Тяжелый гусеничный эвакуационный тягач, мод. тг

То strive, to seek, to find, and not to yield.

Моя статья на тему истории. Статья является моим заданием от газеты,в которой опубликуют мою статью. Редактор похвалил мое творение. Безумно приятно.

Как сказал великий русский историк Василий Осипович Ключевский — Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Я считаю это высказывание абсолютно верным, ведь история не только рассказывает нам о давних событиях, но и воспитывает в нас патриотизм, любовь к своей Родине. Узнавая о страшных войнах и сражениях, понимая, какой ценой дались нашей Родине давние победы, какие люди жили на одной с нами земле, мы по воле разума или невольно проникаемся уважением и любовью к родной стране.

Моя родная страна – Россия. Великая страна, прошедшая через невероятные мучения войнами и сражениями! Понятно, что в истории любой страны есть как светлые моменты, так и темные, и как раз вторые более эмоциональны и ощущаемы. Я думаю, все помнят о Великой Отечественной Войне. Как много отдал Советский Союз за эту победу! Четыре года изнуряющих, кровопролитных боев с фашистской Германией, огромное число жертв, разрушенные города и села. К этому нельзя остаться равнодушным. Когда я думаю, сколько Россия отдала за победу, за народ, и сколько народ отдал за Россию, становится немного страшно и тяжело, и в то же время чувствуешь невероятную гордость за свой народ. Ведь огромное количество людей отправлялись на защиту родной земли, покидая свои дома и семьи.

Но помимо ВОВ в истории России есть и Отечественная война 1812 года. Эта война была не менее тяжелой и разрушающей для нашей страны. На защиту Родины встали все: от мала до велика. Крупнейшее сражение войны 1812 года – Бородинская битва, состоявшаяся 7 сентября 1812. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19-ого века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. Кутузов назвал Бородино «вечным памятником мужества и отличной храбрости российский воинов», а Наполеон – «битвой гигантов». С этой поры Бородино стало святыней и гордостью России, а с 1995 года оно входит в список Дней воинской славы России. В честь двухсотлетия Бородинской битвы 2 сентября в Подмосковье прошла грандиозная реконструкция Бородинского сражения. Тысячи энтузиастов, облачившись в костюмы того времени и заручившись оружием, приняли участие в «искусственном» бою, тем самым показав, что никогда не забудут о доблести и героизме своих предков.

История – великая наука, которая не только повествует нам о давних событиях, но и которая учит нас любить и уважать свою Родину. Когда ты узнаешь о жертвах, которые понесли наши предки, когда ты узнаешь о их героизме, о их самоотверженности и смелости, невольно и сам проникаешься этими же чувствами к Родине и ее героям. Я считаю, что историю изучать просто необходимо не только ради знаний, но и ради духовного и патриотического воспитания народа, а особенно молодежи. Ведь что за народ, который не уважает своей истории и героев своей Родины? Как можно остаться равнодушным ко всему тому, что прошла твоя страна? Да, в истории России были не только темные моменты. Были и труднейшие заключения миров, различные торговые договоры, впервые введены законы, благодаря которым Россия росла и развивалась все быстрее и быстрее, и это тоже подвиги нашей страны и ее правителей и простых людей.

Что касается меня, я очень люблю историю моей Родины, люблю уроки истории в школе. Мне очень интересно изучать, что было до меня, до того современного общества, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь из истории мы узнаем, как строилась Россия, как создавались основы управления ею, какую деятельность вели русские князья внутри страны и за рубежом. Кстати, приемы внешней политики можно применить и в жизни, в общении с окружающими людьми, ведь общение – это тоже политика.

Если сложить все вышесказанное в единую картинку, получается, что история – очень нужная наука! История многое рассказывает, помогает нам развиваться в достойного, умного человека. Изучая историю, мы воспитываем в себе уважение к Родине, к ее героям, развиваем свой ум и просто получаем удовольствие от учебы.

http://www.proza.ru/2019/08/25/118http://cont.ws/post/478969http://dianotin.livejournal.com/17824.html

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т

Двигатель у АТ-Т – дизельный, надёжный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжёлые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запылённости. Если запылённость находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.

А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырёхтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объём этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин.

Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.

Подвеска и ходовая часть

Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.

В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.

Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.

Ядерная война в России — какие города в опасности

Суть ядерной войны заключается в обмене ядерными ударами между странами. То есть, если Россия нанесет ядерный удар по США, Америка обязательно нанесет удар в ответ, и наоборот. Разумеется, информация о том, куда будут нанесены удары, держатся в секрете. Однако по мнению специалистов, США имеют четыре сценария нанесения ударов по России (Major Attack Option, или MAO).

Если война пойдет по первым двум сценариям (MAO-1 или MAO-2), по Москве удар не будет наноситься. Целью станут районы базирования шахт с боеголовками, места дислокаций ракетных войск стратегического назначения. Вместе с тем в уничтожены будут военные базы и аэродромы.

В первую очередь удары будут нанесены по местам базирования межконтинентальных баллистических ракет

Кроме того, удары будут нанесены по системам ПВО и станциям дальнего радиолокационного обнаружения. Под ударом может оказаться Иркутск, Красноярск, Армавир, Мурманск, Калининград и Санкт-Петербург.

Еще противник постарается нанести удар по промышленным городам, таким как Челябинск, Магнитогорск, Екатеринбург и Новосибирск. Не меньшая опасность касается городов, в которых расположены военно-морские базы. К ним относится Севастополь, Владивосток, Североморск и Калининград. По некоторым данным под ударом может также оказаться Нижний Новгород и Нижегородская область, так как на этой территории сосредоточено большое количество военных частей, училищ и предприятий ВПК.

Третий сценарий кардинально отличается от первых двух, так как главной целью ударов, согласно ему, является Москва. Уничтожение власти должно подорвать боевой дух армии. Согласно этому сценарию, по Москве будет нанесено несколько десятков ядерных ударов.

Один из сценариев США предполагает нанесение массированного ядерного удара по Москве

Четвертый сценарий подразумевает хаотичные ядерные удары по территории России, но с главной целью — уничтожение предприятий топливно-энергетического комплекса и ВПК. В таком случае удары могут быть нанесены по целому ряду городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Тула, Рязань, Самара, Курган, Кемерово, Барнаул, Бийск, Чита, Иркутск, Ангарск, Улан-Удэ, Пермь, Уфа, Ярославль, Воронеж, Тюмень, Екатеринбург, Красноярск, Челябинск, Владивосток и пр.

Следует понимать, что эти сценарии являются лишь предположением специалистов, а не планом, который в случае конфликта обязательно будет применен. Однако выглядят они вполне логично, и в них указаны города, которые действительно могут пострадать в случае военного конфликта. Надо сказать, что несколько лет назад Национальное управление архивов и документации США рассекретило цели для нанесения ядерных ударов, намеченные еще в середине прошлого века.

Согласно этому плану США должны были в первую очередь атаковать Москву, затем Нижний Новгород, потом Самару, Екатеринбург, Новосибирск, Омск и Саратов. Также в списке городов, по которым планировалось нанести удары, была Казань. Скорее всего эти города находятся в списке целей и в настоящее время.

Сибирь — самый безопасный регион России в случае ядерной войны

О главном конструкторе и предприятии-изготовителе

Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.

Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).

С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.

После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.

В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).

В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.

История создания

В начале 1944 года на Харьковском комбинате создали новый артиллерийский тягач АТ-45 на основе Т-34, с максимальной унификацией по основным узлам и агрегатам. Масса техники составила 19 тонн. При этом с грузом в шесть тысяч килограмм он способен был буксировать систему массой до 22 т. Дефорсированный танковый силовой агрегат мощностью 350 лошадиных сил разгонялся до 35 км/ч, запас хода – 720 км. Машина без проблем преодолевала подъем в 30 градусов, брод до полутора метров. Удельная нагрузка на почву составила 0,68 кг/кв. см, тяговое усилие лебедки – около 27 тонн.

К лету 44-го на заводе транспортного строения в Харькове (ХЗТМ) построили шесть или восемь (данные разнятся) опытных экземпляров АТ-45. Два из них были направлены на фронт для испытаний в реальных условиях, остальные на полигон ГБТК КА, который находился в подмосковной Кубинке. Уже в августе того же года работы по этой машине были прекращены, по причине трудностей в освоении танковой новинки Т-44. Одновременно разработку двух серьезных машин производство, восстанавливаемое после эвакуации, осилить не могло. Кроме того, база от Т-34 устарела и подлежала снятию с выпуска.

После выхода государственной программы по созданию и обновлению вооружения, ХЗТМ в 1946 году начал работать над созданием нового советского артиллерийского тягача на базе танка Т-54. К технике предъявлялся ряд требований:

  • Транспортировка на буксире систем и прицепов весом до 25 тонн (гаубицы и пушки большого калибра, орудия особо большой мощности).
  • Скорость при этом должна составлять не менее 35 км/ч, независимо от окружающих условий.
  • Показатель грузоподъемности механизма – не менее 5 т.
  • Оснащение лебедкой с тяговым усилием не менее 25 т.
  • На шасси предусмотрены крепления для монтажа землеройного, технологического и спецоборудования с соответствующим приводом.

Для повышения надежности и подвижности основы она оснащалась синхронизированной коробкой перемены передач, двухпозиционными режимными механизмами поворота, торсионными деталями подвески, цевочной агрегацией на основных звездочках, комфортной кабиной из металла.

Кабина

На фото ниже показано, что имеется в кабине тягача.

Далее приведем расшифровку схемы:

  • 1 – водительское сиденье.
  • 2 – съемная рукоять контроля лебедки.
  • 3, 4 – поворотные рычаги.
  • 5 – зеркало.
  • 6, 7 – индикаторы магистрального давления воздуха.
  • 8 – манометр контроля наполнения баллонов пуска мотора.
  • 9 – прикрытие со светофильтром.
  • 10 – спидометр.
  • 11 – датчик давления масла.
  • 12 – очистители стекол.
  • 13 – тахометр.
  • 14 – индикатор температуры масла.
  • 15 – обогреватели стекол.
  • 16 – счетчик моточасов.
  • 17 – проверка температуры хладагента.
  • 18 – осветительный элемент.
  • 19 – звуковой сигнал.
  • 20, 22 – сигнальные лампы положения лебедочного троса.
  • 21 – выключатель наружного освещения.
  • 24 – аптечка.
  • 25 – резервуар для атмосферного старта мотора.
  • 26 – крышка лючка. 27 – коробок ЗИП.
  • 28 – защита предохранителей.
  • 29 – рычажок вентиляционного люка.
  • 30 – вольтамперметр.
  • 31 – стартер.
  • 32 – переключение передач.
  • 33 – газ (педаль).
  • 34 – подача горючего.
  • 35 – ручка топливоподкачивающей помпы.
  • 36 – рукоять крана распределения горючего.
  • 37 – редукционный вентиль воздушного запуска.
  • 38 – тормоз (педаль).
  • 39 – управление жалюзи.
  • 40 – контроллер основного фрикциона.

Средний артиллерийский тягач

Указанная модификация сооружена по классической схеме с фронтальным размещением силового агрегата под кабиной. Трансмиссионный узел и ведущие звезды гусеничного двигателя получили заднее размещение. Машина выпущена под кодом 712, хорошо проявила себя по техническим и эксплуатационным показателям. ТТХ:

  • Снаряженный вес без груза – 1,37 т.
  • Количество мест в кабине/кузове – 7/10.
  • Длина/ширина/высота – 5,97/2,57/2,53 м.
  • База катков опорных – 2,76 м.
  • Колея – 1,9 м.
  • Просвет дорожный – 40 см.
  • Давление на грунт – в среднем 0,557 кг/кв.см.
  • Тип двигателя – А-650 В-2.
  • Оборотистость – 1600 вращений в минуту.
  • Показатель мощности – 300 лошадиных сил.
  • Скорость по максимуму – 35 км/ч.
  • Запас хода – 305 км.

В основу артиллерийского тягача АТС входит сварная рама коробчатой конфигурации. Она состоит из пары продольных лонжеронов высотой 30 см и четырех поперечных элементов (стальные швеллеры разного сечения). Нижняя часть детали защищена негерметичным поддоном, а спереди имеется мощный бампер.

В движение машину приводит 12-цилиндровый V-образный дизельный мотор производства ЧТЗ. Он маркируется В-54 или А-172, представляет собой дефорсированную модификацию танкового «движка», отличается надежностью и увеличенным рабочим ресурсом. Нормальную работу силовой установки обеспечивает система смазки с сухим картером, отдельным резервуаром для масла и радиатором. Агрегат мог функционировать при значительных продольных и поперечных перекосах, независимо от наружной температуры воздуха. В качестве подстраховки использовался запасной воздушный баллон со сжатой смесью, количества которой хватало на 6-7 пусков.

Тягач АТ-С успешно и активно эксплуатировался в различных армейских подразделениях не только в СССР, но и в Финляндии, Египте. Основное предназначение – база для различного типа боевых установок, включая БМ-14. Имелись версии с встроенной навигацией, позволяющие использовать машину в качестве топопривязчика и определения координат огневых позиций. На основе среднего тягача разработан путепрокладчик ОСТ, крановая установка с подъемником, армейский бульдозер. Также построены на базе АТ-С снегоболотоходы, арктические машины и опорный транспорт на пневматических шинах.

Многомоторные машины СССР


ЯГ-НАТИ-2М

Надо сказать, что в нашей стране МосЗИС не был пионером в постройке многомоторных машин. Еще в 1933 году на Заводе опытных конструкций НАТИ зародилась идея создать двухмоторный грузовик. Разработку осуществили конструкторы Б.М. Фиттерман и А.А. Липгарт, под общим руководством А.Н.Островцева.

Автомобиль назвали ЯГ-НАТИ-2М. В качестве основы использовался трехосный грузовик ЯГ-10 на который установили два двигателя от ЗИС-5 суммарной мощностью 120 л.с. Так как подходящих коробок, способных передать двойной крутящий момент не существовало, каждый мотор обслуживала собственная КПП. От них шли карданные передачи, индивидуальные на мост. Таким образом двигатели ЯГ-НАТИ-2М не имели между собой механической связи. Переключение передач в КПП происходило одновременно, благодаря специально разработанной системе синхронизированного переключения.

Летом 1934 года грузовик отправился на испытания, где их и провалил. В основном из-за неудовлетворительной работы двухмоторной силовой установки, ее сложности и низкой надежности.

Самолёты

Самолёты довольно редко попадают в исправном состоянии в руки противника. А к концу войны почти все немецкие самолёты была выбиты в боях. Исключение составляла новейшая реактивная авиация, за которой буквально охотились представители союзных держав

Им было важно как можно скорее наладить выпуск такого оружия у себя для Третьей мировой войны

Большое значение имел двухмоторный реактивный немецкий истребитель Ме-262. К маю 1945 года у немцев было больше тысячи таких машин. После войны они широко использовались в ряде стран мира. Так, до середины 50-х гг. они состояли на вооружении Чехословакии и франкистской Испании (которая купила их у Великобритании и США). В Чехословакии, где располагались основные производственные мощности Рейха для этих самолётов, после войны продолжался их выпуск для собственных вооруженных сил.

В СССР на базе Ме-262 сразу после войны был разработан истребитель Су-9, который, однако, не пошёл в серию из-за наличия других, более перспективных самолётов Як-15 и МиГ-9, созданных, однако, с использованием некоторых трофейных проектных наработок немцев.

Артиллерийский тягач АТ-Т — видео

https://youtube.com/watch?v=labVcp0_MTQ

Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части — закрытая кабина для экипажа, под капотом, в передней части машины — дизельный двигатель. Также в передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 ООО кгс. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как например траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени.

Изделия на базе АТ-Т

На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

— изделие 402 — спецтягач

— тягач РВСН раксистемы 8К63

— установщик РВСН раксистемы 8К63

— изделие 405 — БАТ

— изделие 405 У — БАТ-1

— изделие 405 МУ — БАТ-1М

— изделие 404 — АТ-ТА

— изделие 404 С — «Харьковчанка»

— изделие 409 — БТМ

— изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».

— 60G FT — проект китайской самоходки

О главном конструкторе и предприятии-изготовителе

Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.

Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).

С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.

После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.

В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).

В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.

Технические характеристики в цифрах

Проходимость у тягача АТ-Т на местности очень хорошая для машин такого типа. Он способен с полной нагрузкой преодолевать (на сухом твёрдом грунте) подъёмы крутизной в 30 градусов (с прицепом – в 25 градусов), рвы (канавы) шириной в 1,9 метра, препятствия высотой до 0,85 метра, броды (с твёрдым дном) глубиною до 1 метра и двигаться по косогору с креном в 25 градусов. Среднее удельное давление на грунт при этом составляет не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).

Дорожный просвет у тягача равен 425 мм, и это позволяет ему передвигаться вслед за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеёй, и не садиться днищем на грунт. По данному показателю тягач даже превосходит средний танк Т-34, который всегда отличался хорошей профильной проходимостью (дорожный просвет у Т-34 составлял 400 мм).

Запас хода по дизтопливу у тягача АТ-Т значительный – 752 километра.

Массогабаритные у тягача сравнительно скромны: 25 тонн – полная масса и 6990 х 3140 х 2845 мм его габариты (по кабине). Они позволяют передвигаться по деревянным мостам в сельской местности, свободно вписываться в складки рельефа (маскируясь) и в габариты подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), не создавая проблем в случаях воинских перевозок.

Тягач АТ-Т оборудован лебёдкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм. Она предназначается для вытаскивания и самовытаскивания самого тягача и застрявших машин меньшей либо сопоставимой с ним массы. Шестерёнчатый редуктор лебёдки двигает барабан с тросом. Тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие её трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебёдка размещена под настилом пола платформы и приводится в действие от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет применять тягач для наведения пролётов разборных мостов на опоры.

  • Количество мест в кабине – 4.
  • Количество мест в кузове – 16.
  • Масса прицепа – до 25 000 кг.
  • Ширина колеи – 2640 мм.
  • Среднее удельное давление на грунт (с грузом) – 0,652 кг/см².
  • Ширина траков гусеницы – 500 мм.
  • Запас хода (по шоссе) с прицепом – 1100 км.
  • Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
  • Ширина преодолеваемого рва – 1,8 м.
  • Наибольшая скорость по шоссе – 35,5 км/час.
  • Расход дизтоплива на 100 км пути – 140 литров, масла – 4 литра.

На базе этого тяжёлого тягача были созданы многие инженерные спецмашины. К примеру, траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2. Большинство из них, конечно, давно списаны, но некоторые и в XXI веке продолжают стоять на вооружении в инженерных войсках. То же самое можно сказать и про элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходную РЛС 1РЛ128Д и станцию обнаружения и целеуказания СОЦ 1C 12 для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг».

Но в целом, АТ-Т, конечно же, давно стал историей отечественного машиностроения. Антарктические «снежные корабли» «Харьковчанка-2», сделанные на его основе, в конце восьмидесятых собирались модернизировать. Но потом, в связи с «перестройкой», распадом СССР, всеобщим кризисом и хаосом, этот проект был закрыт. А «Харьковчанки», «Харьковчанки-2» и собственно АТ-Т в Антарктиде остались, и, судя по фотографиям 2018 года, некоторые из них по-прежнему на ходу – продолжают работать!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: