У итальянцев свой светофор…
А вот еще два интересных факта. Во-первых, желтый сигнал светофора появился в 1918 году, а во-вторых, в Советском Союзе первый светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка в Москве.Итальянский «светофор»Фото: congerdesign, pixabay.com
И последнее: самый «крутой светофор» придумали итальянцы. Так они называют специальную диету, согласно которой можно сбросить несколько килограммов, не моргнув глазом…
- Начинать прием пищи они советуют с продуктов желтого цвета. Например, картофель, тыква, омлет, болгарский перец соответствующего цвета, банан, апельсин, хурма, мандарин.
- Далее, отдохнув 5−10 минут, итальянцы переходят к зеленому: салату, петрушке, кинзе, укропу, луку! Далее идут огурцы, капуста, стручковая фасоль, горох. Потом — яблоки, киви, виноград, крыжовник…
- И наконец трапеза завершается продуктами и блюдами красного цвета: креветки, лобстеры, лососина, помидоры, морковь. А закончить все рекомендуется малиной, клубникой, вишней, гранатом.
Как видите, здесь цвета тоже «переключаются» один за другим…
Зачем детективу светофор?
В 1912 году детектив городской полиции Солт-Лейк-Сити 24-летний Лестер Вайр продолжил историю изобретения — придумал первый электрический светофор. Сначала он сделал большой деревянный ящик с наклонной крышей, потом круговые отверстия, в которых находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы «светофор» увидели все, ящик установили на длинном шесте, а с него змейками опускались провода на специальную тележку. Здесь и был «пульт управления» светофором.
Собственно Гаррету светофор понадобился только после того, как он купил себе первый автомобиль. Его изобретение действовало по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры. И с подсказками в виде цифрового отсчета, и без них…
Правда, патент на изобретение Моргану удалось получить только спустя девять лет, в 1923 году. А еще четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» систему, предложенную Гарретом. Небезынтересным был, например, такой «пассаж»: если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до ушей полисмена в будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…
Устройство современных светофоров
Современные нам светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог.
Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановки. При этом датчики движения фиксируют движущиеся по трассе транспортные средства, задавая им ритм езды при помощи световых сигналов.
В крупных городах светофоры объединены в крупные автоматизированные системы по управлению дорожным движением, которые могут создавать такие достаточно сложные эффекты как, например, «зелёная волна».
Дальнейшие пути развития светофора как средства управления дорожным движение будут лежать в области развития искусственного интеллекта, который, со временем, сможет взять на себя все функции регулирования транспортных потоков, полностью исключив из этого процесса человека.
Состав движения
Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:
- Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
- Либералы. Наиболее яркий представитель — академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
- “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.
В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов — правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.
Правозащитники
Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.
В дальнейшем правозащитники начали выпускать газету «Хроника текущих событий», в которой описывали все случаи нарушения прав человека в СССР. При этом данная группа диссидентов работала не только в Москве, но и во всех крупных городах страны. Против правозащитников шла борьба со стороны государства, в том числе и через 5-го отдел КГБ. Большинство правозащитников, которые имели активную позицию и активно участвовали в жизни диссидентов, попали в лагеря, психиатрические больницы или были высланы из страны.
Академик Сахаров
Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.
Первая попытка: семафорные стрелки и газовый фонарь
Считается, что самый первый светофор в истории был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года. Уже тогда британская столица страдала от насыщенного трафика и пробок, правда, стоит уточнить, что речь идет о движении экипажей.
Изобрел светофор Джон Пик Найт, который был специалистом по железнодорожным семафорам. Поэтому устройство очень напоминало модели, применяемые на железной дороге. Оно управлялось вручную и представляло собой две семафорные стрелки, установленные на шестиметровом столбе. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45 градусов – «приготовиться к движению». Ночью вместо стрелок работал вращающийся газовый фонарь, с помощью которого поочередно подавались красный и зеленый сигналы. Этот выбор цветов, который используется и на современных светофорах, вовсе не случаен. Красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо.
Первый семафор не страдал от отсутствия внимания – со всей Великобритании приезжали посмотреть на необычное устройство. До тех пор пока не приключилась с ним беда. В январе 1869 года газовый фонарь взорвался, серьезно ранив полицейского, который управлял светофором. На самом высоком уровне – специальным правительственным указом – было запрещено применять подобные устройства. В Европе о светофорах забыли почти на полвека.
Кто первее?
Пальму первенства у американцев пытаются отнять англичане. И у них есть повод для этого — прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель — Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто-напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве.
Его «светофор» управлялся вручную и имел два семафорных крыла
Если крылья были подняты горизонтально — это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов — движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом
Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании.
Световой день в Лондоне 10 декабря короток, как клюв у воробья. Не все успевали «проскочить» в светлое время суток. Для «опозданцев» Найт придумал подсветку. «Переключателем» сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет.
Вот только проработало это изобретение менее месяца: 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен, а позже скончался в больнице. После чего «бобби» наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря. Регулирование сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.
Особенности современных светофоров
Ритм жизни с каждым годом увеличивается, а значение регулировщиков возрастает. День ото дня совершенствуется система управления светофорами, их устройство и дизайн для того, чтобы оптимизировать систему движения и транспорта, и пешеходов в городах по всему миру. Так, вместо жёлтого цвета в некоторых странах начали использовать оранжевый, аргументируя это тем, что длина волны, определяющая дальность действия, у оранжевого выше, нежели у жёлтого. Для удобства водителей и пешеходов светофоры оборудуют указательными стрелками, секундомерами, звуковыми сигналами и мигающими эффектами, оповещающими о скором переключении сигнала.
Однако и это не всё. Индивидуальность жизни в каждом городе, а то и стране диктует свои условия, которые местные и региональные власти учитывают для облегчения передвижения жителей, а также общественной безопасности и спокойствия.
Например, в американском городе Сиракузы, населённом ирландскими иммигрантами, светофоры установлены «вверх ногами». Связано это с тем, что очень долгое время некоторые активисты разбивали стёкла красным фонарям, цвет которых символизировал Англию.
Между Ирландией и Англией со времён присоединения к Британской империи в XIX веке и последовавших нескольких войн за независимость очень трудные взаимоотношения, потому для предотвращения «фонарных акций», начавших ударять по бюджету города, власти изменили последовательность сигналов, поставив ирландский зелёный выше английского красного.
В Бразилии же, учитывая достаточно криминальную обстановку на улицах города, с 10 вечера и до 5 утра водителям официально разрешено не останавливаться на красный свет, т.к. во время ожидания переключения сигнала может быть осуществлено разбойное нападение, влекущее не только ограбление, но и убийство.
При оптимизации светофорных систем в городе учитывают и интересы граждан с расстройствами зрения. Так, южнокорейским дизайнерам принадлежит разработка светофора для дальтоников. В основе его работы лежит идея регулировки движения посредством изменения форм разных геометрических фигур, а не цветов.
В Осло для обозначения красного сигнала на пешеходном светофоре используют две стоящие фигуры человечков, чтобы слабовидящие люди видели, когда нужно стоять, а когда идти.
В Москве можно встретить светофоры для дальтоников-дихроматов, где красный цвет имеет оранжевый оттенок, а зелёный – синий.
Интересно, что в Японии долгое время вместо зелёного цвета светофоры использовали синий. Однако научные исследование, доказавшие низкую реакцию человеческого глаза на этот сигнал, привели к перепрограммированию аппаратов на новый цвет. Сами же японцы до сих пор называют зелёный синим.
Ссылки[править | править код]
Inventing history:Garrett Morgan and the traffic signal (англ.) — рассказ об истории светофора, посвященный развенчиванию мифа о важной роли Гаррета Моргана
NEW TRAFFIC SIGNAL INSTALLED,The Motorist, August, 1914 (англ.) — репортаж об установке светофоров конструкции Джеймса Хога
Mr. Trafficlight, Motor News, March 1947 (англ.) — статья об изобретателе трехцветного светофора Уильяме Поттсе.
Traffic Light History (англ.) ГИБДД:начало пути, Казанский портал
History and Heritage: Short History of traffic Signal, ASCE Austin Branch Newsletter, Feb
2005 (англ.)
The History of Roads and Asphalt, About.com (англ.)
|
Выделить Светофор
и найти в:
|
|
|
- Страница — краткая статья
- Страница — энциклопедическая статья
- Разное — на страницах: , , ,
Начало
История создания светофора начинается в 1868 году, года из-за всевозрастающего движения английский парламент потребовал установить в Лондоне прибор, который бы помогал пешеходам переходить дорогу. Взяв за основу железнодорожный семафор, изобретатель Дж. П. Найт сконструировал достаточно примитивное устройство башенного типа с двумя семафорными стрелками, управлявшимися вручную. Когда стрелки располагались горизонтально, автомобилям запрещалось проезжать, а положение на 45 градусов означало разрешение движения. С наступлением темного времени суток аппарат подсвечивался с помощью обычного для той эпохи газового фонаря. Кстати, именно его взрыв привел к тому, что «башню» демонтировали и не использовали около полусотни лет.
История светофора в его современном виде умалчивает, кто был его создателем и где он впервые появился. Наиболее распространенная версия гласит, что его автором являлся полисмен из Солт-Лейк-Сити, построивший устройство в форме скворечника, который для усиления подсветки имел две железнодорожные линзы толщиной 5,5 дюймов. Что касается устройства с тремя разноцветными сигналами, то впервые оно было установлено в 1920-м году в Детройте. Причем для усиления мощности применялись линзы на 8 дюймов. А уже в 50-е годы 20-го века в США массовое распространение получили светофоры с линзами в 12 дюймов.
Футуристические светофоры
Хотя за последний десяток лет в светофоры ничего принципиально нового не было привнесено, в некоторых странах существуют пилотные проекты, предусматривающие внедрение инноваций в этот важный элемент уличной инфраструктуры. Если такие проекты докажут свою результативность, то в дальнейшем появятся все шансы на их массовое распространение.
Разноцветная подсветка пешеходных пешеходов.
Поскольку именно пешеходы довольно часто отказываются обращать внимание на то, какой цвет горит на светофоре, было решено этой категории участников движения уделить особое внимание. Суть ноу-хау состоит в том, что когда человек переходит дорогу на зеленый цвет, у него под ногами загорается круг такого же цвета
То же самое происходит и с желтым, и красным. Естественно, такая технология не может задержать нарушителя физически, но весьма влияет психологически.
Виртуальная стена.
В этом проекте используются лазерные лучи, которые создают иллюзию стены, возникающей на пути водителя, игнорирующего запрещающий сигнал. И в этой находке чувствуется практическая значимость: если на красный свет светофора можно и не остановиться, то заставить себя проехать насквозь «стену» практически невозможно.
Анимированный светофор способен стать фитнес-тренером?
Скорее да, чем нет. Уже существуют приборы, которые в течение 20-30 секунд показывают пешеходам, ждущим зеленый свет, элементарные физические упражнения. То есть анимированные человечки на табло светофора способны скрасить людям время за небольшой, но полезной зарядкой.
Что представляет собой реверсивное движение
В разное время суток потоки машин неравномерно распределены. Например, утром, когда люди едут на работу движение преимущественно с окраин в центр, а вечером наоборот. Чтобы сбалансировать движение были придуманы специальные ряды, езда по которым возможна в обе стороны.
Для регулирования используют:
- дорожную разметку;
- специальные символы в виде знаков;
- реверсивные светофоры.
В нужное время включается зелёный сигнал для одного из направлений и загорается красный для противоположного. Мера призвана снизить количество пробок на узких участках дороги или в условиях увеличенного потока машин. Итак, рассматривая понятие реверсивный светофор и что это такое отмечается, что это дорожный символ, призванный регулировать проезд на специализированных участках.
Для пешеходов
Чаще всего такие светофоры состоят из двух цветов: зеленого и красного. В странах СНГ на подобных устройствах изображается стоящий и идущий человек. Такие светофоры устанавливаются возле пешеходных переходов. Большинство из них переключается автоматически, однако существуют сигнальные устройства, которые работают на протяжении определенного срока после нажатия кнопки. Некоторые светофоры издают звуковой сигнал, который помогает ориентироваться людям с ограниченными возможностями.
Однако специальные сигнальные устройства для пешеходов устанавливаются не во всех местах, и ориентироваться приходится по приспособлениям, предназначенным для автомобилей. Поэтому даже людям, не умеющим водить, необходимо знать, какие виды светофоров существуют.
Виды светофоров
Классический светофор – трёхцветный с круглыми лампами: красной, оранжевой и зеленой. Обычно они расположены вертикально, но на широких многополосных трассах применяются горизонтальные.
Дорожные и пешеходные светофоры
Типов дорожных светофоров больше, поскольку транспорт имеет более высокую, чем пешеходы, вариативность движения. Типы транспортных светофоров имеют следующее назначение.
- Светофоры со стрелками, направленными в одну или несколько сторон. Они разрешают движение в соответствующем направлении.
- Светофоры со стрелками, направленными по ходу движения (вверх). Используются в тех случаях, когда движение по их сигналу не пересекается иными транспортными потоками (на постсоветском пространстве практически не встречается).
- Могут существовать уменьшенные варианты дорожных светофоров, аналогичны по смыслу. Применяются как вспомогательные (дублируют сигнал), когда главный светофор плохо виден.
- Горизонтальное светофорное табло из нескольких экранов. Используется для разрешения или запрета движения по одной или нескольким полосам при реверсивном движении. Также устанавливается у тоннелей. Обозначение запрещающего сигнала обычно – косой крест, разрешающего – стрелка.
- Светофоры для движения по выделенной полосе.
- Светофоры на жд-переездах.
- Специальный светофор с одним сигналом желтого цвета. Сигнализирует, что впереди нерегулируемый перекресток или пешеходный переход.
- Светофор с двумя сигналами. Ставится в местах сужения дороги (обычно на время ее ремонта) и введении здесь реверсивного движения.
Светофоры для пешеходов чаще всего два сигнала. Часто сигнал выглядит как стилизованная картинка фигуры идущего или стоящего человека.
Железнодорожные светофоры
Сигналы жд-светофоров предназначены машинистам, управляющим составами. Виды светофоров на железной дороге обладают более богатой цветовой гаммой. Помимо стандартных цветов, ведущий поезд машинист также получает информацию от светофоров синего и белого сигналов, а также их различных комбинаций.
Для автомобилиста при пересечении железнодорожных есть общий принцип: зеленый – «можно ехать» и красный – «нельзя ехать».
Трамвайный светофор
Еще одна разновидность – белый светофор для трамваев, а иногда и прочих транспортных средств, движущихся по выделенной полосе, имеет Т-образную форму и 4 одноцветных сигнала.
Движение или поворот можно только при условии того, что активен нижний, а также и один или несколько верхних. Соответственно, один из верхних позволяет двигаться в одном из соответствующих направлений.
Реверсивные светофоры
Этот тип светофоров используется при движении по одной полосе. Обычно применяется при ремонте дороги или на других суженных участках. Он может состоять из двух сигналов: красный косой крест – движение запрещено и зеленая стрелка – разрешено. Иногда применяется третий сигнал – косая стрелка, направленная вправо или влево. Таким образом водитель получает информацию – на какую полосу ему нужно будет перестроиться.
Светофоры с дополнительной секцией
Светофоры с дополнительными секциями могут иметь их в общей сложности до пяти. Такие дополнительные секции уточняют предписания в конкретном направлении. Они могут быть Г-образной или Т-образной формы.
Стрелки и стрелочные секции
Обычно, чтобы можно было продолжить движение, это должен разрешить сигнал на центральной вертикальной линии светофора. Дополнительные секции (одна или несколько зеленых стрелок) уточняют возможность движения в сторону. Если они не активны – поворот в этом направлении запрещен, даже при условии того, что активен разрешительный сигнал на вертикальном ряду.
Если правая секция разрешает поворот (активен основной разрешающий сигнал) уступить дорогу надо исключительно пешеходам, если они находятся на дороге. Обычно для них в этот момент выход на дорогу запрещен.
Если поворот разрешает левая секция – обычно помех можно не ждать, поскольку остальным участникам движения запрещено мешать такому маневру. Однако, если транспорт будет двигаться по «встречке», ему дорогу надо будет уступить.
Если горит запрещающий сигнал основной секции, но поворот разрешен сигналом на дополнительной – такой маневр совершать можно. Главное условие – не мешать другим участникам дорожного движения.
Создание автоматических светофоров
Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.
Считается, что первую подобную систему создал Эрнст Сирин, получивший на неё в 1910 году. При этом она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.
В современном же виде светофор был создан в 1912 году изобретателем из штата Юта Лестером Вайром. Он уже работал на электричестве и имел два светильника круглой формы зелёного и красного цвета. Правда, свою конструкцию Вайр не запатентовал.
Однако массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, когда 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, Американской светофорной компанией было установлено сразу четыре светофора. Располагались они на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида, а их создателем был Джеймс Хог.
Эти аппараты так же имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке.
Аппараты, же имеющие привычную нам трехцветную цветовую схему, появились значительно позднее, в 1920 году на улицах Нью-Йорка и Детройта. Их создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.
Европа несколько отставала от США в процессе «светофоризации» и первый электрический светофор там появился во Франции в 1922 году, а Англии это устройство было установлено только в 1927 году.
В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В столице же страны эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже — 30 декабря того же 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.
Все эти светофоры устанавливались в порядке эксперимента и после его завершения в одной только Москве к концу 1933 года было смонтировано около ста таких приборов.
При этом светофоры того времени отличались от привычных нам тем, что они использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала не на время, а на цветное поле, обозначающее режим движения. Их достаточно быстро заменили на знакомые нам электрические фонари с вертикальным расположением светильников, однако и они были не такие как мы привыкли. Дело в том, что расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым: сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.
Само же слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.
Устройство светофора
Светофор – устройство, обычно заключенное в пластмассовый или алюминиевый корпус. Оно располагается на такой высоте, откуда его будет хорошо видно водителям автомобилей и пешеходам. Обычно конструкция такого светофора (частое название – импульсный) предполагает использование светодиодных матриц, срок службы которых составляет до пяти лет. В малонаселенных местностях иногда применяются менее долговечные и устаревшие лампы накаливания. Согласно ГОСТ, видимость светофора при соблюдении большинства условий должна составлять не менее 100 метров.
Иногда устройство оснащается ручным пультом управления, чтобы дать пешеходам возможность перейти автодорогу. Это делается на тех участках, трасс где поток пешеходов не настолько активен, чтобы регулярно тормозить поток автомобилей.
Изменение дорожной обстановки может привести к тому, что информационный таймер на привычном светофоре поменяет свое значение. Обычно это происходит в сторону увеличения продолжительности разрешающего сигнала для транспорта. По мнению экспертов, будущее комфортной городской среды предполагает дальнейшую компьютеризацию систем городского автомобильного трафика.
Создание автоматических светофоров
Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.
Считается, что первую подобную систему создал Эрнст Сирин, получивший на неё в 1910 году. При этом она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.
В современном же виде светофор был создан в 1912 году изобретателем из штата Юта Лестером Вайром. Он уже работал на электричестве и имел два светильника круглой формы зелёного и красного цвета. Правда, свою конструкцию Вайр не запатентовал.
Однако массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, когда 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, Американской светофорной компанией было установлено сразу четыре светофора. Располагались они на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида, а их создателем был Джеймс Хог.
Эти аппараты так же имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке.
Аппараты, же имеющие привычную нам трехцветную цветовую схему, появились значительно позднее, в 1920 году на улицах Нью-Йорка и Детройта. Их создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.
Европа несколько отставала от США в процессе «светофоризации» и первый электрический светофор там появился во Франции в 1922 году, а Англии это устройство было установлено только в 1927 году.
Конструкция
На лампах накаливания и галогенных лампах
Светофор в Ашхабаде
- Лампа
- Отражатель
- Светофильтр
- Линза Френеля
- Козырёк
Встречаются светофоры без отражателя. Это снижает и без того низкий КПД, но избавляет от ложной засветки.
Светодиодные
Светодиодные пешеходные светофоры старой (дальний) и новой плоской конструкции, в новом обратный отсчёт времени происходит и при красном сигнале, а при зелёном сигнале «человечек» анимированный
- Матрица светодиодов, так называемый светоблок
- Антивандальное стекло, на внутренней стороне которого отлиты множество линз
- Козырёк
Преимущества У светодиодных светофоров чистые яркие цвета, они менее склонны к паразитной засветке. Высокий КПД экономит электроэнергию. Выход из строя одного светодиода не сказывается на работе светофора; такие светофоры не сгорают, а теряют яркость со временем, давая дорожным службам время на ремонт. Светодиодные светофоры лучше видны под острым углом (это и преимущество, и недостаток). В одной секции могут сосуществовать несколько разных сигналов. Светодиодные светофоры более вандалоустойчивы.
Опыт железнодорожников показывает, что жёлтый и белый в «светодиодном» исполнении, а также присущее светодиодам резкое мигание плохо воспринимаются[источник не указан 2314 дней
]. На развязках с большим числом светофоров приходится искусственно делать светофоры направленными, снабжая их линзами особой формы. В странах с холодными зимами приходится делать подогрев светофора — обратная сторона высокого КПД.
Блок управления светофорным объектом
Светофорный объект — это группа светофоров, которая обслуживает один участок дорожной сети и действует как единое целое.
Простейший способ управления светофором — электромеханический, с помощью кулачкового механизма. Более продвинутые электромеханические контроллеры имели несколько программ работы (несколько пакетов кулачков) — под разные нагрузки перекрёстка. В современных светофорах применяются микропроцессорные схемы.
В крупных городах, страдающих от «пробок», светофорные объекты подключают к единой системе регулирования движения (как правило, через GSM-модем). Это позволяет оперативно изменять программы работы светофора (в том числе временно, на несколько часов или дней) и синхронизировать светофорные объекты друг с другом с точностью до секунд. Все программы составляются и утверждаются в ГИБДД.
Для прохода пешеходов через оживлённую трассу, а также на неравнозначных перекрёстках применяются контроллеры вызывного действия, дающие зелёный, когда со второстепенного направления приближается машина (для этого под асфальтом располагается индуктивный датчик) или когда пешеход нажмёт на кнопку.
Железнодорожные светофоры подключаются к исполнительной части системы сигнализации, централизации и блокировки.
Светофор и идея социальной справедливости
В начале прошлого столетия, в 1912 году, первый электрический семафор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета) появился в Америке. Его изобретатель – Лестер Вайр – устройство не запатентовал.
Зато спустя 11 лет патент на светофор получил другой американец – Гаррет Морган, который вошел в историю как автор первого трехпозиционного светофора. Однако первым он стал еще по одной причине – Морган наделил светофор глубоким смыслом. Темнокожий инженер своим изобретением выдвинул идею социальной справедливости. В его патенте, помимо технического описания, было написано: «Назначение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле». Так в Америке возникла поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гаррет Морган сделал их равными».
Светофоры Моргана появились очень вовремя – бурные двадцатые в США запомнились автомобильным бумом. С конвейера завода Ford миллионами сходили новенькие машины, которые стали более доступны для простых американцев. Светофоры сделали равными автомобилистов на оживленных улицах Нью-Йорка и Детройта, а затем и других американских городов. Спустя два года светофоры появляются в Париже, а в 1927 году – устанавливаются на улицах британских городов.