатических условиях, а также на многодневных мотоциклетных соревнованиях. Результаты испытания обнадеживающие.

Мотороллер М-175 занял первое место и получил золотую медаль на всесоюзных шестидневных соревнованиях и второе место и серебряную медаль на трехдневных республиканских соревнованиях. «Многодневки» убедительно показали, что М-175 можно рекомендовать для серийного производства.

А. ВОЛКОВ, ведущий конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения.

г. Серпухов

Плюсы и минусы

Сравнивать Яву 350 нужно с современными ей мотоциклами, а не с моделями, выпускаемыми в наши дни. И для своей эпохи этот байк был, без преувеличения, великолепен! Недаром он пользовался такой популярностью в СССР, несмотря на то, что запчасти на неё советским мотоциклистам приходилось с разнообразными ухищрениями заказывать из союзной Чехословакии.

Преимущества

  • Мощность. Всякие там «Восходы» и «Ижи» поспорить с чехословацким мотоциклом на дороге не могли.
  • Значительный ресурс двигателя и ЦПГ, заметно больший, чем у большинства советских байков.
  • Умеренная масса, меньшая, чем у «Урала» или «Юпитера».

Недостатки

  • Трудности с поиском запчастей в наше время. Найти можно всё, но придётся побегать.
  • На фоне современных конкурентов у Явы 634 технические характеристики не выдерживают никакого сравнения даже с «китайцами». У 638 модели, впрочем, тоже.
  • Доведённую до ума Яву 350 попросту жалко эксплуатировать в качестве транспорта на каждый день.

Переломный 57-й год

«К-55» выпускался до 1957 года, после чего появилась еще одна модель — «К-58», на которой был установлен 5-сильный двухцилиндровый мотор, а также был увеличен бензобак. К тому же производители изменили его форму, которая стала более обтекаемой, и модернизировали электрооборудование машины. Мотоцикл «Ковровец» (фото можно увидеть ниже) 58-й модели стал завершающим в модельном ряду 125-кубовых «байков», выпуск которых завершился в 1960 году.

Выпуск ковровских мотоциклов серии «К-175» был налажен в 1957 году. Это были мощные дорожные мотоциклы, которые наряду с 58-й моделью выпускались заводом до 1960 года. В дальнейшем они были заменены моделью «К-175А». Мотоцикл 175-й серии выпускался вплоть до 1965 года, а его прототипом послужила чешская модель «Ява-ЧЗ-175». В Советском Союзе ранее не выпускались мотоциклы с рабочим объемом 175 см³, поэтому появление на рынке модели «К-175» вызвало достаточно сильный ажиотаж.

Чешская «Ява» была на то время верхом совершенства инженерной мысли и технических решений, поэтому и мотоцикл «Ковровец» получился достаточно интересной машиной – красивой и мощной, с отличными ходовыми характеристиками, к тому же очень комфортной. Серию «К» замыкают модели «К-175В» и «К-175СМ», после которых в 1966 году появился мотоцикл «Восход» («Ковровец») – машина на порядок комфортнее, которая отличалась превосходными техническими характеристиками.

Старший брат

Дебют состоялся 23 октября 1929 года. На пути к конвейеру мотоцикл претерпел некоторые изменения, в основном внешние. Большой топливный бак каплеобразной формы, другие крылья, шины большей размерности. В остальном Jawa повторяла конструкцию своего немецкого прототипа. Она оснащалась одноцилиндровым четырехтактным двигателем с сухим картером и централизованной системой смазки под давлением, объемом 498,7 куб. см и мощностью 18 лошадиных сил.

Трехступенчатая коробка передач управлялась установленным на ней рычагом, а крутящий момент передавался на заднее колесо через приводной вал с демпфером. Торможением заведовал ленточный тормоз, на том самом валу расположенный. Первые мотоциклы, показанные на Пражском автосалоне в октябре 1929 года, были выкрашены в красный цвет и украшены декоративными желтыми полосками — «нитями» по всей раме. С тех пор красный стал фирменным цветом для марки.

Экономический кризис был для новоиспеченной марки совсем некстати. Цена в 14890 крон за одноместную модель оказалась для многих слишком высокой, не говоря уже про доплату за «опции» вроде второго сиденья, и тем более за версию с боковой прицепной коляской–за нее нужно было выложить целых 17 тысяч крон! Кроме того, сразу выявились некоторые конструктивные просчеты, и пришлось оперативно вносить изменения – усиливать переднюю вилку, менять фару на импортную, производства фирмы Bosch. А заодно — снижать цену на базовую модель до 14 тысяч крон.

До 1931 года мотоцикл перенесет еще одну модернизацию (появится новый глушитель, за доплату станет доступна четырехступенчатая коробка передач), базовая модель подешевеет еще на две тысячи крон, но в планах Янечека – создание новой, гораздо более доступной модели мотоцикла. «Пятисотка» со всеми изменениями неплохо зарекомендовала себя и пользовалась устойчивым спросом — за два года было выпущено и продано 1016 машин. Часть из них оснащались коляской – мощный двигатель это позволял. Однако массовому потребителю требовалось что-то поскромнее и подешевле.

На фото: Jawa 175cc Villiers

История


Завод DKW, находившийся в советской зоне оккупации в г. Цшопау, подлежал демонтажу как предприятие, поставлявшее вооружение вермахту. Оборудование, оснастка и техническая документация были вывезены в Москву, Ижевск и Серпухов. Для разработки чертежей модели К-125 класса 125 см3 на заводе ЗиД было создано специальное КБ под руководством Н. Лопуховского. На базе немецких чертежей мотоцикла DKW RT 125 и технологии DKW на заводах ММЗ и ЗиД уже в конце 1946 года развернули серийный выпуск мотоциклов «Москва» М-1А и К-125. Обе машины были идентичны, но кое в чём различались. В основном различия касались электрооборудования: У М1А ключ зажигания и контрольная лампа размещались в фаре, а на К-125 катушка зажигания, реле-регулятор, замок зажигания и другие приборы находились в одном блоке под сиденьем.

Довоенное начало

Старт своей истории мотоциклы “Ява” берут уже в совсем далеких 1920-ых годах. Тогда в Чехословацком городке со специфическим названием Тинец-над-Сазавоу владелец одноименного концерна Франтишек Яничек заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer. Начала она с массового выпуска мотоциклов, но теперь переходила на производство легковых автомобилей. Требовалось больше места в цехах, поэтому под нож, так сказать, пошли техника, которая до этого занималась мотоциклами. Также надо было и сбыть целый склад деталей и запчастей, уже ставших ненужными.

Один из первых образцов мотоцикла

Яничек и его желание расширить свой бизнес пришлись как нельзя кстати. Был заключен договор, Франтишек довольно потирал свои руки. В Европе тех годов двухколесный моторный товарищ был в ходу и пользовался спросом. Но с выпуском первой модели “Явы” на поверхность вылезли все недостатки сделки. Производство мотоцикла обходилось дорого, поэтому и на рынке ценник был соответствующим. Но не обладая какими-то явными преимуществами над конкурентами, в продажах он провалился. За три года было сбыто только немногим более тысячи экземпляров.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Нужно было срочно предпринимать действия по спасению только что вышедшей, но уже утопающей марки мотоцикла. Само название, кстати, было придумано очень просто и немудрено — взяли первую букву фамилии владельца концерна “Я” и первые две буквы немецкой фирмы, которая продала свои технологии — “Ва”. Их сложили вместе и вышло знакомое многим “Ява”.

Чтобы продержаться на плаву и выйти в прибыль, было решено немного снизить обороты, и выпускать модели попроще. Как следствие — мотовелосипед “Ява-робот”. Именно он позволил завоевать популярность на европейском рынке. Простой в конструкции, относительно недорогой, а из-за своей классификации на него не нужно было получать права и покупать номерной знак. За первый год было распродано больше экземпляров чем у первой “Явы” за все время его выпуска. Всего до войны было куплено около 15-ти тысяч копий.

Модификации мотоцикла

  • Ява 350 634. Первая модификация, сменившая на конвейере своего 250-кубового предшественника. Выпускалась с 1973 года.
  • Ява 350 638. Наиболее известная версия, производилась с 1984 года. Из-за ровного сиденья получила прозвище «скамейка». Фактически это слегка модернизированная и доработанная Ява 634 6, производившаяся годом ранее и представлявшая собой переходную модель.
  • Классик Спорт. Возрождённый байк, продемонстрированный публике на выставке в 2020 году. Внешность сильно изменена в угоду стилю «cafe racer», популярному в Великобритании в 60-х годах XX века.

А вот слухи о существовании таких моделей, как Ява 360 или Ява 380 (если говорить о цифрах кубатуры) – не более, чем слухи, которые гуляют по интернету с момента его изобретения. Таких моделей никогда не существовало, хотя Ява «старушка» 350/360 иногда называется просто «360», несмотря на то, что это некорректно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: