Самая неубиваемая из неубиваемых
Глядя на автомобили марки Тойота можно подумать, что они вообще никогда не ломаются, а если и приходится заехать на сервис, то только ради планового ТО. Практически так и есть у некоторых моделей. И их количество достаточно, чтобы удовлетворить неуёмный потребительский спрос.
Тем не менее даже среди этих мастодонтов автомобилестроения есть наиболее практичные и прочные версии – это Тойота Камри XV30 и XV40.
Toyota Camry XV30
Модель появилась на рынке в середине 2001 года и просуществовала 4,5 года. В США и Австралии производство продлилось на год дольше.
За это время седан взбудоражил весь рынок. Продавался в больших количествах, и автовладельцы сыпали исключительно положительными отзывами.
На территории Российской Федерации Camry XV30 продавали с 2,4-литровым двигателем, 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатым «автоматом» в паре. Также была версия с 3-литровым движком.
Машина отличалась солидным внешним видом для своего времени. Обтекаемая форма передней части придавала внешнему облику седана роскоши, а сбоку и сзади автомобиль выглядел презентабельно и стильно. В салоне было комфортно не только за рулём, но и на пассажирском месте.
Toyota Camry XV40
Выпуск этой версии пришёлся на начало 2006 года и завершился в середине 2011 года. Машину разрабатывали не только японские инженеры, но и специалисты из США, Франции и Австралии. Производители хотели получить что-то сверхэкстраординарное для того времени, причём это детище должно было пойти в серию и успешно продаваться. И у них это получилось.
Для разных рынков версии ЧМ40 отличаются, причем нередко кардинально. На западе это были 2,4-литровые движки, на востоке – 2-литровые. В Россию поступали те же версии, что и для Северной Америки. В паре шла как механическая, так и автоматическая пятиступенчатая коробка переключения передач. Топовые модификации шли с V-образным 3,5-литровым двигателем с 6-ю цилиндрами.
В 2006 году появилась гибридная конфигурация. Это было шестое поколение Toyota Camry. В 2009 году машина несколько видоизменилась снаружи. В частности, преобразились передняя часть:
- решётка радиатора;
- передний бампер;
- боковые зеркала с поворотниками;
- хромированная полоса на крышке багажного отделения.
Салон тоже несколько видоизменился. Появился более широкий дисплей мультимедиа, консоль украшала новая облицовка, а электронное управление стало более удобным и интуитивно понятным.
Kawasaki
Мотоциклы Kawasaki выпускаются с 1961 года. Интересно, что изначально компания занималась судостроением, и к 2021 году ее ассортимент включает в себя поезда, самолеты, вертолеты, тракторы, мотоциклы, гидроциклы, оружие и промышленных роботов. Кроме того, компания Kawasaki занимается также производством подводных лодок.
Самое известное «детище» этого бренда – спортбайк Kawasaki Ninja 300.
Kawasaki Ninja 300, как и любой спортбайк, обладает посадкой водителя с опорой на руки, что неудобно для длительных поездок, но комфортно для скоростной езды
Эта модель – самая популярная среди новичков благодаря своей надежности, управляемости, относительно невысокой цене и посадке, приближенной к классическим моделям. Другими словами, водитель не настолько круто наклонен вперед, как на других спортбайках.
Тест-драйв Kawasaki Ninja 300:
Сложности ремонта и обслуживания оппозитных двигателей
Как было сказано ранее, если требуется провести какие-либо манипуляции на двигателе, без помощи специалиста не обойтись. В оппозиционном двигателей без последствий получится собственноручно произвести лишь замену масла.
Одним из факторов, который имеет значительное влияние на срок службы – это вовремя и систематично проведенная раскоксовка. При этой процедуре производится очистка камеры сгорания, клапанов и поршней от скопившегося нагара. Лучше всего данную процедуру проводить осенью, либо в начале весны. Именно в этот период будет разумным и проверка масла с его сменной.
Минусы оппозитных двигателей
Разумеется, в мире нет ничего идеального, что можно сказать и о оппозитных двигателях. К недостаткам относятся:
- Весьма большая сумма на обслуживание, которое требует вмешательство профессионалов;
- Большая стоимость запчастей;
- Сложность всей конструкции в целом;
- Более высокая затрата масла при работе.
Но даже учитывая вышеперечисленные минусы, многим производителям это не мешает устанавливать оппозитные двигатели на свои автомобили. Перед этим происходит взвешивание всех плюсов и минусов.
Главный из плюсов является больше возможностей и шире перспективы. Ведь, по сути, все недостатки упираются в денежные средства. Однако, большая часть людей осознает тот факт, что за хорошее качество требуется отдавать больше денег. К тому же, использование оппозитных двигателей является следующей ступенью в технологическом развитии.
Самые надежные Тойота в зависимости от двигателя
Версии с дизельными двигателями стоят особняком в японской марке. Такие движки очень долговечны и неприхотливы даже в сильные морозы. Такие моторы чаще всего устанавливаются на внедорожники следующего типа:
- Highlander;
- Land Cruiser;
- Fortuner;
- Hilux.
Силовой дизельный агрегат D-4D считается первым поколением. Впервые был представлен в 1999 году и до обновления просуществовал почти 10 лет. Мог отходить до 800 тысяч километров без капремонта.
Устанавливался на популярные модели по большому счёту для рынка Европы. Среди моделей были следующие:
- Avensis;
- Corolla;
- RAV4;
- Previa.
Более современным дизельным агрегатом считается 3S-FE, живучесть которого удивила даже самих инженеров. В серию его запустили на рубеже 90-х годов, и под капотом он побывал практически у всех разновидностей Toyota.
Особняком также стоят ещё два варианта моторов:
- 1JZ-GE;
- 2JZ-GE.
Различие в объемах – 2,5 и 3,0 литра соответственно. Такие движки способны откатать за миллион километров без капитального ремонта. Двигатели начали выпускать с конца 80-х годов.
Силовой агрегат 1JZ-GE устанавливался на следующие модели:
- Chaser;
- Cresta;
- Crown;
- Mark II;
- Mark II Wagon Blit;
- Progres.
Силовой агрегат 2JZ-GE устанавливался на следующие модели:
- Altezza;
- Aristo;
- Chaser;
- Cresta;
- Crown;
- Crown Majesta;
- Mark II;
- Origin;
- Progres;
- Soarer;
- Supra.
Эти силовые агрегаты также устанавливались в несколько моделей марки Lexus.
Toyota D4-D
Дизельный двигатель объемом до 2 литров производился вплоть до 2008 года. Имел мощность 116 лошадиных сил. Компоновка была классической в виде рядной «четвёрки». Блок цилиндров изготавливался из чугуна, головка блока цилиндров – из алюминия. Газораспределительный механизм – с 8 клапанами. Привод ГРМ – классический ременный.
Владельцы автомобилей с такими моторами очень редко приезжали на станции технического обслуживания с жалобами на работу силового агрегата. Всё, чем могли быть недовольны водители, – это работа топливных форсунок. Однако эта проблема быстро и легко устранялась. Из-за не самого высокого качества топлива через 500 километров пробега могли начаться проблемы с ТНВД, а также могли испортиться сажевый фильтр и клапаны рециркуляции выхлопных газов (EGR).
Toyota 3S-FE
2-литровый 16-клапанный мотор, который производился и устанавливался на транспортные средства в период с 1986 по 2003 годы. Область применения имела довольно широкую линейку моделей от спортивной Селика, повседневных седанов Карина, универсалов Калдина до люксовых бизнес-седанов Камри.
Мощность мотора была от 128 до 140 лошадиных сил. Этот движок считается самым надёжным в свое время и за всю историю существования корпорации Тойота.
У ДВС была разновидность с турбиной, а также с более мощной – 3S-GTE. По прочности она не уступала собрату. Оба силовых агрегата отличались хорошей ремонтопригодностью, эргономичностью и удобством в расположении узлов. При нормальном и своевременном проведении технического обслуживания такой двигатель мог пройти без серьёзного вмешательства больше 600 тысяч километров. С небольшой рихтовкой некоторые автовладельцы доводили этот показатель и до миллиона.
Toyota 1JZ-GE и 2JZ-GE
Двигатели отличаются только объемом. Оба имеют шесть цилиндров, расположенных в ряд. Атмосферные турбины не имеют.
Это самые долгоиграющие движки в корпорации Тойота. Они ходили по миллиону и даже больше километров без серьезного вмешательства со стороны мастеров автосервисов.
После капитального ремонта мотор мог спокойно отходить ещё 500 тысяч километров.
Двигатели проработаны до такой степени, что в них практически нечему ломаться. Оснастка движка крайне прочная и не деформируется ни при сильных перегревах, ни при серьезном остывании на морозе.
Внутри нет современных инновационных технологий, которые зачастую только мешают нормальной работе силового агрегата. В связи с этим не появляется масляного голодания и не изнашиваются цилиндры и клапаны. Но такая надёжность требует жертв, и это выражается в значительном расходе топлива.
Мотоциклы Toyota: как это было
Когда вы думаете о японских OEM-производителях мотоциклов большой четверки, что вы думаете? В первую очередь велосипеды, а что еще? Honda и Suzuki производят автомобили, а филиалы Yamaha производят все, от музыкальных инструментов до медицинского оборудования.
Несмотря на то, что Suzuki больше не продает свои автомобили в США, различные модели, включая Jimny, невероятно популярны во многих других странах. Kawasaki производит тяжелое оборудование и морские корабли.
Гораздо меньше говорят о том, что Toyota продавала мотоциклы в своих выставочных залах, производство длилось с 1949 по 1960 год. Модели были самыми разнообразными — от простых настроек, которые больше походили на велосипеды с двигателями малого объема, до более высоких. Машины Toyo Motors не производились компанией Toyota, но они были созданы для этой марки.
Компания Toyo Motors (которая, кстати, не имеет ничего общего с Toyo Tyres) была основана на территории нынешнего города Кария в префектуре Аити, Япония. Основатель Казуо Кавамата очень интересовался двигателями внутреннего сгорания, изучал их. После участия в разработке Roland, первого в Японии переднеприводного автомобиля, Кавамата оказался в контакте ни с кем иным, как с Киичиро Тойода, которого вы, возможно, знаете лучше как основателя Toyota.
Обменявшись несколькими письмами, Кавамата устроился на подработку в исследовательской лаборатории Toyota Motor Research в 1942 году. Дальнейшее развитие и финансирование этого проекта напрямую привели к тому, что Кавамата начала самостоятельное производство усовершенствованных двигателей для велосипедов. Вскоре после этого в 1949 году Кавамата основал компанию Toyo Motors, которая сразу же стала дочерней компанией Toyota.
Обычные люди в Японии искали надежный и эффективный транспорт в послевоенной Японии. Super Cub был идеальным, был относительно простым для понимания и ремонта самостоятельно. Подобная ситуация привела к росту популярности Vespa в Италии и во всей Европе в тот же период. За несколько лет до того, как Соичиро Хонда запустил Super Cub, Toyo Motors представил мотоциклы жаждущей транспорта японской публике. К 1952 году годовой объем производства составлял более 10 000 байков в год, что определенно было немалым подвигом. К сожалению, компанию Toyo Motors преследовали бесконечные жалобы на контроль качества. Поэтому она приняла судьбоносное решение отдать на аутсорсинг почти все свое производство.
Как и кем определяется надежность
Зачастую на продолжительность эксплуатации автомобиля влияют не только технические составляющие и погодные условия. Важными факторами также считаются состояние водителя и его стиль вождения.
В особенности этот вопрос касается женщин за рулём. Девушки менее терпеливы и выносливы во время вождения, поэтому часто не стремятся при движении сберечь подвеску или двигатель.
Тем не менее понятие надёжности автомобиля – это совокупность нескольких факторов. Основные из них следующие:
- совпадение с исходными требованиями, которые предъявляются к надёжности и безопасности транспортного средства;
- документация и заключения о проведении и результатах комплексных дорожных испытаний;
- производственный процесс;
- сбор обратной связи от потребителей и работы с эксплуатируемыми экземплярами на специализированных станциях обслуживания.
Перед тем как оказаться в руках потребителя, новые транспортные средства тестируются у независимых экспертов. Эти испытания продолжаются и после того, как версия уходит в серию.
Так, Toyota Camry была протестирована ассоциацией ANCAP из Австрии. Именитая компания присвоила высший балл надёжности этой «японке». Тестирования проводил и американский институт страхования и безопасности IIHS и также дал высокую оценку надёжности транспортного средства.
Тойота Хайлюкс проходила тестирование дважды. В первый раз результаты исследования не устроили самих производителей, и они доработали некоторые элементы. Тестирования проводила Европейская программа оценки новых автомобилей Euro NCAP. Первое испытание показало 3 балла из 5, второе – все 5 баллов.
В мире есть несколько подобных организаций, которые профессионально исследуют уровни надёжности эксплуатации и безопасности автомобилей. Во время проведения тестов они берут за основу большое количество информации, которую им предоставляют сами производители, а также эксплуатирующие организации, страховые фирмы и СТО. Среди наиболее известных можно назвать следующие:
- DEKRA – союз автомобильного надзора из Германии. Опираются на данные техосмотров;
- TUV – ассоциация технического надзора, основывающая свои заключения на техническом осмотре транспортного средства;
- ADAC – европейское общество автомобилистов, согласовывающее отказы от машин из-за технических неисправностей;
- Warranty Direct – английская фирма, которая собирает статистические данные путём опроса автомобилистов.
Все организации постоянно составляют рейтинги, за правдивостью которых пристально следят сами производители. Если та или иная статистика начинает портиться, автоконцерны сразу реагируют на подобные заявления и принимают меры.
Toyota Century первого поколения (1967-1997)
Toyota Century первого поколения
Century с английского языка переводится как век, столетие. Это говорящее название для автомобиля выбрали не спроста. Toyota Century был выпущен в ноябре 1967 года, по случаю столетнего юбилея основателя фирмы — Сакичи Тойоды. Автомобиль предназначался для членов императорской фамилии, высших государственных чиновников и крупных бизнесменов. Как следствие он проектировался с особым упором на комфортабельность.
В основе машины находилось рамное шасси от представительского Toyota Crown Eight (G10). Дабы увеличить полезное пространство салона, колесную базу удлинили на 110 мм, доведя ее до 2860 мм. Общая длина автомобиля составила 4980 мм, ширина 1890 мм. На момент появления Toyota Century являлся самым большим легковым автомобилем японского производства. Помимо шасси от Crown Eight позаимствовали 8-цилиндровый V-образный двигатель, попутно увеличив до 3 литров его рабочий объем. На фоне заморских агрегатов мощность в 150 л.с. не впечатляла. Зато мотор отличался очень тихой и плавной работой, а его крутящий момент в 235 Нм был вполне достаточен для размеренного передвижения. Тем не менее спустя пять лет конструкторы довели рабочий объем двигателя до 3,4 литров. Крутящий момент при этом увеличился до 278 Нм, а мощность до 180 л.с. Изначально двигатель агрегатировался только с 3-ступенчатой механической коробкой передач, однако в 1974 году его заменили на фирменный четырехдиапазонный «автомат» Toyoglide.
Автомобиль первого поколения имел пневматическую подвеску, регулируемую рулевую колонку и барабанные тормоза
Вообще с Toyota Century тойотовцы ввели себя очень аккуратно, постепенно улучшая автомобиль только в тех аспектах, которые гарантированно улучшат потребительские свойства продукта. Такой подход в общем-то был оправдан, учитывая насколько консервативна японская публика из высшего света.
Экстерьер машины какими-то изысками не отличался, зато в отличие от основного конкурента — Nissan President, был оригинален и напрямую американские аналоги не копировал. Внешний вид автомобиля выдержан в спокойном прямолинейном стиле. Богатое убранство кузова подчеркивал хромированный декор: окантовки окон, бамперы, зеркала, колесные колпаки и даже дверные ручки были покрыты «блестящим металлом». По заведенной в Японии традиции модели для внутреннего рынка имели оригинальные логотипы. На решетку радиатора, колпаки и крышку багажника, создатели поместили священную птицу Хоу-Оу приносящую удачу, а по совместительству являющуюся эмблемой японской правящей династии.
Панель приборов соответствовала духу времени
Как и полагалась автомобилям этого класса, салон Toyota Century был выстроен вокруг только одного человека — высокопоставленного пассажира. Его комфорт обеспечивали мягкие сиденья с тканевой обивкой, электростеклоподъемники и ажурные оконные шторки (фирменная черта Toyota Century). Мало-помалу автомобиль обрастал новым оборудованием. В 1971 году в комплектацию ввели кондиционер и АМ радиоприемник. Спустя два года появился автоматический доводчик дверей и радиоприемник с АМ/FM диапазоном. По технической части также шел процесс обновления. С 1973 года передние барабанные тормоза заменили на дисковые, спустя пять лет карбюратор вытеснила впрысковая система питания. В 1982 году установили новый 4-литровый мотор мощностью 190 л.с., а в пневмоподвеску внедрили автоматическую систему выравнивания.
При всем при этом внешность автомобиля практически не менялась. В том же 1982-м слегка обновили оформление передней и задней частей автомобиля. И на этом все. В таком виде Toyota Century выпускался до 1997 года. А зачем что-то менять, если потенциальных покупателей все устраивает! Разве что во время подъема японской экономики в конце 1980-х, в дополнение к базовой модели выпустили версию Century Limousine с увеличенной на 650 мм колесной базой. Для тех кого слишком длинный Лимузин не устраивал в 1990 году выпустили модификацию Toyota Century Type L с увеличенной на 150 мм колесной базой.
Экспорт Toyota Century первого поколения был не предусмотрен в принципе, так что все машины выпускались исключительно в праворульном исполнении. По меркам своего класса изготовили их немало — 32453 экземпляра.
1968
DT1
Дебютироваший на токийском моторшоу 1967 года DT1 стал первым в истории мотоциклом двойного назначения (эндуро). Появился он как ответ компании на потребности американского рынка, где любители часто переделывали кроссовые мотоциклы для езды по дорогам. DT1 также ведёт родословную от кроссовой машины – YX26, которая, в свою очередь, взяла за основу европейский Bultaco. Двигатель, а точнее, его характеристика, была великолепна: при мощности 18,5 л. с. он превосходно тянул с самых низких оборотов. Даже заводской гонщик Bultaco Сэм Милл, прокатившись на мотоцикле, отметил необычайно гибкую характеристику крутящего момента. Мотоцикл, позволяющий водителю уверенно чувствовать себя на дороге и бездорожье, оказался очень востребован. Помимо удачного двигателя, он обладал лёгкой и жёсткой ходовой частью, обеспечивающей уверенную управляемость на всех типах покрытий.
Дебют DT1 открыл новый пласт мотоциклетной культуры: вся Япония увлеклась внедорожными гонками, путешествия по труднопроходимым местам приобрели невиданную популярность. Тёплый приём ждал модель и в США. Мотоцикл оказался настолько удачен, что его успешно использовали и в мотокроссах: благо, двигатель, выполненный с огромным запасом прочности, позволял форсировку до 30 л.с.
Yamaha DT1, получившая премию за лучший дизайн года, обусловила появление целого класса мотоциклов: в 1969 году появилась модификация АТ1 с двигателем 125 см3, в 1970 – НТ1, 90 см3 и RT1 – 350 см3. Увлечение мотоциклами эндуро пережило небывалый подъём по всему миру.
246 см3; 18,5 л. с. при 6000 об/мин; 112 кг
«Электрика» будущего
В ближайшие годы Toyota расширит модельный ряд, включив как минимум 10 новых электромобилей, в том числе 6 глобальных. Один из них — кабина Toyota C + для двух человек с электрическим приводом, уже доступная в Японии. Автомобиль имеет длину 2,49 метра и вес 690 кг. Максимальная скорость 60 км/ч также является максимальной скоростью, разрешенной для городского движения в Японии. Дальность действия — 150 км. Электрическая версия кроссовера Toyota C-HR и двухместная модель IZOA продаются в Китае, а электрические версии Proace и Proace City продаются на отдельных европейских рынках.
Toyota e-Racer
Что касается концептов, нельзя игнорировать автономный Toyota e-Racer с электроприводом. Однако сложно предсказать, пойдет ли он в производство, и если да, то будет ли он выглядеть так же захватывающе, как концепт 2019 года.
Toyota также представила новую электрическую концепцию, которая знаменует появление целой линейки серийных автомобилей, разработанных на платформе e-TNGA.
Первый в мире электрический внедорожник
Toyota продолжала работу над прототипами электромобилей (EV) в 1990-х годах параллельно с разработкой первого в мире серийного гибридного автомобиля — Prius. Ключевым явилось долгосрочное исследование концерна новых типов литий-ионных аккумуляторов, значительно превосходящих по эффективности традиционные свинцовые аккумуляторы, отличающиеся меньшим весом.
Toyota Prius, 2012
Toyota RAV4 (XA10) — мировой бестселлер и предшественник в сегменте внедорожников, представленный в мае 1994 года, был переоборудован в полностью электрическую версию электромобиля с передним приводом всего за два года. Он предлагался в Японии с 1996 года, а в США с 1997 года, в основном в штате Калифорния. Машины, предназначенные для американского рынка, собирались на заводах в Тойота-Сити (Япония). Внешне (если не считать надписи «EV») машина практически не отличалась от версии с двигателями внутреннего сгорания.
Toyota RAV4 (XA10), 1994
RAV4 EV 1-го поколения приводился в движение синхронным электродвигателем с постоянными магнитами. Он достигал максимальной мощности 67 л.с. и крутящего момента 191 Нм при скорости вращения до 1500 об/мин. Никель-металлогидридные (Ni/MH) батареи были разработаны в сотрудничестве с Panasonic. Они состояли из 24 модулей, каждый с напряжением 24 В и емкостью 95 Ач.
Напряжение приводной системы составляло 288 В. Вес аккумуляторной батареи превышал 450 кг. Для полной зарядки от зарядного устройства на 6,6 кВт (220 В) требовалось более 5 часов. Максимальная дальность пути составляла 153 км. Автомобиль развивал 125 км/ч и разгонялся от 0 до 100 км/ч чуть более чем за 17 секунд. В RAV4 EV используются некоторые элементы описанного выше микрокарта Toyota eCom.
К ноябрю 2002 года индивидуальные клиенты и автопарк США заказали 1484 электромобиля RAV4, и в общей сложности было построено около 1900 автомобилей (в том числе и автомобили, проданные в Японии). Цена базовой версии превышала 40 тысяч долларов: RAV «Электрик» был более чем в два раза дороже бензиновой версии. Конструкция отличалась высоким качеством и прочностью. Система питания RAV4 EV второго поколения (с 2012 года) была разработана Toyota в сотрудничестве с Tesla в 2009—2011 годах.
Toyota RAV4 (XA10) 1994 салон
Электрический асинхронный двигатель переменного тока развивал мощность 154 л.с. Использовались литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы весом около 300 кг и общим напряжением 386 В. Их разместили под полом багажного отделения. В режиме S (спорт) автомобиль развивал 160 км/ч, в режиме N (нормальный) автомобиль разгонялся до 138 км/ч.
В сентябре 2012 года RAV4 EV второго поколения стоил 49,8 тыс. долларов, но постепенно были введены более привлекательные условия финансирования и поддержка в виде федеральных и государственных субсидий для автомобилей с низким уровнем выбросов. В калифорнийских салонах Toyota скидка составила 2,5 тысячи долларов. Клиент также получал более 7 тысяч долларов «зеленой» федеральной субсидии. К сентябрю 2014 года было произведено 2489 электромобилей RAV4 второго поколения.