Что такое люфт руля, его причины и устранение

Для чего предназначен стояночный (ручной) тормоз

Основные неисправности стояночного тормоза требуют немедленного устранения. Механизм ручного торможения нужен для пресечения какого-либо движения машины на сколь угодно длительный промежуток времени. Он также применяется, если есть поломка основной системы, для дополнительного торможения или при необходимости одновременно начать движение и противостоять скатыванию машины.

Если в автомобиле присутствует неисправность данной системы, то эта проблема может служить источником опасности как для окружающих, так и для самого водителя. Именно включенный стояночный тормоз блокирует задние колеса и предотвращает неконтролируемый спуск даже при стоянке на крутом склоне.

Системы ручника делятся по типу механизма тормоза и способу их использования. При этом необходимо отметить вариативность устройства, наблюдаемую как от производителя к производителю, так и от марки к модели автомобилей.

Большинство легковых автомобилей используют систему стояночного тормоза, установленную на задние колеса. Делится данный вид механизма на два типа:

  • Задний барабанный — состоит из пары колодок полукруглой формы, находящихся внутри барабана цилиндрической формы. С одной стороны колодки жестко закреплены, а на другой находится поршневой механизм, который, при срабатывании ручника, заставляет их сдвигаться.
  • Задний дисковый — состоит двух тормозных колодок и специального диска, который закреплен на оси автомобиля. Механизм устроен так, что при активации стояночной системы сжимаются тормозные колодки, препятствуя дальнейшему движению авто.

Необходимо отметить, что существуют две конструкции устройства торможения: механическая и гидравлическая. Поломка каждой из систем недопустима. Первая основана на использовании силы человека, оказывающего давление на ручник, и системы тросов. В гидравлической используется сила давления жидкости, которая создается поршнем.

Причины основных неисправностей стояночного тормоза могут различаться в зависимости от системы торможения и ее типа.

Как устроен механизм срабатывания тормозов? В момент затягивания стояночной системы натягивается трос, который соединяет рычаг с механизмом колодок. Под воздействием натяжения тросика срабатывает механизм торможения, зажимая колеса колодками. Если водитель перестал тормозить, возвратная пружина приводит механизм в исходное состояние.

Разберем подробнее данную систему. В специальной пластиковой оболочке находится трос, который соединен с рычагом управления. Трос свободно двигается в данной оболочке. Далее тросик на своем пути проходит через регулировочный болт, который можно ослабить или затянуть. В этом месте происходит разделение троса на два более маленьких. Каждый из них идет к своему тормозному механизму. Каждый из механизмов осуществляет торможение заднего колеса. Описание конструкции показывает, где возможна поломка.

Проще говоря, фиксация авто на месте происходит при сведении колодок вместе, а сближаются колодки из-за натягивания троса, который активируется срабатыванием стояночной системы.

Люфт руля — возможные причины и устранение

Люфт руля — распространенная среди автовладельцев проблема. Этот дефект влияет не только на комфортную, но и на безопасную езду. Неисправность рулевого колеса может привести к ситуациям, когда нельзя будет быстро выполнить маневр. Если не устранить дефект, он может повлечь за собой множество последствий.

Рассмотрим, какие могут быть причины люфта руля и как устранить эту проблему.

Почему возникает люфт. Когда автомобиль эксплуатируется долгий срок, в неисправность постепенно приходят следующие элементы:

  • тяги;
  • подшипник;
  • вал сошки;
  • втулки;
  • поверхность ролика.

Через определенный период времени зазор в руле начинает расширяться. Это приводит к появлению различных шумов и вибрации. Кроме того, автомобиль начинает вести себя неустойчиво во время движения. Если двигаться с поломанным рулевым колесом на высокой скорости, можно стать участником серьезного ДТП.

Причины изнашивания. В каждом отдельном случае люфта руля нужно проводить тщательную диагностику. Но, в большинстве случаев, он быстро изнашивается по следующим причинам:

  1. Плохие дороги. Если автомобиль эксплуатируется в условиях плохих дорог с ямами и кочками, рулевой механизм более подвержен поломке. Все механические воздействия влияют, в первую очередь, на колеса, соответственно — на руль.
  2. Плохая резина. Из-за некачественной резины эксплуатационный срок многих деталей значительно сокращается, среди таких элементов — подвеска, шарниры и рулевые тяги. Если резина обладает плохими амортизационными свойствами, рулевой механизм долго не протянет.
  3. Крепления. Очень распространенная проблема, которая решается в считанные минуты. У крепления рулевого колеса иногда ослабляются гайки.

Как устранить люфт руля. Рассмотрим, как можно устранить избыточный люфт руля. Если причина поломки заключается в плохом креплении, необходимо сделать следующее:

  • убрать декоративную панель с руля;
  • затянуть гайку при помощи торцового ключа.

Еще одна причина поломки — износ тяги. В процессе эксплуатации зазоры в узлах расширяются и это приводит к увеличению люфта. Устранить проблему можно так:

  • снять гайку крепления и открепить узел;
  • снять шарниры и вставить новые детали;
  • поставить тяги и закрутить их на место.

Еще одной распространенной причиной является плохое крепление регулировочных тяг, которые предназначены для регулировки схождения колес. Настройка угла схождения могла спровоцировать выскакивание тяги. Чтобы устранить данную проблему, нужно закрепить узел заново по инструкции к автомобилю.

Итог. Исправный рулевой механизм так же, как и тормозная система, обеспечивают безопасность во время движения. Поэтому любую неисправность и проблему, связанную с рулевым колесом, необходимо устранять сразу же.

Возможные неисправности системы AEB

Автоматическая система торможения часто самостоятельно отключается в процессе эксплуатации транспорта, а на панели управления загорается индикатор «Camera blocked» («Камера заблокирована»).

Причиной такого поведения датчика могут стать внешние факторы, под воздействием которых дальнейшая работа камеры будет невозможна. Устранить недостаток можно путем удаления грязи, снега или мусора с лобового стекла. Замена камеры не решит проблему, если водитель не сможет создать условия для ее нормального функционирования.

Если датчик видеокамеры заблокирован грязью или снегом, автоматизированная система может на время отключиться. В этом случае на дисплее у водителя появляется соответствующее уведомление. Некорректная работа технологии иногда наблюдается на участках открытой местности, когда после включения двигателя устройство не может обнаружить ни один объект.

Если водитель привык полагаться на систему автоматического торможения, безоговорочно доверяя показаниям датчиков, при вождении автомобиля в плохих погодных условиях или на открытой местности, ему следует быть особенно осторожным.

Нарушение функционирования системы автоматического торможения возможно в следующих случаях:

  • Камера заблокирована грязью или другим объектом.
  • При плохих метеоусловиях (особенно в случаях интенсивных осадков).
  • Регистрирующая способность датчика камеры ограничена.
  • Транспортное средство, находящееся в поле зрения камеры, слишком мало для обнаружения (например, велосипед).
  • Находящееся впереди транспортное средство имеет слишком большие габариты (к примеру, тягач с прицепом или трейлер).
  • Плохая видимость ввиду недостаточного или слишком сильного освещения.
  • У впереди идущего транспортного средства неправильно работают задние фонари.
  • Резкое изменение освещенности (например, при въезде или выезде из туннеля).
  • Большое количество бликов, когда свет от уличных фонарей или впереди идущего авто отражается на влажной поверхности дороги.
  • Отсутствие обзора дороги из-за запотевшего ветрового стекла.
  • Неравномерная траектория движения впереди идущего транспортного средства.
  • Движение авто осуществляется через зону застройки, по грунтовой дороге или через железнодорожные пути.
  • Транспортное средство передвигается по закрытому пространству (например, в пределах подземной парковки).
  • Плохое состояние дорожного покрытия провоцирует чрезмерную вибрацию автомобиля во время движения.

В случае необходимости, если предупреждающие сообщения появляются на дисплее слишком часто, систему автоматического торможения можно временно отключить.

Что можно сделать самому

Ответ на этот вопрос зависит от трех факторов:

  • ваших навыков авторемонта;
  • имеющегося у вас оборудования;
  • доступности запчастей или расходников.

Если вы самостоятельно и, притом успешно, выполняли какие-то серьезные ремонтные работы в вашей машине, например, перебирали двигатель или подвеску, то теоретически, справитесь и с любым дефектом рейки. Даже если у вас не хватает знаний, в магазинах и на форумах автолюбителей есть масса информации по таким работам. А большая часть необходимого оборудования является универсальной, поэтому вам потребуется лишь несколько специальных инструментов. Если вы смогли достать запчасти для предыдущего ремонта, то справитесь и тут.

Для самостоятельного ремонта рейки нужны умение, инструменты и запчасти

Но тем, кто никогда не выполнял никаких серьезных ремонтных работ (хотя бы самостоятельной замены тормозных колодок), лучше не экспериментировать с рейкой. Ведь любая ошибка может привести не только к усугублению проблемы, но и к тяжелым травмам.

Большинство автолюбителей даже не умеют правильно вывешивать машину, оставляя ее на домкрате, из-за чего любое сильное воздействие на подвеску или рулевое устройство может привести к опрокидыванию домкрата и падению транспортного средства.

Описание рулевого люфта автомобиля

Первый механизм в авто, где стоит ожидать появления нештатного свободного хода, – это рулевая колонка. Конструктивно она представляет собой шток, зафиксированный на валу, содержащем шарниры.

Все эти составляющие соединяются посредством зубчатой передачи. Даже только что выпущенная с завода, она имеет некоторый зазор. Это конструктивно предусмотренное решение нужно для того, чтобы предотвратить слишком сильный износ краев зубцов в результате трения.

Чтобы убедиться в наличии люфта, нужно вращать руль в разные стороны таким образом, чтобы не менять направление колес. Эксплуатация авто неизбежно вызывает увеличение свободного хода в подвижных соединениях. Причина тому банально проста – естественная амортизация деталей.

Так как по естественным причинам зубчатые и шарнирные передачи изнашиваются постепенно, то заметить увеличение рулевого люфта автомобиля достаточно проблематично. Для контроля над процессом нужно время от времени проводить проверку свободного хода. В случае легковой машины считается допустимым люфт руля в пределах трех сантиметров.

Встречаются ситуации, когда отклик на поворот руля становится более вялым прямо во время езды. Тогда нужно как можно быстрее прекратить движение и выяснить причину такого поведения авто.

Стуки, скрип и вибрация, а также произвольное изменение заданной траектории движения – это также признаки поломки рулевого управления. Все они опасны, потому что водитель с неисправным рулевым механизмом может не справиться с управлением и спровоцировать аварию.

Как определить неисправность рулевой рейки

Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как понять неисправность рулевой рейки? В большинстве случаев сделать это можно, непосредственно, находясь за рулем автомобиля, однако износ втулки или выработка в корпусе диагностируется только при снятии или разборке. Также выявить неисправность можно по вышеописанным признакам.

Как проверить рейку рулевую на неисправность и что делать

Диагностику неисправности рулевой рейки необходимо выполнять, основываясь на признаки которые появляются при эксплуацаии. Для начала опишем диагностику рейки с ГУР.

Гул при повороте

Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.

Утечка жидкости ГУР

Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.

Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.

Стук при езде в передней оси

На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.

Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.

Порванный пыльник на тяге

При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной

Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.

Рулевая рейка с электроусилителем

Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.

Разбитые втулки

Чаще всего причиной возникновения гула и/или дребезжания руля при повороте (и даже без него) становятся разбитые втулки. Соответственно, нужно выполнить демонтажные работы и проверить их состояние. Обычно восстановлению они не подлежат. Поэтому можно поступить двумя способами — поменять электроусилитель вместе с рейкой в сборе, либо же купить и использовать ремонтный комплект, состоящий в том числе и из втулок.

Заодно имеет смысл проверить состояние червячной передачи (шестерни). Она выходит из строя гораздо реже, однако, если автомобиль имеет большой пробег — обязательно стоит ее проверить.

Датчики поворота

Проверка работы датчиков крутящего момента осуществляется методом компьютерной диагностики. Тут желательно обратиться за помощью в автосервис. Но, как правило, датчики — это достаточно надежные устройства, поэтому редко выходят из строя. такой датчик начинает “глючить” если пыльник, который установлен над ним, поврежден, и во внутрь попадает влага.

Электропривод руля

В современных ВАЗах с ЭУРом, при значительном пробеге могут наблюдаются проблемы с электродвигателем. Это ощущается по увеличивающемуся усилию на рулевом колесе. Соответственно, в таком случае желательно проверить состояние щеток, подшипников и обмоток электродвигателя.

Аналогично, как и при проверке гидравлической рейки, нужно обратить внимание на состояние пыльника, наконечников, тяг

Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля

1. Целесообразность установки контрактных запчастей

«Контрактная рулевая рейка непредсказуема. Ведь если она хранилась долго, то высока вероятность быстрой поломки. Я сторонник ремонта оригинальной. Например, год назад обращался к хорошему мастеру на СТО. Он заменил мне втулку и все сальники. До сих пор езжу без проблем».

2. Проблемы ремонта в СТО

«Какое-то время ездил с рулевой рейкой, которая текла и дребезжала. Периодически подливал жидкость. Решился на ремонт, установил контрактную рейку. Но неудачно – стал хрустеть рулевой кардан. Так и езжу до сих пор. Обращался в сервис с претензией. Ответ был такой: карданчик хрустел и раньше, но дребезг рейки заглушал этот звук. Ругаться с ними не стал, как и требовать устранения дефекта, ведь теперь не доверяю им. Умудрились подпортить свою репутацию еще и тем, что забыли прикрутить стойки. Авторитет профессиональных СТО теперь сильно хромает у меня».

3. Особенности диагностики свободного хода

«Рулевой люфт автомобиля вы почувствуете без визита на сервис или диагностики в гараже. Ведь это угол, на который вращается руль без влияния на направление колес. Из ямы это можно достаточно просто определить – просто покачать тягу рукой. Если ничего подозрительного не обнаруживается – значит, всё хорошо. Но без обследования при помощи ямы сложно будет определить источник люфта – тяги, рейка или редуктор».

4. Трудности при поиске причин

«Вот как проявляется неисправность:

  • при движении по неровностям – стук;
  • он отдаёт в руль;
  • при маневрировании, когда меняется поворот слева направо или справа налево – происходит щелчок;
  • как бы ни был повернут руль, автомобиль меняет траекторию самопроизвольно;
  • когда машина стоит, небольшой поворот рулем передается только на одно колесо, другое неподвижно. По сути, это и есть люфт рулевого колеса легкового автомобиля.

К сожалению, четко понять нет возможности. Все потому, что свободный ход в рулевом наконечнике и тяге схожи по проявлениям. Также легко спутать люфт тяги с неисправным сайлент-блоком или рейкой. Похоже стучат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, в некоторых случаях непосредственно амортизатор или опора стойки».

5. Каким образом стопроцентно определить люфт

«Тяги тоже могут давать люфт, самое слабое место – пластиковая втулка в рейке. Недавно диагностировал рулевую своего авто. Мастер говорил, что люфт справа, а я не верил, так как при дергании ничего не проявлялось. Но стоило снять тягу и зажать в тисках, а затем подергать – свободный ход стал хорошо заметен. Втулка тоже очень разбита, но временно вернул ее на место, зажав хомутом. Потому что нужно ждать доставку новой».

6. Подготовка к ремонту

«Первым делом нужно зажать все крепежи. Когда приобрел свою машину, по дороге из салона до сервиса вела себя непредсказуемо на дороге. После зажатия стала управляться уверенно и четко. Какова бы ни была скорость, можно отпустить руль вовсе, и машина держит курс. Никаких виляний, ничего. Если, конечно, на дороге нет колеи. В любом случае неисправность нужно исследовать по месту».

2 типа диагностики рулевого управления на СТО

Применяется два типа диагностики рулевого управления – узконаправленная и комплексная. Комплексная используется, если автомобиль не ездил длительное время. Тогда обязательной проверке подвергаются детали и узлы рулевого механизма для определения степени их работоспособности. Дело в том, что простой плохо сказывается на состоянии комплектующих – они закисают, подвергаются коррозии, а масло без движения изменяет свои рабочие параметры из-за воздействия температуры.

При частой езде по плохим дорогам с ухабами и неровностями, с грунтовым покрытием нужна комплексная диагностика технического состояния рулевого управления. Первым делом повреждаются детали подвески и рулевого механизма. После эксплуатации авто в таких условиях расшатываются рулевые наконечники и тяги, появляется люфт в штоке рейки, на валах колонки и распределителя, наблюдаются подтеки масла, гудение насоса, прерывистое, с провалами, либо затрудненное вращение руля.

Кроме того комплексная диагностика нужна, если в ГУР залито старое и загрязненное масло. Безусловно, недопустимо так запускать автомобиль.

Если факт эксплуатации просроченного масла имел место, будьте готовы вскоре к полной диагностике, разборке и чистке всей системы рулевого управления.

Старое масло накапливает мелкие частицы металла, образующиеся в процессе износа комплектующих. Эти примеси очень опасны для насоса гидроусилителя, могут негативно сказаться на работе рулевой рейки, закупорить шланги и трубки.

Не обойтись без комплексной диагностики при покупке машины с рук. В данном случае актуальна проверка не только рулевой, но всех систем автомобиля. Ведь точно не известно, сколь хорошо предыдущий хозяин следил за автомобилем и какое состояние у транспортного средства в настоящее время.

Комплексный осмотр поможет выявить причину неисправности, если персонал СТО затрудняется это сделать. Вряд ли на профессиональных или специализированных сервисах вообще возможна подобная проблема. Но случается, что самые опытные сотрудники не в силах быстро найти источник неполадок в автомобиле, именно тогда и прибегают к диагностике всех механизмов и узлов рулевого управления с гидроусилителем.

Узконаправленное обследование используется в тех случаях, когда удалось обнаружить поломку при первом осмотре. В этом случае неисправный узел демонтируют с авто и исследуют при помощи стендов для проверки рулевых механизмов или специальных инструментов, чтобы точно локализовать неполадку и определить ее причину.

Как на практике ведет себя система автоматического экстренного торможения

Наличие системы автоматического торможения, разумеется, не является гарантией того, что вы сможете избежать дорожно-транспортных происшествий

Более того, она не обладает скоростью человеческой реакции и не может принять во внимание все факторы, которые может учесть водитель. Так насколько же надежны автоматические системы торможения?

Начнем с того, что первые автоматические системы были установлены на автомобили компании Volvo. Еще 10 лет назад их машины могли автоматически тормозить перед препятствиями, а также могли отличить транспорт от пешехода.

Практически в то же время функция круиз-контроля трансформировалась в настоящий автопилот, наличие которого позволяет не держать руки на руле и просто наслаждаться поездкой. Однако стоит отметить, что полноценная работа данной функции возможна только при соблюдении ряда условий.

Так, дорожная разметка должна быть четко прорисованной, знаки должны быть хорошо видны, а все дорожное пространство должно быть обустроено по международным нормам и правилам. В противном случае машина просто не поймет, в каком направлении ей нужно двигаться. С учетом того, что большинство дорог в нашей стране не отвечает вышеперечисленным критериям, владельцы дорогих автомобилей практически не пользуются автопилотными функциями по назначению.

Однако в контексте данной статьи мы разбираем не автопилот в целом, а только говорим о функции автоматического торможения. Основной целью создания подобных систем было повышение безопасности. Всем известно, что самыми частыми причинами возникновения аварийных ситуаций являются невнимательность участников дорожного движения и отсутствие своевременной реакции водителя.

В теории, наличие системы автоматического торможения должно позволить хотя бы частично ослабить контроль над происходящим на дороге. Но это не совсем так.

Практика показывает, что технологии, осуществляющие автоматическое торможение, не отличаются высокой надежностью. Не в любой ситуации система может затормозить так, чтобы сохранить целостность автомобиля. Предлагаем подробнее остановиться на специфике работы, достоинствах и недостатках современных устройств автоматического торможения.

Видео о том, как работает AEB на автомобиле Volvo XC90:

Где может появиться люфт

Видео: Как устранить ход руля (рулевого вала).

  1. Пройдемся по всем этим соединениям. Карданная передача позволяет изменять угол наклона колонки, обеспечивая большую комфортабельность, хотя это ее не главное предназначение. Карданная передача обеспечивает дополнительную безопасность при столкновении, поскольку при ударе дает возможность изменить положение колонки, не травмируя водителя. Эта карданная передача является одним из самых надежных соединений в рулевом управлении, но и в нем может образоваться люфт. Проверить наличие люфта в карданной передаче очень просто, достаточно рукой удерживать нижний вал, соединенный с шестерней, а второй рукой – повращать руль. Биение, стуки, возможность хоть малейшего вращения рулевого колеса будет указывать на сильный износ или повреждение карданной передачи.
  2. Второе соединение, и одно из наиболее важных – шестерня-рейка. Именно это соединение обеспечивает преобразование вращения в движение рейки. И для точной передачи необходимо соблюдение зацепления между зубьями этих элементов. Поэтому в конструкцию механизма включен упор рейки, поджимающий её в шестерне. Также рейка двигается по втулкам, исключающим ее колебательные движения. Но со временем втулки изнашиваются, зубья рейки и шестерни тоже, поэтому в соединении появляется люфт. Первое время устранить зазоры можно путем закручивания упора, чтобы выбрать люфт, но в конечном итоге придется проводить ремонт механизма с использованием ремкомплектов.
  3. Следующее соединение – рулевых тяг к рейке. Тяги крепятся к рейке при помощи болтов. Но, чтобы тяги не передавали на механизм колебательные движения, которые они получают от колес, на концах тяг со стороны рейки сделаны проушины, с установленными в них сайлент-блоками. Данные резинотехнические элементы выполняют демпфирующую функцию. Но со временем от воздействия окружающей среды, рабочих жидкостей авто, хим. реагентов с дороги, резиновая составляющая сайлент-блоков стареет и расслаивается. При обнаружении сильного износа этих сайтент-блоков, проявляющееся обычно сильным стуком со стороны рулевого механизма, эти резинотехнические элементы просто заменяются.
  4. Последнее соединение рулевого управления – рулевых тяг с поворотным кулаком. Чтобы обеспечить подвижность этого соединения, на концах тяг расположены рулевые наконечники. Этот наконечник представляет собой корпус, в который установлен шаровой палец. Благодаря полусферической поверхности пальца, они имеет возможность менять угол относительно корпуса. Причем палец посажен в корпус достаточно плотно, но во время эксплуатации он изнашивается, приводя к появлению люфта, сопровождающегося стуком со стороны амортизационных стоек. При появлении люфта в наконечниках – они заменяются.

Как устранить поломку

На большинстве реек есть регулировочная гайка. Именно ее настраивают, чтобы убрать люфт в рулевой рейке. Регулировку можно сделать с нижней части автомобиля или же через верх из‐под капота, в зависимости от того, где расположен винт или гайка на рейке. Обычно они находятся в торцевых крышках. Лучше, чтобы был гараж с ямой. Но если нет таких условий, тогда нужно домкратить переднюю часть авто.

Когда люфт оказывается выше нормы (более 10), нужно поднять автомобиль и сделать следующие:

  • найти регулировочный болт либо гайку и медленно подтянуть ее;
  • крутить винты нужно медленно, периодически проверяя свободный ход.
  • после подтяжки глянуть, как вращается руль. Если он тугой, регулировочный болт отпустить на полоборота.

Таким образом можно самостоятельно убрать люфт в рулевой рейке. Это, конечно, не полноценный ремонт, и в случае износа шестерни или зубьев руль не будет вращаться, как на новом автомобиле. Но ближайший год‐полтора можно ездить без проблем.

Если после регулировки свободный ход все равно остался, выполните диагностику. Если руль «ходит» при выключенном моторе, осмотрите все элементы рулевого управления. Это могут быть:

  • изношенные наконечники;
  • вышедшие из строя крестовины в рулевой колонке;
  • выработанные зубья на рейке;
  • увеличенные зазоры в рулевом редукторе;
  • изношенные шаровые.

Износ зубьев

Если люфт ощущается в момент движения, обратите внимание на следующие моменты:

Признак

Причина

Увод в сторону на ходу

Не отрегулировано схождение колес

Шум при повороте руля

Малый уровень жидкости ГУР в бачке

Стуки спереди при проезде ям

Износ наконечников

Вибрации на руле

разбалансировка дисков, либо износ шаровых

Руль схватывает рывками, закусывает

Износ рейки

Если люфт ощущается при торможении, это могут быть:

  • изношены либо сломаны ступичные подшипники;
  • плохо затянуты крепления ступиц;
  • слабо затянуты болты в местах крепления рулевого механизма;
  • изношенные колодки либо диски.

Самая печальная причина — износ шлицов. Руль банально прокручивается на своей оси. Рейку приходится, что называется, капиталить.

Переборка рейки

При износе карданного шарнира промежуточного вала нередко можно наблюдать эффект «зубчатой шестеренки» — руль затирается при его кручении. Машина становится «ватной» на дороге, почти не слушается руля. Единственный способ победить такой люфт — заменить промежуточный вал на новый.

Рулевое управление — один из важнейших механизмов наряду с тормозной системой. Если руль имеет большой свободный ход, есть стук в передней подвеске или другие дефекты, не медлите с диагностикой. Вовремя обнаружив неисправность, можно неплохо сэкономить на ремонте, а самое главное — получить исправный автомобиль, который не влетит в отбойник на скорости, забрав не дай Бог чью‐то жизнь. Берегите себя и своевременно обслуживайте свои автомобили!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: